1. Найдите характерные черты Конституции Бразилии 1988 г., отличающие ее от Конституции США и европейских конституций.
2. Попробуйте выявить заимствования, содержащиеся в Конституции Бразилии, из конституционного законодательства США и стран Западной Европы.
3. Перечислите специфические для Бразилии черты конституционного статуса человека и гражданина.
4. В каком соотношении находятся провозглашенные в Конституции 1988 г. права и свободы с аналогичным институтом, регулируемым нормами международного публичного права. Что понимается под принципом "открытого списка"?
5. Подвергается ли в Бразилии существование политических партий каким-либо конституционным ограничениям?
6. Каковы особенности взаимоотношений между тремя ветвями власти в Бразилии?
7. Почему Бразилию иногда называют суперпрезидентской республикой?
8. Сравните процедуру досрочного смещения Президента в Бразилии и США.
9. Совпадает ли статус Национального конгресса Бразилии со статусом парламентов классических президентских республик (в США, например)?
10. Сравните порядок назначения и смещения Генерального прокурора в Бразилии и России.
11. В чем особенности территориальной структуры Бразилии? Сравните ее с территориальной структурой США, Германии и России.
12. Каковы особенности федерализма в Бразилии? Чем бразильский федерализм отличается от американского, германского и российского федерализма?
13. По какой модели — англосаксонской или европейской континентальной — строится местное управление в Бразилии? Укажите подтверждающие ваше суждение признаки.
14. Назовите существующие в зарубежных странах институты, похожие на институт федерального вмешательства в Бразилии?
15. Каковы особенности конституционного контроля в Бразилии? Какая модель конституционного контроля используется в Бразилии — традиционная (американская) или европейская?
16. Как оценить множественность систем юстиции (общая, военная, избирательная, трудовая), существующую в Бразилии? Где еще существует подобная полисистемность?
Конституции государств Американского континента. Т. I. М.: Иностр. литература, 1959.
Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16.
Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М: ВЕК, 2000.
Конституции зарубежных государств. Американский континент. Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, США. Ереван: Мхитар Гош, 1998.
Законодательные акты о гражданстве. Т. 2—3 (т, 2: Страны Америки; т. 3: Страны Азии, Океании, Австралии). М.: Терра 1993.
Автономов А. С. Конституционное регулирование политической системы Бразилии: история и современность. Учебное пособие. М.: МГИМО, 1991.
Антонов Ю. А. Бразилия: армия и политика. М.: Наука, 1973.
Бразилия: тенденции экономического и социально-политического развития. М.: Наука, 1983.
Латинская Америка. Политические партии и социальные движения. Т. 1—3. М.: ИЛА РАН, 1993—1994.
Разумович Н. Н. Государственный строй Бразилии. М.: Госюриздат, 1959.
Разумович Н. Н. Кто и как правит в Латинской Америке. М.: Наука, 1968.
Глава XII. Основы государственного права Китая
У Китая довольно бурная конституционная история.
К началу XX в. Китай все еще сохранял феодальную государственность с традиционной бюрократической организацией власти. Отношения между Императором, народом и чиновничеством формально выглядели следующим образом. Император (Богдыхан) рассматривался как "сын Неба", выражающий его волю и призванный по-отечески заботиться о народе и чиновничестве, причем последнее составляло особую часть китайского общества. Характерно в этом смысле высказывание, которое встречалось в манифестах при вступлении на престол Императора: "Правление империей поручено одному мне Небом и моими предками, и я рассматриваю счастье моего народа и моих чиновников как свое собственное"*. Управлявшая страной маньчжурская императорская династия Дайцинов не стремилась к реформам, в частности и потому, что исходила из превосходства собственного опыта над европейским. Поэтому в Китае в отличие, например, от соседней Японии движения к конституционному строю в XIX в. не наблюдалось. Однако ситуация изменилась в начале XX в.: неудачные войны с европейскими странами и с Японией, а также восстания населения заставили правительство осознать необходимость реформ. Европейский конституционный опыт был изучен специально посланной для этого в Европу комиссией.
* Китайские манифесты // Восточное обозрение. 1887. № 19. С. 6.
Императорским указом от 20 августа 1906 г. возвещалось о предстоящем введении конституционного правления и соответствующих подготовительных мерах. Строго говоря, именно данный документ следует считать первым камнем в фундаменте китайской конституционной истории. Затем последовала серия императорских указов, направленных на создание условий для конституционного правления. Были приняты следующие меры:
— учреждена Конституционная палата (16 октября 1906 г.),
— уточнены подготовительные меры (17 сентября 1907 г.),
— определены общие основания конституционных законов, условия и порядок избрания членов парламента и мероприятия до его открытия (27 августа 1908 г.),
— утверждено Положение о Конституционной палате (3 июня 1909 г.).
В этих и некоторых других актах Императором и его окружением была намечена программа преобразований, рассчитанная на 9 лет (с 1908 по 1916 г.) и предшествующая открытию парламента. По этим проектам вся полнота верховной власти должна была принадлежать Императору, а парламент был задуман как совещательный орган. До созыва парламента был создан особый совещательный орган — Конституционная палата. Несмотря на столь многообещающее название, конституционные вопросы этот государственный орган рассматривать не мог, но на его рассмотрение представлялись бюджет, установление налогов, заключение займов, издание новых законов и отмена старых, а также иные вопросы по распоряжению Императора. В состав Конституционной палаты входили три категории лиц: 1) выборные, утверждаемые верховной властью (16 человек, принадлежавших к императорской фамилии; 12 представителей титулованных маньчжурских и китайских фамилий; 6 представителей от дальних родственников императорской фамилии; 14 князей и дворян от окраин Китая — Монголии, Тибета и Восточного Туркестана, а также 10 представителей науки и 10 обладателей наибольшего капитала); 2) назначаемые высшими правительственными учреждениями с утверждением их верховной властью (32 чиновника от министерств и высших правительственных учреждений); 3) выборные от населения, утверждаемые самой Палатой (100 представителей из среды членов провинциальных земских собраний, избираемых последними). Всего Палата насчитывала, таким образом, 200 членов*. Половина состава Конституционной палаты, следовательно, не только представляла знать, но и являлась верхушкой правящей элиты, и в определенной степени парадоксально; что Конституционная палата сразу начала требовать сокращения подготовительного периода и созыва парламента. На наш взгляд, это показывает, что даже элита была недовольна проводимой двором политикой. Конституционные реформы были половинчатыми: правительство хотело только придать видимость конституционного правления, но не собиралось выпускать власть из своих рук. Поэтому представительный орган был задуман как совещательный, а вся полнота власти должна была по-прежнему принадлежать правящей верхушке и ее администрации.
* См.: Вестник Азии. 1910. № 6. С. 62.
В октябре 1911 г. в Китае началось восстание, которое переросло в революцию. Казна была пуста, генералитет и офицерство не проявляли рвения в защите монархии, революционная армия одерживала победы. Конституционная палата срочно подготовила проект Основных законов, который был утвержден 2 октября 1911 г. Революционеры были амнистированы и признаны политической партией, но это не остановило революцию. В ответ на решения Императора революционеры обнародовали Временное положение о Китайской Республике и приняли решение о созыве в Шанхае революционного парламента. Представители маньчжурской династии чувствовали, что теряют власть, и вопрос состоял уже даже не в том, как ее сохранить, а в том, как ее утратить с наименьшими потерями.
Была издана целая серия указов, посвященных этому. Важнейшим из них является указ от 15 декабря 1911 г., которым вдовствующая Императрица объявила народу, что признает за самой нацией право принимать решение о будущем устройстве Китая. В указе от 21 января 1912 г. было выражено согласие на провозглашение республики, но в связи с этим проявлялась и обеспокоенность судьбой храма предков, императорской усыпальницы и судьбой членов императорской фамилии. 30 января вышли три последних указа маньчжурской династии. Первый передавал верховную власть народу и одобрял введение конституционной республиканской формы правления; второй содержал условия отречения Дайцинской династии от трона, третий поручал должностным лицам принять меры к охране порядка и спокойствия в переходное время. Главой республиканского Правительства объявлялся Юань Шикай, который ранее был главнокомандующим императорскими карательными войсками и председателем императорского Совета министров. Следует отметить, что революционное Правительство поддержало эту кандидатуру, но при этом оно объясняло компромисс неустойчивостью и сложностью политической ситуации.