Местные народные правительства суть исполнительные органы местных собраний. В Конституции они характеризуются также как государственные административные органы. В КНР применяется система двойной ответственности и подотчетности этих органов: по отношению к собранию народных представителей соответствующей ступени (а в период между сессиями — соответствующему постоянному комитету) и по отношению к непосредственно вышестоящему народному правительству. Все народные правительства, таким образом, находятся под единым руководством Государственного совета и в его подчинении. Местные народные правительства проводят в жизнь решения собрания народных представителей соответствующей ступени и его постоянного комитета (если таковой имеется на данной ступени), а также постановления и распоряжения вышестоящих административных органов, обеспечивают проведение в жизнь народнохозяйственных планов и руководят работой подведомственных им органов. Народные правительства уездного и провинциального уровня руководят работой нижестоящих народных правительств, могут отменять и изменять их ненадлежащие решения. Свои административные полномочия народные правительства должны осуществлять, опираясь на закон.
В состав народных правительств провинций, автономных областей, городов центрального подчинения входят: губернатор, заместители губернатора провинции, председатель и заместители председателя автономной области, мэр и заместители мэра города, а также начальники секретариатов, департаментов, бюро и председатели комиссий. В состав народных правительств автономных округов, уездов, автономных уездов, городов и городских районов входят: начальник и заместители начальника автономного округа, начальник и заместители начальника уезда, мэр и заместители мэра города, начальник и заместители начальника района, а также начальники бюро и отделов. В волостных народных правительствах, правительствах национальных волостей учреждаются должности волостных старшин и заместителей волостных старшин. В народных правительствах поселков учреждаются должности поселковых старост и их заместителей.
Срок полномочий народных правительств имеет такую же продолжительность, что и срок полномочий собраний народных представителей соответствующего уровня.
Местные народные правительства различных ступеней, в зависимости от потребностей работы и в соответствии с принципом компактности и оперативности, создают необходимые функциональные подразделения. Вопросы создания, увеличения, сокращения числа или слияния департаментов, бюро, комиссий и других рабочих органов народных правительств провинций, автономных районов, городов центрального подчинения решаются непосредственно вышестоящими народными правительствами по представлению народных правительств соответствующих ступеней. Местные народные правительства высшего и среднего уровней создают свои постоянные бюро и делегированные органы (районные управы, квартальные канцелярии и т. п.).
Народные правительства провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, автономных округов, уездов, автономных уездов, городов, городских районов должны оказывать помощь в работе образованным на территории района их компетенции, но не подведомственным им, государственным учреждениям, предприятиям, хозяйственным единицам, а также осуществлять контроль за соблюдением и исполнением ими законов и политических установок.
Комитеты городского и сельского населения. Конституция КНР в ст. 111 устанавливает, что низовыми массовыми организациями самоуправления являются комитеты городского населения и комитеты сельского населения, создаваемые по месту жительства. С помощью комитетов население осуществляет "самоуправление, самовоспитание и самообслуживание". Создание общественного самоуправления рассматривалось в Китае как важный элемент реформы политической системы. Подробно статус комитетов регулируется Законом об организации комитетов городского населения 1989 г. и Законом об организации комитетов сельского населения 1998 г.
Деятельность комитетов ведется в двух основных направлениях. Первое: осуществление задач по самоуправлению — решение дел данной деревни или городского квартала, микрорайона или жилого блока (100—700 семей), урегулирование гражданских споров населения, информирование местных правительств о замечаниях населения, пропаганда Конституции, законов и государственной политики, воспитание жителей в духе закона, забота об общественной собственности, защита законных интересов жителей, развертывание мероприятий по строительству социалистической духовной культуры и т. д.
Второе направление носит административный характер: оказание помощи низовым народным правительствам; осуществление по их поручению некоторых функций административного управления; выполнение задач по охране общественного порядка, закупкам зерна, набору в армию, планированию рождаемости, управлению коллективными землями, помощь малоимущим, борьба со стихийными бедствиями и т. д. Суть, как писала печать, в "реализации народом права быть хозяином".
Комитет состоит из председателя, его заместителя и нескольких членов, избираемых жителями деревни или города путем прямых открытых или тайных выборов на собраниях жителей или их представителей на три года. Предусмотрена возможность досрочного отзыва лиц из состава комитета.
Комитеты городского населения и комитеты сельского населения образуют народные примирительные комиссии, комиссии по охране общественного порядка, по общественному здравоохранению и другие комиссии, которые "занимаются общественной работой и общественно полезными делами, разрешают споры среди населения, оказывают помощь в поддержании общественного порядка, а также доводят до сведения народных правительств мнения и требования масс, вносят предложения".
3. Органы самоуправления в районах национальной автономии
Особенности организации национальной автономии в КНР в значительной мере определяются демографическими особенностями страны, которые состоят в следующем:
— население китайской национальности (хань) составляет 91,96% населения страны;
— национальные меньшинства, под которыми в отличие от Европы понимаются неханьские коренные народы, составляют около 8,04% населения, однако численность их превышает 90 млн. человек, причем ареалы проживания национальных меньшинств охватывают примерно 50—60% всей территории страны;
— национальные меньшинства проживают большей частью совместно с другими национальностями (примерно 70% городов и уездов многонациональные);
— в некоторых районах компактного проживания национальных меньшинств численность ханьцев и других национальностей даже больше, чем численность жителей, принадлежащих к национальным меньшинствам, осуществляющим автономию.
По утверждениям китайских авторов перекрестная миграция различных национальностей в КНР привела к тому, что значительное число национальностей уже не представляют собой "самостоятельной хозяйственной единицы", а формируют хозяйство регионального характера со смешанным населением. Хотя эти утверждения делаются для обоснования неприемлемости для Китая государственной формы автономии, вероятно, в них в определенной степени нашли отражение процессы, происходящие в реальности.
Для решения национального вопроса в КНР применена административная форма автономии. Компактно проживающие национальные меньшинства (уйгуры, тибетцы, чжуаны, хуэй, маньчжуры, монголы, буи и др.) могут создавать три вида автономных образований: автономную область, автономный округ, автономный уезд. В настоящее время в КНР создано пять автономных областей.
Районы национальной автономии рассматриваются как неотъемлемая часть унитарного государства. Органы автономных образований осуществляют обычные функции местных органов власти соответствующего уровня и вместе о тем являются органами самоуправления данного автономного образования. С точки зрения национального состава автономные образования в китайской литературе классифицируются по трем группам:
— автономные образования, созданные на основе компактного проживания нескольких национальных меньшинств (например, автономный округ национальностей мяо и дун в юго-восточной части провинции Туйчжоу, Дунлиньский многонациональный автономный уезд в провинции Гуанси и др.);
— автономные образования, созданные на основе проживания одного национального меньшинства (например, Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район, Ляышаньский автономный округ национальности и в провинции Сычуань и др.);
— автономные образования, построенные на основе компактного проживания одного национального меньшинства, с включением в его состав меньших по размеру автономных образований других национальных меньшинств (так, в составе Синьцзян-Уйгурской автономной области образованы автономные округа и автономные уезды казахской национальности и др.)*.
* Ли Шуцинъ. К вопросу об особенностях автономии национальных районов в нашей стране // Информационные материалы ИДВ АН СССР. Экспресс-информация. Вып. 7. Ч. П. 1989. С. 33—34. Ряд национальностей создали несколько национальных образований различного уровня. Так, тибетцы в Китае проживают не только в Тибетской автономной области, но и в провинциях Сычуань, Ганьсу, Цинхай и Юньнань, где они создали 10 автономных округов и два автономных уезда. Монголы, кроме автономной области Внутренняя Монголия, создали монгольские автономные округа и автономные уезды в Синьцзян-Уйгурской автономной области, провинции Цинхай и др.
Правовой статус автономных образований, помимо Конституции, урегулирован Законом КНР о районной национальной автономии 1964 г., а также положениями о каждом виде автономии, принимаемыми самими автономными образованиями. В соответствии с этими актами "районная национальная автономия является основной политической формой марксистско-ленинского разрешения Коммунистической партией Китая национального вопроса в КНР, одним из важных институтов политической системы страны". На органы самоуправления автономных образований возлагается обязанность сохранять единство страны.