— распределение ресурсов при использовании рыночного механизма;
— самостоятельность хозяйственных предприятий;
— четкое определение прав собственности;
— создание рынка факторов производства;
— косвенный макроэкономический контроль правительства;
— разработка законодательства, регламентирующего хозяйственную деятельность*.
* См.: Цзо Чанцин. Создание новой системы социалистической рыночной экономики // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 2. С. 77—78.
Социалистический характер экономики Китая проявляется, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доминировании государственной собственности в народном хозяйстве страны и ведущей роли принципа распределения по труду. Вместе с тем формулировка Конституции делает возможным и акцент на рыночном характере преобразований, "допускает различные толкования, ее трактовка может меняться в зависимости от задач экономической политики китайского руководства и практических потребностей реформы"*.
* К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 1. С. 41.
Политическая установка КПК на создание социалистической рыночной экономики получила конституционное оформление. Статья 15 Конституции в редакции 1993 г. гласит:
"Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование.
Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества".
Следует отметить, что положения о социалистической рыночной экономике появились несколько раньше в Конституции другой социалистической страны — в Конституции СРВ 1992 г.*
* Статья 15 вьетнамской Конституции гласит: "Государство управляет многоукладной экономикой товарного производства и развивает ее на основе рыночного механизма и социалистической ориентации. Многоукладная экономика с разными ее формами организации производства и предпринимательства основывается на общенародной, коллективной, частной собственности, среди которых общенародная и коллективная собственность являются основными".
Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: "Сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют собой социалистический сектор экономики, основанный на системе коллективной собственности трудящихся масс".
Выше мы уже отметили и другую особенность Конституции — допуск иностранного капитала.
Собственность. Стремление социалистического государства возможно детальнее регулировать и контролировать общественные отношения особенно ярко проявляется в подходе к регулированию собственности. Для конституций социалистических стран характерно перечисление и подробная характеристика форм собственности.
Многообразие форм собственности в Китае прямо связывается с особенностями переходного периода. Конституционное регулирование отражает разрешительный подход к формам собственности: упор делается на закрепление правового статуса отдельных форм собственности, далеко не равноправных. Так, наряду с вышеприведенной характеристикой общественной собственности на средства производства как основы экономической системы в ст. 7 Конституции установлено, что государственный сектор экономики — "руководящая сила в народном хозяйстве", а различные формы кооперативной собственности (несельскохозяйственной) рассматриваются как социалистический сектор хозяйства (часть вторая ст. 8). О конституционной характеристике необщественного сектора (индивидуального и частного) выше также говорилось. Она означает официальное признание эффективности частного предпринимательства, что само по себе ново для государства, идущего по социалистическому пути.
Что касается собственности граждан, об охране которой сказано в части первой ст. 13 Конституции, то здесь, судя по перечислению объектов, имеется в виду так называемая личная, т. е. потребительская, собственность, хотя во второй части этой статьи сказано о праве наследования частной собственности, которая, по марксистской терминологии, охватывает прежде всего средства производства.
В Конституции КНР сохранились довольно детальные нормы об объектах собственности, что также в целом характерно для социалистических конституций, но само регулирование статуса отдельных категорий этих объектов обладает спецификой.
Объекты государственной собственности определены в ст. 9 Конституции, согласно которой "недра, воды, леса, горы, степи, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы являются государственной, то есть общенародной, собственностью". Правда, здесь же предусмотрена возможность нахождения лесов, гор, степей, целинных земель и отмелей в собственности коллективной.
Своеобразно регулирование китайской Конституцией такого объекта собственности, как земля. В Китае, как известно, крайне мало сельскохозяйственных земель, так как значительная часть территории страны занята горами и непригодна для ведения сельского хозяйства. Земля может находиться только в государственной или коллективной собственности. Согласно частям первой-четвертой ст. 10 Конституции земля в городах принадлежит государству, а в деревнях и пригородах (за исключением участков, принадлежащих по закону государству), а также земля под жилыми постройками, приусадебные земельные и горные участки являются коллективной собственностью. Любым организациям или отдельным лицам запрещены присвоение, купля-продажа, аренда или незаконная передача земли в другой форме. Государство же может в соответствии с законом реквизировать земли на общественные нужды. Право землепользования может передаваться в соответствии с законом.
К объектам собственности граждан относятся законные доходы, сбережения, жилище. Этот перечень открытый.
Кроме того, в части первой ст. 8 специально указывается, что трудящиеся, участвующие в сельских коллективных хозяйственных организациях, могут "разводить собственный скот".
Экономическая политика. В соответствии с социалистической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйственно-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономической политики государства, как:
— совершенствование макрорегулирования (ст. 15);
— усиление законодательной деятельности в области экономики (ст. 15);
— обеспечение целостности экономического строя общества (запрещение его нарушения — ст. 15);
— охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13);
— рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14);
— совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14);
— повышение производительности и улучшение организации труда (ст. 14).
Кроме того, в Конституции нашла отражение экономическая стратегия государства по использованию достижений науки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14).
Конституция КНР устанавливает также основы компетенции государственных органов в сфере экономики.
2. Конституционное регулирование социальных и духовно-культурных отношений
Социальная политика. Конституция КНР и документы КПК оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического "конституционализма" понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, народы. Так, во введении к Конституции записано, что "в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигенцию...". Действительно, в период господства идеалов "большого котла" и "железной плошки", нивелировки потребностей населения и искусственного поддержания однородности их интересов классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества.
Экономическая реформа стимулировала осознание специфичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом (а следовательно, не поддерживают его политические и социальные установки и программы), а с иными социокультурными общностями (по национальности, образованию, возрасту и т. д.): все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности, кадровые специалисты, служащие государственного аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу*. Вследствие огромной численности населения КНР каждая из таких общностей бывает равна по своей численности населению крупного европейского государства. В КНР, например, проживает свыше 120 млн. человек в возрасте свыше 60 лет, имеющих в силу этого общие интересы прежде всего в сфере здравоохранения и социального обеспечения***.