10 марта 1912 г. Юань Шикай был провозглашен Президентом Китайской Республики, а на следующий день Национальный совет в Нанкине принял Конституцию. Она состояла из семи разделов, охватывающих 56 статей. Первый раздел содержал общие положения, второй был посвящен правам и обязанностям граждан, третий, четвертый и пятый регулировали статус соответственно парламента, Президента и Правительства, шестой — общие основы судебной власти, седьмой включал дополнительные положения о созыве Национального собрания и выработке постоянной Конституции. Конституция объявляла Китай республикой, в которой суверенитет принадлежит всей нации (ст. 1, 2). Государственная власть должна была осуществляться Временным национальным советом, Президентом, Кабинетом и судебными органами. По форме правления создавалась парламентарная республика, причем полномочия исполнительной власти были сильно ограничены, поскольку имевшие сильные позиции в парламенте революционеры стремились уменьшить влияние Юань Шикая.
Эта Конституция страдала целым рядом недостатков, но главным из них, видимо, было форсированное введение западных образцов организации государства. В условиях сложной политической ситуации это привело к противостоянию Правительства, возглавляемого Юань Шикаем, и парламента, в котором сильные позиции имело созданное революционно-демократическим лидером Сунь Ятсеном в 1912 г. объединение левых сил — Гоминьдан (Националистическая партия). Конфликт закончился изданием президентского декрета о признании партии Гоминьдан антигосударственной и мятежной, а парламент, в котором в результате этого не стало кворума, прекратил существование. Юань Шикай издал целый ряд декретов, направленных на укрепление режима личной власти, а также создал специальный совещательный орган по подготовке проекта новой Конституции. Проект был подготовлен и 1 мая 1914 г. утвержден.
Новая Конституция наделила Президента широкими правами, исполнительная власть была сконструирована по американскому образцу, а двухпалатный парламент заменен однопалатным. Стремясь максимально упрочить и усилить свою власть, Юань Шикай попытался даже на волне антияпонских настроений восстановить монархию и стать императором. Он начал проводить для этого подготовительные мероприятия, но помешало отрицательное отношение Японии, России, Великобритании, Франции и других стран, а также вновь вспыхнувшее в Китае восстание. Попытки Юань Шикая достичь соглашения с восставшими и сохранить при этом власть не имели успеха, и ему пришлось уйти с президентской должности.
Последующие бурные внутренние и внешние политические события привели к противостоянию правительственного Севера и революционного Юга, которое оказало существенное влияние на конституционную историю.
Следующая китайская Конституция была принята 10 октября 1923 г. Она содержала преамбулу, 13 разделов (охватывавших 141 статью), многие из которых представляли собой нововведения в китайское конституционное право (разд. X о законе, разд. XI о финансах, разд. XII о местном управлении и др.). Избираемый парламентом Президент был наделен правом роспуска парламента, а участие парламента в формировании Правительства сводилось к утверждению кандидатуры Премьера. Данная Конституция не отличалась какой-либо "китайской спецификой" и была компиляцией западных образцов.
Политическая ситуация в стране в этот период во многом определялась борьбой за власть, в которой преимущество получила партия Гоминьдан. Сформированное данной партией национальное правительство опубликовало Программу государственного переустройства, построенную на основе идей Сунь Ятсена о "трех народных принципах" и "пяти властях". Три народных принципа — народное благоденствие, народовластие и национализм — рассматривались в программе как важнейшие элементы переустройства.
Народное благоденствие объявлялось первым и самым важным из трех элементов. В ст. 2 Программы указывалось: "Учитывая неотложные потребности народа в отношении пищи, одежды, жилища и средств сообщения, правительство должно сотрудничать с народом в целях улучшения сельского хозяйства и развития текстильной промышленности, с тем чтобы народ имел достаточные возможности питаться и одеваться, в целях постройки большого количества жилых помещений всякого рода, с тем чтобы он мог жить в них с удобствами, и в целях постройки и починки дорог и каналов, с тем чтобы облегчить передвижение"*.
* Программа государственного переустройства (1 апреля 1924 г.) // Конституции буржуазных стран. Т. III. M., 1936. С. 87.
Принцип народовластия раскрывался следующим образом: "Чтобы сделать народ способным к пониманию политических вопросов, правительство должно дать ему образование и руководить им так, чтобы он знал, как осуществлять свои права выборов, отзыва должностных лиц, инициативы и референдума"*.
* Там же.
Содержание национального принципа получило следующее толкование: "Правительство должно покровительствовать и помогать национальным меньшинствам страны (маньчжурам, монголам, тибетцам и др.), с тем чтобы они оказались в состоянии осуществлять свое право на самоопределение и самоуправление, сопротивляясь иностранному притеснению и вторжению. В то же время правительство должно пересматривать договоры, заключенные с иностранными государствами в видах обеспечения национальной независимости и международного равноправия"*.
* Программа государственного переустройства (1 апреля 1924 г.) // Конституции буржуазных стран. Т. III. С. 88.
Переустройство страны предполагалось проводить постепенно, в три этапа, которым соответствовали три периода: период военной власти, период политической опеки и период конституционного правления.
В период военной власти в стране должен был существовать (и существовал) военный режим. Главной его целью было подавление сопротивления внутри страны и распространение принципов Гоминьдана (ст. 6 Программы). После установления "порядка в стране" предполагалось наступление периода политической опеки, во время которого правительство должно было посылать "образованных и выдержавших экзамены должностных лиц" для подготовки народа к местному самоуправлению. Для признания готовности народа к самоуправлению он должен был отвечать целому ряду требований, в том числе "научиться применять революционные принципы". Предполагался постепенный переход к самоуправлению: сначала в отдельных округах, после установления самоуправления во всех округах провинции — самоуправление на уровне провинции и т. д. Переход к самоуправлению означал и переход к третьему этапу — периоду конституционного правления, когда народ (соответственно округа, провинции) получал возможность участия в выборах, отзыве, референдуме и право инициативы.
Существенной новеллой для конституционного права было положение о пяти властях. Исходя из идей Сунь Ятсена о том, что в условиях Китая традиционное западное разделение на три ветви власти должно быть дополнено еще двумя — экзаменационной и контрольной властями, устанавливалось, что в начале конституционного периода центральное правительство должно завершить установление пяти палат (юаней) для осуществления пяти властей в следующем порядке: 1) Исполнительная палата, 2) Законодательная палата, 3) Судебная палата, 4) Экзаменационная палата и 5) Контрольная палата (ст. 19).
В 1928 г. было объявлено об окончании периода военной власти и начале периода политической опеки, который должен был продолжаться шесть лет — с 1930 по 1935 гг. Постоянный комитет Гоминьдана принял в октябре 1928 г. Программу политической опеки, согласно которой политическая власть в стране должна была осуществляться Национальным конгрессом Гоминьдана, а в период между его сессиями — Центральным исполнительным комитетом (ЦИК) Гоминьдана. Осуществление пяти властей было поручено Правительству, руководство и контроль над которым осуществляло политбюро ЦИК Гоминьдана.
В конце 20-х гг. на части территории страны под воздействием Коммунистического Интернационала — международного объединения коммунистов, находившегося под фактическим руководством советских большевиков, китайские коммунисты организовали советские районы, власть в которых не подчинялась центру и была организована на тех же принципах, что и власть в тогдашнем Советском Союзе. По существу началась гражданская война между коммунистами и Гоминьданом, длившаяся с перерывами 20 лет.
В дальнейшем государственный строй Китая (кроме советских районов) оформляла Временная конституция для периода политической опеки, принятая в 1931 г. на "конференции народных представителей". В этом акте устанавливалось, что в течение периода политической опеки Национальный конгресс Гоминьдана будет осуществлять верховную власть от имени Национального народного собрания (ст. 30). Таким образом, так же как и в период военной власти, в период политической опеки существовала и была законодательно закреплена монополия одной партии на власть.
Период политической опеки, как уже отмечалось, должен был окончиться в 1935 г., причем по его окончании должно было собраться Национальное собрание для принятия Конституции. Первый ее проект был опубликован в 1934 г., позднее были и другие проекты. Однако фактически в указанный срок период политической опеки не закончился; более того, и в 1945 г. одним из важнейших вопросов на переговорах Коммунистической партии Китая (КПК) и Гоминьдана, которые во время Второй мировой войны вместе боролись против японской агрессии, был вопрос об окончании периода политической опеки. С 10 по 31 января 1946 г. работало Политическое консультативное совещание, в состав которого вошли представители Гоминьдана, КПК, Демократической лиги, Молодежной партии и беспартийные политические деятели. Взаимоотношения участников Политического консультативного совещания были далеко не идиллическими: развернулась острая борьба буквально по каждому вопросу. Делегаты КПК внесли проект программы мирной национальной реконструкции, в которой предусмотрели завершение периода политической опеки на основе мира, демократии и единства и введение "под руководством Президента Чан Кайши конституционной формы правления". В ходе работы Политического консультативного совещания были выработаны компромиссные решения, однако после окончания его работы выяснилось, что, с одной стороны, Гоминьдан не склонен их строго выполнять, а с другой стороны (и в ответ), КПК заявила, что не связана решениями Политического консультативного совещания и отказалась послать своих представителей в Национальное собрание.