Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 122 из 153)

5. Референдум

В качестве института непосредственного народовластия общенациональный референдум в Конституции Японии напря­мую не упоминается, и подобные референдумы здесь не про­водились. Исключение сделано относительно поправок к Кон­ституции. Напомним, что согласно части первой ст. 96 поправки к Конституции после одобрения квалифицированным боль­шинством в обеих палатах Парламента "представляются на одобрение народа; поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших либо в порядке особо­го референдума, либо путем выборов — в соответствии с ре­шением Парламента".

Однако указанное конституционное положение о ратифи­цирующем референдуме до сих пор носит чисто умозритель­ный характер, так как после попыток пересмотра Конститу­ции в 50-х гг. ни одна из палат Парламента каких-либо поправок к Конституции не предлагала. До сих пор нет закона, регулиру­ющего процедуру народного голосования по предложенным поправкам.

Помимо рассмотренных выше особенностей регулирования общенационального референдума, в гл. VIII Конституции, по­священной местному самоуправлению, в ст. 95 предусмотрена возможность проведения местного референдума в том случае, когда будет издаваться закон, применяемый в отношении толь­ко определенного местного органа публичной власти. Японский Парламент может издать такой закон не иначе, как с согла­сия большинства избирателей, проживающих на территории соответствующего местного органа публичной власти.

§ 5. Государственные органы

1. Форма правления и государственный режим

В настоящее время, как мы уже отмечали, японская форма правления представляет собой парламентарную монархию. Благодаря этому деятельность и взаимоотношения централь­ных государственных органов имеют черты, свойственные дан­ному способу организации власти. Государственный режим пос­ле 1993 г., когда безусловное доминирование ЛДП на полити­ческой арене и в Парламенте, казалось, отошло в прошлое, приобрел черты парламентаризма. Однако сегодня похоже, что ЛДП с помощью упомянутой выше избирательной рефор­мы в значительной мере восстановила свое преобладание, хотя и вынуждена вступать в коалицию с другими партиями. В этих коалициях она доминирует, и это позволяет утверждать, что сегодня государственный режим в Японии — скорее министериальный, хотя министериализм этот неустойчивый.

2. Император

Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отда­ется старшему сыну Императора. Лица женского пола насле­довать трон не могут. Царствование каждого Императора про­возглашается определенной "эрой", в соответствии с которой ведется официальное летосчисление, т. е. первый год правле­ния данного Императора считается первым годом соответству­ющей эры и т. д. С января 1989 г. после смерти Императора Хирохито на престол вступил его сын Акихито.

Статус Императора в Японии имеет свои особенности. Что­бы лучше представить себе его реальную власть, необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям — стать­ям Конституции, но и к фактической деятельности Императо­ра. По Конституции (ст. 1) Император является символом го­сударства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.

Согласно ст. 3 и 4 Конституции Император не наделен пол­номочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность. По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего — остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает главного су­дью Верховного суда (ст. 6).

По совету и с одобрения Кабинета Император от имени на­рода осуществляет следующие действия, относящиеся к де­лам государства (ст. 7):

— промульгацию поправок к Конституции, законов, пра­вительственных указов и договоров;

— созыв Парламента, роспуск Палаты представителей и объявление всеобщих выборов в Парламент;

— подтверждение в соответствии с законом назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

— подтверждение общих и частных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний, восстановление в правах;

— пожалование наград;

— подтверждение в соответствии с законом ратификаци­онных грамот и других дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников;

— осуществление церемониала.

В соответствии с Законом об Императорской фамилии 1947 г. династийный порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора, состоящий из двух членов император­ской семьи, Премьер-министра, председателей и вице-пред­седателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда.

Повседневные дела вместо упраздненного министерства Императорского двора решает управление императорского дво­ра, действующее при канцелярии Премьер-министра. Началь­ник управления назначается Премьер-министром с согласия Императора и руководит работой персонала, численность ко­торого в начале 80-х гг. превышала 1 тыс. человек*.

* См.: Правящие круги Японии: механизм господства. М., 1984. С. 180—182, 184.

В случае установления регентства Регент действует от имени Императора. Кроме того, Император в соответствии с законом может поручать другим лицам осуществление своих полномо­чий.

На практике у Императора еще меньше полномочий, чем у монарха Великобритании, поскольку он лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право вето, вли­яние на формирование правительства, верховное главноко­мандование вооруженными силами. Император — это символ единства народа*, в повседневной жизни выполняет церемони­альные функции внешнеполитического характера.

* До принятия Конституции 1946 г. он имел очень широкие полномочия как в области государственного управления, так и в сфере религии. Как отмечалось, в 1946 г. Император Хирохито, правивший с 1926 г., офици­ально отказался от своего божественного происхождения.

Целый ряд внешнеполитических мероприятий Императо­ру приходится выполнять не только единолично, но и с чле­нами императорской семьи. Например, как свидетельствует официально распространяемый красочный буклет "Император­ская семья", со времени своей свадьбы Их Императорские Ве­личества совершили официальные визиты в несколько десят­ков стран мира. По признанию императрицы, "число обяза­тельных для членов императорской семьи мероприятий резко возросло". В качестве одной из причин этого она привела "зна­чительный рост числа гостей, прибывающих из зарубежных государств, обусловленный тем обстоятельством, что число независимых государств более чем удвоилось с 1960 г., когда я только стала членом Императорской фамилии"*.

* The Japan Times. Weekly International Edition. 1997. Oct. 27—Nov. 2.

Монарх также присутствует на различных национальных праздниках и официальных торжествах. На подобных мероп­риятиях проводятся беседы с учеными, художниками и другими специалистами в различных сферах. Император часто посещает объекты социального обеспечения, промышленные предприя­тия, научные центры, художественные выставки и благотво­рительные мероприятия.

Как отмечают некоторые японские юристы и политиче­ские деятели, в связи с тем, что в Конституции отсутствует четкое разграничение между понятиями "государственные дела" и "государственная политика", отсутствуют статьи, зап­рещающие Императору затягивать выполнение решений пред­ставительного органа, равно как нет четко сформулирован­ной процедуры роспуска Палаты представителей, Император может влиять на решение этих вопросов. Указанное утверж­дение не бесспорно, поскольку в силу конституционного обы­чая Император этого никогда не делал. Следует также доба­вить, что жизнь Императора и его семьи окутана таинствен­ностью и в отличие от других монархий приставленные к нему государственные чиновники постоянно ограждают его от кон­тактов с внешним миром.

Правда, ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие стратегические цели, способствующие росту почтения к монарху. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определен­ных условиях важнее формальных полномочий. Как показал опрос японских избирателей в начале 90-х гг., 77% взрослых японцев поддерживали монархическую форму правления.

3. Парламент

В соответствии с положениями ст. 41 Конституции Японии Парламент является "высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства". Ком­петенция Парламента, вытекающая из этой его характе­ристики, в Конституции специально не определена, если не считать отдельных (достаточно многих) ее положений, пре­дусматривающих регулирование тех или иных вопросов законом. Можно, однако, сделать вывод, что японский Парламент обладает неопределенной компетенцией. Во всяком случае Парламент осуществляет законодательную власть, одобряет бюд­жет, контролирует деятельность правительства, осуществ­ляет суд в порядке импичмента в отношении тех судей, про­тив которых возбуждено дело о смещении с должности.