Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 55 из 153)

Совет национальной обороны представляет со­бой консультативный орган Президента республики по воп­росам, связанным с национальным суверенитетом и защитой демократического государства. В состав Совета входят Вице-пре­зидент республики, председатель Палаты депутатов, председа­тель Сената; министр юстиции; министр обороны, командую­щие Военно-морскими, Сухопутными и Военно-воздушными си­лами, а также глава военного кабинета Президента республики, министр внешних сношений, министр планирования.

Совет дает свое заключение по поводу объявления войны и заключения мира в соответствии с Конституцией, а также по поводу введения состояния защиты, военного положения и федерального вмешательства, предлагает основания и усло­вия использования зон, необходимых для обеспечения безо­пасности национальной территории, и дает свое заключение об эффективности их использования, особенно в пограничной полосе и в зонах, которые связаны с сохранением и эксплуа­тацией природных ресурсов любого характера. Совет изучает необходимость инициатив для гарантирования национальной независимости и защиты демократического государства, вно­сит предложения и следит за их реализацией.

Публичная администрация. Президент республи­ки и государственные министры осуществляют исполнитель­ную власть с помощью органов публичной администрации. Ее статус урегулирован в Конституции почему-то даже раньше, чем статус законодательной, исполнительной и судебной влас­ти. Правда, соответствующие конституционные положения от­носятся не только к федеральной публичной администрации, но также и к остальным ее уровням. Автономные организации (публичные предприятия, смешанные хозяйственные обще­ства и фонды) создаются специальным законом (общий их ста­тус регулируется дополняющим законом). Также законодатель­ным путем дается разрешение на создание подчиненных им структур и на участие в частных предприятиях. В хозяйствен­ном обороте автономные организации действуют на равных правах с частными. Управленческая, бюджетная и финансовая автономия органов и организаций прямой и косвенной админи­страции может быть расширена их договором с соответствую­щей публичной властью.

Согласно ст. 37 Конституции в редакции Конституцион­ной поправки № 19 1998 г. публичная администрация подраз­деляется на прямую, представляющую собой административ­ную исполнительную вертикаль, и косвенную, состоящую из автономных организаций. Конституционные принципы дея­тельности публичной администрации — законность, объек­тивность (a impessoalidade — буквально: безличность), нрав­ственное поведение, публичность и эффективность.

Все публичные посты, должности и функции должны за­ниматься бразильцами, отвечающими установленным законом требованиям, однако указанная Конституционная поправка допустила, как отмечалось, и возможность назначения иност­ранцев в соответствии с законом. Назначение на публичный пост или должность производится по результатам публичного экзаменационного конкурса или экзамена и наличия званий (tutulos) в соответствии с характером и сложностью работы, за исключением назначений на временные должности для выпол­нения поручений, определенные законом как свободно заме­щаемые и освобождаемые. Результаты публичного конкурса действительны до двух лет и могут быть один раз продлены на такой же срок. Гражданским публичным служащим гаранти­руется право на свободу профессиональных объединений, тог­да как право на забастовку осуществляется в пределах, уста­навливаемых специальным законом. Небезынтересна норма п. VIII этой же статьи, предусмотревшая необходимость зако­нодательно установить процент постов и должностей, резер­вируемых для лиц с физическими недостатками, и определить критерии их приема.

Иначе, как желанием гарантировать равенство ветвей вла­сти, а также исключить текучку кадров, "перебежку" работ­ников аппарата из одного органа в другой, нельзя объяснить включение в эту же ст. 37 п. XI и XII, согласно которым вознаграждение и денежное содержание (о subsidio), пенсии и прочие личные выгоды лиц, занимающих публичные посты, функции и должности в публичной администрации, членов любого органа власти, носителей выборных мандатов не могут превышать месячное денежное содержание судей Федераль­ного верховного трибунала. Жалованье должностных лиц за­конодательной власти и судебной власти не может быть выше выплат в исполнительной власти. Весьма важна и норма п. XV о том, что денежное содержание публичных служащих, за не­которыми исключениями, не может уменьшаться.

Бразильская Конституция установила несовместимость постов, функций и должностей для публичных служащих. За­прещается совмещать посты на публичной службе, за исклю­чением совмещения (с учетом установленного в п. XI максиму­ма оплаты) двух постов преподавателя или поста преподавате­ля с инженерным или научным постом, двух медицинских постов. Речь идет о преподавателях, инженерах, исследовате­лях, медиках, состоящих на публичной службе. Запрещается совмещать должности и функции в автономных организациях, публичных фондах и предприятиях, смешанных хозяйствен­ных обществах, подчиненных им структурах, а также обще­ствах, которые прямо или косвенно контролируются публич­ной властью.

Проявления административной нечестности влекут при­остановление политических прав, утрату публичной функции, лишение права распоряжаться имуществом и возмещение ущер­ба казне, что не исключает возможности дальнейшего уголов­ного преследования.

Конституция довольно подробно регулирует основы ста­туса публичных служащих, к которым относит и носителей выборных мандатов в администрации, а также основы стату­са лиц, принадлежащих к военизированным формированиям штатов, федерального округа и территорий.

3. Федеральная судебная система

Судебную власть составляют следующие судебные орга­ны: Федеральный верховный трибунал, Высший трибунал пра­восудия, федеральные областные суды и федеральные су­дьи, трудовые трибуналы и судьи, избирательные трибуналы и судьи, военные трибуналы и судьи, трибуналы и судьи шта­тов, федерального округа и территорий. Глава VIII раздела Конституции, посвященного организации власти, представля­ет собой своего рода судебный мини-кодекс. Учредители сочли необходимым включить в эту главу нормы не только о судеб­ной системе в собственном ее значении, но и о прокуратуре, публичной адвокатуре, обычной адвокатуре и Публичной за­щите.

Судебные органы независимы, они подчиняются только закону. Конституция 1988 г. усилила эту независимость, уста­новив принцип административной и финансовой автономии судебной власти (ст. 99), а для того, чтобы придать эффектив­ность этому принципу, органам судебной власти разрешено составлять проект своего собственного бюджета. Трибуналы вырабатывают свои бюджетные предложения при соблюдении ограничений, установленных одинаково для всех ветвей вла­сти законом о бюджетных директивах.

Статус судей. Независимое положение судебной вла­сти подчеркивается достаточно широким кругом гарантий для судей. Основы их статуса определены в ст. 93 Конституции, которая предусматривает подробное регулирование статуса ма­гистратуры дополняющим законом, принимаемым по инициа­тиве Федерального верховного трибунала. Гарантии для су­дей — это, в частности:

пожизненное назначение, которое для судей первой инстанции предусматривается только после двух лет нахож­дения в должности; об утрате должности в течение этого пе­риода должно быть принято решение трибуналом, в состав которого судья входит, а в других случаях — по окончатель­ному приговору суда;

несменяемость, за исключением увольнения по осно­ваниям, имеющим публичный интерес; решение о таком уволь­нении с направлением в резерв или в отставку имеет основа­нием решение, принятое 2/3 голосов соответствующего три­бунала при обеспечении всесторонней защиты;

несокращаемостъ денежного содержания, за некото­рыми исключениями, — еще один элемент статуса бразиль­ских судей.

В то же время на судей налагаются некоторые ограниче­ния, связанные опять-таки с обеспечением их профессиональ­ной независимости. Им запрещено занимать, даже находясь в резерве, другие посты или функции, за исключением препо­давания; получать по любому основанию или под любым пред­логом судебные издержки и вознаграждение или финансовую долю от рассматриваемых ими дел; посвящать себя партийно-политической деятельности.

Конституция самым подробным образом устанавливает численность и порядок назначения судей в верхних эшелонах судебной иерархии, даже включая три ветви специальной юс­тиции — трудовую, избирательную и военную. В федеральных областных трибуналах, в трибуналах штатов, федерального округа и территорий 1/5 мест отводится членам прокуратуры, имеющим стаж более 10 лет, и адвокатам, известным своими юридическими познаниями, обладающим незапятнанной репу­тацией, более 10 лет эффективно работающим по профессии, указанным в списке, число кандидатов в котором шестикрат­но превышает число мест и который формируется органами представительства соответствующих категорий. Трибунал со­ставляет из них список, втрое превышающий число мест, и направляет его в орган исполнительной власти, который в те­чение последующих 20 дней производит выбор и назначение.

На вершине судебной иерархии находится Феде­ральный верховный трибунал из 11 судей, именуемых мини­страми (os Ministros), подбираемых из граждан в возрасте от 35 до 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Судьи Федерально­го верховного трибунала назначаются Президентом республи­ки, после того как их отбор был одобрен абсолютным боль­шинством членов Федерального сената.