Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 65 из 153)

§ 2. Конституционные основы правового статуса граждан КНР и иностранных граждан в КНР

1. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей

Правовой статус человека в КНР зависит от двух обстоя­тельств.

Первым из них является то, к какой категории относит­ся данное лицо — к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формаль­но не приравнены к гражданам в целом в отношении какой-либо части прав и свобод. Конституционное регулирование основ статуса иностранцев содержится, как отмечалось, в гл. 1 "Общие положения", и этот законодательно-технический при­ем обеспечивает то, что с точки зрения организации текста Конституции правовой статус иностранцев никаким образом не пересекается с правовым статусом граждан.

Вторым важным обстоятельством для определения стату­са является то, на какой территории проживает данное лицо, поскольку правовой статус жителей особых административных районов значительно, а особых экономических зон по ряду параметров отличается от общего статуса граждан. Реализа­ция принципа "одно государство — две системы" не могла не сказаться на статусе человека и гражданина. Тем не менее Конституция в частях второй и третьей ст. 33, устанавливая равенство граждан перед законом, указывает, что каждый граж­данин пользуется правами, предусмотренными Конституцией и законами, и в то же время должен выполнять предусмот­ренные Конституцией и законами обязанности.

Конституционное регулирование прав и свобод в КНР от­личается рядом особенностей как по сравнению с западными конституциями (что вполне понятно), так и по сравнению с классической социалистической моделью. Можно выявить сле­дующие особенности:

— в конституционном перечне отсутствует ряд важней­ших прав и свобод, в большинстве стран вынесенных на кон­ституционный уровень (право на жизнь, свобода мысли и др.);

— политические права сформулированы предельно кратко, без традиционных для социалистического государственного пра­ва "материальных гарантий", в отличие от наделенных такими "гарантиями" формулировок, скажем, социально-экономических прав (причем особенно подробно урегулировано право на труд);

— на ряд конституционных формулировок (например, упоминавшейся выше ст. 38 о защите чести и достоинства граж­дан) наложили свой отпечаток последствия "культурной рево­люции", — периода террора и репрессий, сопровождавшихся публичным унижением многих выдающихся лиц;

— в Конституции имеются нормы о правовом статусе ки­тайцев, проживающих за границей, и китайцев-репатриантов. Наличие данных норм показывает, какое большое значение придается в КНР связям с китайской диаспорой;

— в конституционной характеристике права собственности (и наследования) акцент сделан на его общественной функции, что соответствует доминированию коллективистских начал в жизни Китая. Это право также записано не во второй главе, регулирующей статус граждан, а в гл. 1 "Общие положения";

— для Конституции КНР характерно довольно подробное регулирование обязанностей граждан. Большая часть этих обя­занностей носит ярко выраженный социалистический характер и отражает социалистические реалии (например, обязанность трудиться или соблюдать трудовую дисциплину), а обязанность "охранять честь и интересы Родины" наряду с ее безопасностью представляет собой по существу запрет любой оппозиции, ибо носителем чести и интересов является высшая власть Родины.

Необходимо отметить, что в китайской литературе дает­ся иная по сравнению с общепринятой трактовка правового статуса человека в КНР. Обычно подчеркивается, что при оцен­ке положения с правами человека в КНР нужно учитывать историю и реальности этой страны, часто встречается и апел­ляция к представлениям китайского народа, которые и вопло­щены в законодательстве (в данном случае о роли Коммунис­тической партии не упоминается, КПК как бы отходит в тень, а правовой статус человека выступает как реализация интере­сов только народа): "У китайского народа сложились свои представления о правах человека, эти представления вытекают из исторических условий и конкретных реалий страны, основы­ваются на длительном опыте. В соответствии с этими пред­ставлениями в Китае были разработаны соответствующие за­коны и политические установки"*.

* Права человека в Китае. Пекин, 1991. С. III.

С официальной точки зрения три характерные черты от­личают правовой статус человека в КНР: 1) широкий охват населения ("права человека являются достоянием не меньшин­ства, не отдельных классов и прослоек, а всех граждан Ки­тая"); 2) справедливость ("в условиях социалистического строя, установленного в КНР, упразднена эксплуатация, ликвидиро­ваны эксплуататорские классы. Пользование гражданскими правами не встречает ограничений, связанных с имуществен­ным положением, национальной и расовой принадлежностью, положением, родом занятий, социальным происхождением, вероисповеданием, образовательным цензом, оседлостью и др. Все граждане общества пользуются равными правами"); 3) ре­альность ("права, которыми пользуются граждане в реальной жизни, идентичны тем, которые записаны в Конституции и законах")*. Даже оставив на совести авторов последнее выска­зывание, нельзя не отметить, что то, что выдается за харак­терные черты правового статуса человека в КНР, является общепризнанными нормами, и страны, в которых они не при­знаются, представляют собой редкое исключение.

* Там же. С. IV.

Иерархия жизненных ценностей рядового китайца и иерар­хия конституционных прав и свобод также существенно отли­чаются. Перечень прав и свобод в Конституции КНР открыва­ется избирательными правами, потом идет ряд других поли­тических свобод (свобода слова, печати, собраний и т. д.), свобода вероисповедания, затем свобода личности, неприкосновенность чести и достоинства граждан. Однако, как отмечалось в рос­сийской литературе, политические свободы являются приори­тетными скорее для интеллигенции, чем для основной массы граждан КНР. Традиционное сознание ставит на первое место право на жизнь и здоровье, право на имя (древнее по проис­хождению право, основанное на традиционном для китайского менталитета понимании имени как судьбы) и право на соб­ственное изображение*.

* См.: Бергер Я. Права человека в Китае: всеобщность и специфика // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 3. С. 35—39.

2. Китайское гражданство и режим иностранцев

Конституция 1982 г. — первая конституция социалисти­ческого периода, в которой употребляется термин "граждан­ство". Часть первая ст. 33 Конституции КНР 1982 г. гласит: "Все лица, имеющие гражданство Китайской Народной Республи­ки, являются гражданами Китайской Народной Республики". На первый взгляд эта формула — типичный "круг в определе­нии" и не несет никакого содержания, но это не так, по край­ней мере для китайцев. Долго не появлявшееся на конститу­ционном уровне определение гражданства КНР, которое в силу этого может показаться результатом длительных поисков за­конодателем наиболее удачного решения проблемы, почти дословно воспроизводит норму Конституции 1946 г., согласно ст. 4 которой "лица, имеющие гражданство Китайской Рес­публики, являются гражданами Китайской Республики".

Порядок приобретения, утраты гражданства и восстановле­ния в гражданстве регулируется Законом о гражданстве 1980 г. Китайскими гражданами считаются:

— лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории Китая;

— лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории другой страны; однако если родители постоянно проживают за пределами Китая, а дети приобрели по рождению граждан­ство другой страны (например, в случае, если в другой стране действует "принцип почвы"), то они не приобретают граждан­ства Китая;

— лица, родившиеся в Китае и родители которых, будучи апатридами, постоянно проживают в Китае.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство КНР. Для этого они должны "проявить готовность соблюдать Конституцию и законы стра­ны" и отвечать одному из нижеследующих условий: иметь близких родственников среди китайских граждан, постоянно проживать в КНР или иметь иные надлежащие основания (ка­кие именно, закон не оговаривает; видимо, это отнесено на усмотрение администрации).

Двойное гражданство за китайскими гражданами не при­знается. За лицами, которые приобрели китайское граждан­ство, иностранное гражданство не сохраняется. Соответствен­но китайские граждане, постоянно проживающие на терри­тории другой страны, в случае добровольного приобретения ими иностранного гражданства утрачивают китайское граж­данство. Аналогичный порядок действует при восстановлении в гражданстве.

Китайские граждане могут выйти из китайского граж­данства после возбуждения соответствующего ходатайства и его удовлетворения, если они отвечают одному из следующих условий: иметь близкими родственниками иностранцев, посто­янно проживать за пределами КНР, иметь иные надлежащие основания. Государственные служащие и военнослужащие, на­ходящиеся на действительной службе, не имеют права на от­каз от китайского гражданства.

Законом о гражданстве предусмотрена возможность вос­становления в китайском гражданстве. Иностранцы, состояв­шие ранее в китайском гражданстве, могут ходатайствовать с указанием уважительных причин о восстановлении китайского гражданства. За лицами, восстановленными в китайском граж­данстве, не сохраняется иностранное гражданство.