В Конституции записана такая личная гарантия, как тайна переписки, телеграфных сообщений, телефонных сведений и сообщений, которая ненарушима, за исключением случаев ее неприменения на основании судебного ордера при условиях и в форме, установленных законом, в целях предварительного расследования по уголовному делу или судебного следствия. Жилище, согласно Конституции, является неприкосновенным убежищем человека; никто не может в него проникать без согласия его обитателя, кроме случаев, когда проникновение имеет место, в момент совершения преступления, или бедствия, или оказания помощи, или, в течение суток, — на основании судебного ордера.
В этой же статье содержатся около двух десятков отдельных пунктов, регулирующих различные аспекты прав в судебно-процессуальной области. Можно назвать лишь некоторые из них: запрещение обратной силы закона, недопустимость доказательств, полученных незаконными способами, презумпция невиновности, установление преступлений и наказаний только законом.
Конституция содержит и некоторые новые положения, пока почти не встречаемые за рубежом на уровне конституционного законодательства. Законодателю предписано индивидуализировать наказания, из которых среди прочего могут применяться: а) лишение или ограничение свободы; б) потеря имущества; в) штраф; г) альтернативная общественная служба; д) приостановление или лишение прав. Бразилия реально осуществила право на жизнь, поскольку смертная казнь запрещена, за исключением периодов состояния объявленной войны. Запрещены такие кары, как пожизненное наказание, принудительные работы, изгнание, жестокие наказания.
Недавно появившееся в конституционном законодательстве право на ответ гарантируется в степени, пропорциональной нанесенному оскорблению, не считая возмещения материального, морального ущерба или ущерба репутации какого-либо лица.
Свобода передвижения по национальной территории гарантируется в мирное время, причем в соответствии с законом любое лицо может въезжать на территорию, оставаться на ней или ее покидать со своей собственностью.
4. Политические права и свободы
Посвященная политическим правам глава регулирует лишь права, связанные с участием в выборах, плебисцитах и референдумах. Эти права станут предметом рассмотрения ниже, в § 4, а здесь мы остановимся на тех политических правах и свободах, которые вычленяем из той же ст. 5, охарактеризованной выше как мини-кодекс прав и свобод.
Согласно этой статье все могут без разрешения собираться мирно без оружия в местах, открытых для публики, если только такое собрание не нанесет ущерба другому собранию, ранее созванному на этом же месте; требуется только простое извещение компетентных органов власти. Свобода ассоциаций с законными целями является полной, однако ассоциации военизированного характера запрещаются; последнее положение явно навеяно нормами европейского конституционного права (например, ч. 5 ст. 22 Конституции Испании 1978 г.). Право на образование ассоциаций достаточно полно регламентировано и отделено от права на образование политических партий, в отношении которых имеются некоторые ограничения, о коих будет сказано ниже. Таким образом, образование ассоциаций и, в соответствии с законом, образование кооперативов не требуют разрешения; вмешательство государства в их деятельность запрещено. Ассоциации не могут быть распущены, а их деятельность разрешено приостанавливать только на основании судебного решения, причем в первом из указанных случаев только в результате окончательного судебного решения. Никто не может быть обязан вступать в ассоциацию или оставаться в ней.
Сравнительно недавно возникшее право на получение и распространение информации регулируется несколькими пунктами ст. 5. Каждый имеет право получать от публичных органов информацию, касающуюся своих особых либо же коллективных или общих интересов; такая информация передается в сроки, установленные законом под угрозой наступления ответственности, за исключением информации, секретность в отношении которой необходима для обеспечения безопасности общества и государства. На конституционный уровень поднято регулирование права подачи петиций публичным властям в целях защиты прав или прекращения незаконных действий или злоупотреблений властью, а также регулирование права получать от публичных учреждений документы, необходимые для защиты своих прав и разъяснения обстоятельств личного характера; и в первом, и во втором случаях каждый это может делать без уплаты сборов.
Традиционная свобода печати в выражениях, обычно применяемых для ее провозглашения, не получила отражения в Конституции 1988 г. Эти отношения трактуются в гораздо более широком контексте, поскольку интеллектуальная, художественная, научная и коммуникативная деятельность свободна и не может подпадать под какую-либо цензуру или нуждаться в разрешении.
Как форму защиты прав и свобод и в то же время как одно из политических прав можно рассматривать предоставляемое Конституцией право на народный иск (о асао popular): любой гражданин, точнее — избиратель, вправе предложить осуществить народный иск с целью аннулирования какого-либо акта, наносящего ущерб публичному имуществу или организации (a endidade), в которой участвует государство, административной морали, окружающей среде или историческому или культурному наследию; истец, кроме доказанного случая недобросовестности, освобождается от судебных пошлин и издержек (п. LXXIII). Это право уже содержалось в Конституции 1967 г. в редакции 1969 г., только теперь к целям "народного иска" добавлена "окружающая среда". Предусмотрена и народная законодательная инициатива на различных уровнях.
Никто не может быть лишен политических прав. Они не утрачиваются, и их осуществление не может приостанавливаться, за исключением случаев: аннулирования натурализации вступившим в силу приговором суда; абсолютной гражданской недееспособности; вступления в силу обвинительного приговора, но только на период, им установленный; отказа от выполнения обязанностей, возлагаемых на всех, или от несения альтернативной службы; административной нечестности, то есть нарушения принципов деятельности публичной администрации — законности, объективности, нравственного поведения и публичности.
5. Экономические, социальные и культурные права и свободы
Проблематика экономических и социальных отношений не является совершенно новой в Конституции 1988 г. Значительный по объему раздел "Об экономическом и социальном устройстве" содержался в Конституции 1934 г. и был, очевидно, навеян соответствующими положениями Веймарской конституции Германии 1919 г. Ныне действующая бразильская Конституция отделила вопрос об экономических и социальных отношениях как элементе общественного строя, которым отвела особый раздел, от вопроса о субъективных правах и свободах в данной области, которые урегулированы в одной из глав раздела об основных правах и гарантиях. Некоторые из них урегулированы в упоминавшейся ст. 5, другие, напротив, в соответствующих главах раздела о социальном устройстве, положения которого приводятся ниже, в п. 2 § 3 настоящей главы.
Фундаментальное экономическое и социальное право — право собственности — сформулировано в Конституции 1988 г. в соответствии с новейшими тенденциями в его регулировании. Так, в ст. 5 наряду с гарантией права собственности вообще (п. XXII) указано в п. XXIII, что собственность будет нести также социальную функцию. Законодателю в п. XXIV предписано установить процедуру экспроприации для публичных нужд или публичной пользы или в общественных интересах при справедливом и предварительном денежном возмещении, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. В случае неотвратимой публичной угрозы компетентные власти могут использовать отдельные объекты собственности; в случае причинения ущерба такой собственности в последующем производится соответствующее возмещение собственнику. Мелкая сельская собственность, определенная законом в качестве таковой и обработанная семьей, не подлежит конфискации за долги в результате производственной деятельности со времени ее семейной эксплуатации; закон указывает средства для финансирования развития такой собственности. Фермерская собственность пользуется, таким образом, особой конституционной защитой.
В главе о социальных правах к их объектам отнесены: образование, здоровье, труд, отдых, досуг, защищенность, социальное обеспечение, охрана материнства и детства, помощь беспризорным (ст. 6 в ред. Конституционной поправки № 26 2000 г.).
В Конституции не провозглашается право на труд, но устанавливается свобода любого труда, занятия или профессиональной деятельности при условии соблюдения требуемой законом профессиональной квалификации (п. XIII ст. 5).
Содержащейся в ст. 7 (с ее 34 пунктами) конституционной регламентации различных аспектов оплаты труда, гарантий от безработицы и некоторых других вопросов, непосредственно затрагивающих трудящегося, могло бы позавидовать трудовое законодательства немалого числа стран. Городские и сельские трудящиеся защищаются от произвольных увольнений или увольнений без достаточных оснований (детальное регулирование осуществляется дополняющим законом). Предусмотрены в числе других прав компенсационное вознаграждение, страхование от безработицы, участие с этой целью во время занятости в компенсационном фонде на случай безработицы. Специально определено, что минимальная заработная плата, установленная законом и унифицированная на национальном уровне, должна быть достаточной для того, чтобы позволить трудящемуся удовлетворить элементарные жизненные потребности и потребности его семьи в отношении жилища, питания, образования, здравоохранения, досуга, одежды, гигиены, транспорта, пенсии и социального обеспечения; эта минимальная заработная плата подвергается периодическим пересмотрам, которые гарантируют покупательную способность. Здесь же содержится запрет увязывать минимальную заработную плату с какими-либо иными целями. При разработке Конституции ее учредители не пожелали, чтобы минимальная заработная плата использовалась в качестве основы для общей индексации заработной платы в стране, в которой в течение нескольких лет была сильная инфляция, и для системы индексации в экономике. Ставка заработной платы должна быть пропорциональна продолжительности и сложности труда. Заработная плата не может сокращаться, за исключением случаев, когда этот вопрос решается по-другому коллективным соглашением или договором. Трудящийся должен получать, кроме того, тринадцатую заработную плату в размере среднемесячной заработной платы или пенсию за выслугу. Участие персонала в прибыли или в результатах деятельности предприятия независимо от получаемой заработной платы также получило отражение в конституционном тексте. Семейная надбавка предоставляется трудящимся, имеющим иждивенцев. Наконец, установлено, что нормальная продолжительность труда не должна превышать 8 часов в день и 44 часов в неделю; компенсация за часы или сокращение рабочего дня может быть предусмотрена коллективными соглашениями или договорами. Вознаграждение за сверхурочную работу должно не менее чем на 50% превышать нормальную заработную плату, а оплата ежегодного отпуска — не менее чем на треть.