Совет национальной обороны представляет собой консультативный орган Президента республики по вопросам, связанным с национальным суверенитетом и защитой демократического государства. В состав Совета входят Вице-президент республики, председатель Палаты депутатов, председатель Сената; министр юстиции; министр обороны, командующие Военно-морскими, Сухопутными и Военно-воздушными силами, а также глава военного кабинета Президента республики, министр внешних сношений, министр планирования.
Совет дает свое заключение по поводу объявления войны и заключения мира в соответствии с Конституцией, а также по поводу введения состояния защиты, военного положения и федерального вмешательства, предлагает основания и условия использования зон, необходимых для обеспечения безопасности национальной территории, и дает свое заключение об эффективности их использования, особенно в пограничной полосе и в зонах, которые связаны с сохранением и эксплуатацией природных ресурсов любого характера. Совет изучает необходимость инициатив для гарантирования национальной независимости и защиты демократического государства, вносит предложения и следит за их реализацией.
Публичная администрация. Президент республики и государственные министры осуществляют исполнительную власть с помощью органов публичной администрации. Ее статус урегулирован в Конституции почему-то даже раньше, чем статус законодательной, исполнительной и судебной власти. Правда, соответствующие конституционные положения относятся не только к федеральной публичной администрации, но также и к остальным ее уровням. Автономные организации (публичные предприятия, смешанные хозяйственные общества и фонды) создаются специальным законом (общий их статус регулируется дополняющим законом). Также законодательным путем дается разрешение на создание подчиненных им структур и на участие в частных предприятиях. В хозяйственном обороте автономные организации действуют на равных правах с частными. Управленческая, бюджетная и финансовая автономия органов и организаций прямой и косвенной администрации может быть расширена их договором с соответствующей публичной властью.
Согласно ст. 37 Конституции в редакции Конституционной поправки № 19 1998 г. публичная администрация подразделяется на прямую, представляющую собой административную исполнительную вертикаль, и косвенную, состоящую из автономных организаций. Конституционные принципы деятельности публичной администрации — законность, объективность (a impessoalidade — буквально: безличность), нравственное поведение, публичность и эффективность.
Все публичные посты, должности и функции должны заниматься бразильцами, отвечающими установленным законом требованиям, однако указанная Конституционная поправка допустила, как отмечалось, и возможность назначения иностранцев в соответствии с законом. Назначение на публичный пост или должность производится по результатам публичного экзаменационного конкурса или экзамена и наличия званий (tutulos) в соответствии с характером и сложностью работы, за исключением назначений на временные должности для выполнения поручений, определенные законом как свободно замещаемые и освобождаемые. Результаты публичного конкурса действительны до двух лет и могут быть один раз продлены на такой же срок. Гражданским публичным служащим гарантируется право на свободу профессиональных объединений, тогда как право на забастовку осуществляется в пределах, устанавливаемых специальным законом. Небезынтересна норма п. VIII этой же статьи, предусмотревшая необходимость законодательно установить процент постов и должностей, резервируемых для лиц с физическими недостатками, и определить критерии их приема.
Иначе, как желанием гарантировать равенство ветвей власти, а также исключить текучку кадров, "перебежку" работников аппарата из одного органа в другой, нельзя объяснить включение в эту же ст. 37 п. XI и XII, согласно которым вознаграждение и денежное содержание (о subsidio), пенсии и прочие личные выгоды лиц, занимающих публичные посты, функции и должности в публичной администрации, членов любого органа власти, носителей выборных мандатов не могут превышать месячное денежное содержание судей Федерального верховного трибунала. Жалованье должностных лиц законодательной власти и судебной власти не может быть выше выплат в исполнительной власти. Весьма важна и норма п. XV о том, что денежное содержание публичных служащих, за некоторыми исключениями, не может уменьшаться.
Бразильская Конституция установила несовместимость постов, функций и должностей для публичных служащих. Запрещается совмещать посты на публичной службе, за исключением совмещения (с учетом установленного в п. XI максимума оплаты) двух постов преподавателя или поста преподавателя с инженерным или научным постом, двух медицинских постов. Речь идет о преподавателях, инженерах, исследователях, медиках, состоящих на публичной службе. Запрещается совмещать должности и функции в автономных организациях, публичных фондах и предприятиях, смешанных хозяйственных обществах, подчиненных им структурах, а также обществах, которые прямо или косвенно контролируются публичной властью.
Проявления административной нечестности влекут приостановление политических прав, утрату публичной функции, лишение права распоряжаться имуществом и возмещение ущерба казне, что не исключает возможности дальнейшего уголовного преследования.
Конституция довольно подробно регулирует основы статуса публичных служащих, к которым относит и носителей выборных мандатов в администрации, а также основы статуса лиц, принадлежащих к военизированным формированиям штатов, федерального округа и территорий.
3. Федеральная судебная система
Судебную власть составляют следующие судебные органы: Федеральный верховный трибунал, Высший трибунал правосудия, федеральные областные суды и федеральные судьи, трудовые трибуналы и судьи, избирательные трибуналы и судьи, военные трибуналы и судьи, трибуналы и судьи штатов, федерального округа и территорий. Глава VIII раздела Конституции, посвященного организации власти, представляет собой своего рода судебный мини-кодекс. Учредители сочли необходимым включить в эту главу нормы не только о судебной системе в собственном ее значении, но и о прокуратуре, публичной адвокатуре, обычной адвокатуре и Публичной защите.
Судебные органы независимы, они подчиняются только закону. Конституция 1988 г. усилила эту независимость, установив принцип административной и финансовой автономии судебной власти (ст. 99), а для того, чтобы придать эффективность этому принципу, органам судебной власти разрешено составлять проект своего собственного бюджета. Трибуналы вырабатывают свои бюджетные предложения при соблюдении ограничений, установленных одинаково для всех ветвей власти законом о бюджетных директивах.
Статус судей. Независимое положение судебной власти подчеркивается достаточно широким кругом гарантий для судей. Основы их статуса определены в ст. 93 Конституции, которая предусматривает подробное регулирование статуса магистратуры дополняющим законом, принимаемым по инициативе Федерального верховного трибунала. Гарантии для судей — это, в частности:
— пожизненное назначение, которое для судей первой инстанции предусматривается только после двух лет нахождения в должности; об утрате должности в течение этого периода должно быть принято решение трибуналом, в состав которого судья входит, а в других случаях — по окончательному приговору суда;
— несменяемость, за исключением увольнения по основаниям, имеющим публичный интерес; решение о таком увольнении с направлением в резерв или в отставку имеет основанием решение, принятое 2/3 голосов соответствующего трибунала при обеспечении всесторонней защиты;
— несокращаемостъ денежного содержания, за некоторыми исключениями, — еще один элемент статуса бразильских судей.
В то же время на судей налагаются некоторые ограничения, связанные опять-таки с обеспечением их профессиональной независимости. Им запрещено занимать, даже находясь в резерве, другие посты или функции, за исключением преподавания; получать по любому основанию или под любым предлогом судебные издержки и вознаграждение или финансовую долю от рассматриваемых ими дел; посвящать себя партийно-политической деятельности.
Конституция самым подробным образом устанавливает численность и порядок назначения судей в верхних эшелонах судебной иерархии, даже включая три ветви специальной юстиции — трудовую, избирательную и военную. В федеральных областных трибуналах, в трибуналах штатов, федерального округа и территорий 1/5 мест отводится членам прокуратуры, имеющим стаж более 10 лет, и адвокатам, известным своими юридическими познаниями, обладающим незапятнанной репутацией, более 10 лет эффективно работающим по профессии, указанным в списке, число кандидатов в котором шестикратно превышает число мест и который формируется органами представительства соответствующих категорий. Трибунал составляет из них список, втрое превышающий число мест, и направляет его в орган исполнительной власти, который в течение последующих 20 дней производит выбор и назначение.
На вершине судебной иерархии находится Федеральный верховный трибунал из 11 судей, именуемых министрами (os Ministros), подбираемых из граждан в возрасте от 35 до 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Судьи Федерального верховного трибунала назначаются Президентом республики, после того как их отбор был одобрен абсолютным большинством членов Федерального сената.