1) Конгресс — легислатуры;
2) Конгресс — конвенты;
3) Конвент — легислатуры;
4) Конвент — конвенты.
До сих пор на практике все поправки, кроме одной, вносились по первой из этих процедур. Исключение составила XXI поправка, отменившая "сухой закон", введенный XVIII поправкой, — она была принята Конгрессом и ратифицирована конвентами штатов.
Сверхжесткий порядок изменения Конституции США 1787 г., установленный для придания ей стабильности, в сочетании с проведением политики воспитания у населения уважения к своему высшему закону, несомненно, достиг своей цели. Более чем за 200-летнюю историю США в Конгресс было внесено около 5 тыс. поправок к Конституции. Из них палатами одобрены 33, а были ратифицированы, как известно, 27, из которых 26 действуют. Как видно, наиболее сильной "фильтрации" проекты поправок подвергаются Конгрессом. Однако и ратификация штатами представляет собой весьма серьезный барьер на пути внесения поправок. Истории развития американской Конституции известны примеры, когда ратификация поправки затягивалась на десятилетия и даже века. Своеобразный рекорд здесь принадлежит XXVII поправке, запрещающей парламентариям увеличивать собственное жалованье: соответствующий закон может вступить в силу только после очередных выборов нижней палаты. Поправка была принята Конгрессом по предложению Дж. Мэдисона в 1789 г., а ратифицирована необходимым числом штатов и вступила в силу лишь 7 мая 1992 г. Таким образом, процесс ратификации занял 203 года. Чтобы исключить подобную практику, Конгресс с 1917 г. стал обычно устанавливать сроки для ратификации. Если требуемое число штатов за отведенное время не одобрит поправку, она считается отклоненной ими. Так произошло, например, с принятыми Конгрессом в 1972 и 1978 гг. соответственно поправками о равноправии мужчин и женщин и о придании федеральному округу Колумбия статуса штата.
Некоторые действующие поправки были ратифицированы рядом штатов гораздо позже того момента, когда они вступили в силу. Так, штаты Массачусетс, Джорджия и Коннектикут ратифицировали Билль о правах лишь к 150-й годовщине его одобрения Конгрессом — в 1939 г.
Почтенный возраст американской Конституции, ее лаконичность и формальная неподатливость изменениям обусловили отсутствие в ней многих институтов, ставших в настоящее время традиционными в общемировой практике конституционализма. Это основы правового статуса политических партий; характеристика государства как правового, светского, демократического, социального; многие права социального характера и т. д. Перечисленные пробелы восполняются актами Конгресса и Президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами, огромное множество которых породило в американской доктрине понятие "живой конституции", соответствующей жизненным реальностям современного мира. Особенно важной является деятельность судов, прежде всего Верховного суда США, по осуществлению конституционного контроля и толкованию Конституции, в процессе которой ее положения подвергаются гибкой интерпретации сообразно потребностям общественного развития. В результате, как отмечают многие американские исследователи, буквальное толкование Конституции давно утратило смысл, оно попросту невозможно без учета судебных решений по конституционным вопросам. Не имея права ни принимать, ни отменять законы, а тем более конституционные нормы, именно суды тем не менее играют решающую роль в определении содержания действующей Конституции.
Известный французский правовед Рене Давид отмечал, что без учета судебного толкования, путем лишь одного ознакомления с текстом невозможно понять ни одного положения Конституции, в частности, решить вопрос о том, соответствует ли ей тот или иной закон*.
* См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 300.
По выражению Г. Э. Хьюза, возглавлявшего Верховный суд США с 1930 по 1941 г., "Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи"*. Толкование судьями Конституции, как уже отмечалось, позволяет приспособить ее положения к изменяющимся историческим условиям, сообщает ей гибкость и эластичность. Истории известны случаи, когда такая интерпретация по прошествии некоторого временного промежутка изменялась до противоположности, что, впрочем, отражало изменение и развитие самого общества. При этом вручение права интерпретации конституционных норм профессионалам — юристам высочайшего класса, к тому же пользующимся в обществе большим авторитетом и независимостью, снижает до минимума опасность произвола и злоупотреблений при его осуществлении. Впрочем, огромная роль судов в формировании норм конституционного права вызывает у некоторых исследователей возражения**.
* См.: Corwin's E. S. The Constitution and What It Means Today. Princeton, 1978. P. 1.
** См.: Bork R. H. The Temptation of America. The Political Reduction of the Law. N. Y., 1978. P. 144.
В понятие "живой конституции" доктрина также нередко включает не только формальные источники конституционного права, но и конституционное поведение, т. е. добровольное следование высшему закону, причем не только его букве, но и духу, которое предполагает прежде всего укоренение в общественном сознании идеи незыблемости прав человека. Без этого Конституция не имела бы никакой ценности и смысла.
Конституция США положила начало современному пониманию конституции как в материальном, так и в формальном смысле. С одной стороны, впервые конституцией стал называться юридический акт, осуществляющий целостное регулирование основ устройства государства. С другой — особая значимость данного документа обусловила наличие у него и специфических формально-юридических признаков: наивысшей юридической силы, а также усложненного порядка изменения по сравнению с иными правовыми актами, в том числе законами. Для подавляющего большинства конституций различных стран мира характерно сочетание указанных материально-правовых и формально-правовых признаков. Поэтому все их, в известном смысле, можно считать потомками Конституции США 1787 г.
Однако не только и, пожалуй, не столько форма американской Конституции, сколько ее содержание способствовало распространению доктрины и практики конституционализма во всем мире. Эта ее роль есть предмет особой гордости американцев. Признавая свою Конституцию, возможно, самой "важной статьей экспорта США"*, американцы и внутри страны всемерно поддерживают ее высокий престиж и авторитет. Об этом красноречиво свидетельствуют многие обстоятельства политико-правовой действительности США. Так, все парламентарии, должностные лица судебной и исполнительной власти, как Союза, так и штатов, включая Президента США, при вступлении в должность дают присягу или торжественное обещание соблюдать Конституцию (ст. II, VI). Процесс натурализации в качестве необходимых предварительных условий предусматривает, в частности, проверку "понимания основных принципов Конституции США", а также принесение присяги, декларирующей "поддержку Конституции Соединенных Штатов и выступление в ее защиту от любых внешних и внутренних врагов".
* Мишин А. А., Власихин В. А. Указ. соч. С. 13.
Федеративное устройство США исторически характеризуется наличием наряду с федеральной Конституцией собственной конституции у каждого штата.
За всю историю Северной Америки до 1991 г. на территории США в общей сложности было принято 146 конституций штатов*. Они принимались в разное время. Среди действующих этих конституций три были приняты в XVIII в., 29 — в XIX, остальные — в XX. Самой старой из них является Конституция штата Массачусетс 1780 г., самой новой — Конституция штата Джорджия 1982г.
* См.: Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. М., 1998. С. 80.
Исторически наиболее активными в конституционном строительстве были штаты Юга. Так, чемпионом по числу принятых конституций является Луизиана, конституционная история которой насчитывает 11 высших законов. Западные же штаты, наоборот, как правило, принимали по одной конституции. В большинстве штатов конституции принимались конвентами и одобрялись референдумами.
Ни одна из действующих ныне конституций штатов не имеет значительных черт сходства с федеральной Конституцией. В сравнении с последней высшие законы штатов имеют следующие особенности: упрощенный порядок изменения конституционных положений, а отсюда и большая подвижность*; значительный объем большинства конституций, усложненность внутренней структуры, детализированность текста, прямое отражение в нем современных политико-правовых реальностей. Заметно отличаются конституции различных штатов и друг от друга. Так, 17 из них провозглашают равноправие мужчин и женщин, 21 содержит право народной инициативы, 37 — институт референдума, 15 — право отзыва населением депутатов и различных чиновников публичной службы.
* В штате Джорджия, например, в Конституцию 1945 г., действовавшую до 1976 г., было внесено 832 поправки.
§ 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
1. Общая характеристика правового регулирования прав, свобод и обязанностей
Американская правовая доктрина базируется на концепции естественного происхождения прав и свобод человека. Данный принцип послужил своего рода национальной идеей, под лозунгом которой была завоевана независимость и образовано государство. Именно в Британской Северной Америке впервые в истории основные права и свободы получили комплексное закрепление в документе конституционного значения — Декларации прав штата Виргиния, принятой 12 июня 1776 г. Парадокс заключался в том, что, будучи идеологически направленным против Великобритании, содержание Декларации, как и более позднего североамериканского законодательства, базировалось на идеях, разработанных и утвердившихся к тому времени именно в этой стране — исторической родине, против которой восстали колонисты.