Решение о создании автономных образований, их границах и наименовании принимается вышестоящим органом власти совместно с соответствующими местными органами и после "всесторонних консультаций" передается на утверждение Государственного совета. Наименование автономного образования, за исключением особых случаев, устанавливается по местному названию, названию национальности, административному положению (например, Тибетская автономная область, Автономная область Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанская автономная область и т. д.).
Законодательство устанавливает определенные льготы при распределении должностей для лиц тех национальностей, которые осуществляют автономию. Председатели автономных районов, начальники автономных округов, начальники автономных уездов должны принадлежать к соответствующим национальностям. Другие лица, входящие в состав правительств автономных образований, должны "по возможности" принадлежать к национальности, осуществляющей автономию, и другим национальным меньшинствам. Это правило распространяется и на кадровых работников структурных подразделений органов самоуправления автономных образований. Нетрудно себе представить, какие здесь возникают проблемы, тем более что в некоторых ареалах компактного проживания национальных меньшинств численность ханьцев и других национальностей даже больше, чем численность национальных меньшинств, осуществляющих автономию.
Автономные образования наделены правом принимать нормативные акты, регулирующие их правовой статус. Собрание народных представителей каждого автономного образования принимает положение об автономии и отдельно действующие положения. Эти акты автономных областей утверждаются ПК ВСНП, а автономных округов и автономных уездов — постоянными комитетами собраний народных представителей провинций и автономных областей и доводятся до сведения ПК ВСНП.
Если решения, постановления или приказы и инструкции вышестоящих государственных органов не соответствуют реальным условиям в автономном образовании, его органы самоуправления могут с разрешения вышестоящих органов приостанавливать исполнение данных актов или изменять их.
Органы самоуправления районов национальной автономии на основе государственных планов самостоятельно организуют и ведут экономическое строительство, "с учетом местных особенностей и потребностей разрабатывают курс, политические установки и планы экономического строительства", упорядочивают систему общественных отношений, обеспечивают рациональное природопользование и охрану природы, пользуются преимуществами в разработке и использовании местных природных ресурсов. Они самостоятельно распоряжаются местными финансовыми средствами, причем статьи финансовых поступлений и расходов для автономных образований определяются Государственным советом с установлением для них преимуществ. Органы самоуправления районов национальной автономии могут заниматься внешнеэкономической деятельностью.
В духовной сфере органы самоуправления районов национальной автономии ведают делами образования, науки и культуры, собирают и охраняют национальные памятники культуры, способствуют развитию национальной культуры.
В рамках государственной системы военного строительства органы самоуправления могут в случае необходимости и с разрешения Государственного совета формировать отряды общественной безопасности для охраны общественного порядка.
Конституция возлагает на государство обязанность оказывать малочисленным национальностям финансовую, материальную и техническую помощь с целью ускорения развития экономического и культурного строительства, а также содействовать подготовке кадровых работников, специалистов и квалифицированных рабочих из представителей местных национальностей.
4. Особые административные районы
В КНР для реализации на практике концепции "одно государство — два строя" была найдена такая форма, как особые административные районы (ОАР). Как отмечалось, этот статус получили китайские территории, которые являлись ранее колониями Великобритании (Гонконг) и Португалии (Макао). Это единицы, обладающие "высокой степенью автономии" и непосредственно подчиненные Центральному народному правительству КНР. Их правовой статус регулируется не Конституцией КНР, а специальными основными законами: статус Особого административного района Сянган урегулирован Основным законом Особого административного района Сянган, принятым 3-й сессией ВСНП VII созыва 4 апреля 1990 г. и вступившим в силу с 1 июля 1997 г.; а статус Особого административного района Аомынь — Основным законом Особого административного района Аомынь, принятым 1-й сессией ВСНП VIII созыва 31 марта 1993 г. и вступившим в силу с 20 декабря 1999 г. Главная особенность правового положения ОАР состоит в том, что он, будучи неотъемлемой частью КНР, "не устанавливает социалистическую систему и не осуществляет социалистическую политику, в течение 50 лет сохраняет прежнюю капиталистическую систему и образ жизни"*. В связи с этим на территориях ОАР продолжают действовать прежние нормы права (в Сянгане в том числе и нормы общего права, права справедливости, статуты, подзаконные акты и обычное право), кроме противоречащих соответствующим основным законам или подлежащих пересмотру законодательными органами ОАР.
* См., например: ст. 5 Основного закона Особого административного района Сянган КНР. Цит. по сб.: Формирование будущего статуса Сянгана. Документы и материалы. Экспресс-информация. Вып. 8. М., 1990. С. 19.
Правовой статус жителей ОАР существенно отличается от статуса других граждан КНР, поскольку они сохраняют прежние права и свободы, в том числе и такие, о которых нет упоминания в Конституции КНР (свобода слова, печати, издательской деятельности, свобода путешествий, свобода брака и право рожать и воспитывать детей и др.).
ОАР наделен правом административного управления и самостоятельного решения административных дел ОАР, обладает правом законодательствовать. В случае решения ПК ВСНП о несоответствии Основному закону закона, принятого ОАР, этот закон может быть возвращен, но не изменен, и при этом он утрачивает силу. ОАР имеет самостоятельную судебную власть и право вынесения окончательных судебных решений.
Главой ОАР является главный администратор, избираемый непосредственно или путем консультаций из числа постоянных жителей ОАР — китайских граждан и назначаемый Центральным народным правительством. Он руководит правительством ОАР и издает административные указы, обеспечивает исполнение Основного закона ОАР и несет за это ответственность, подписывает и публикует законы, принятый бюджет, наделен правом отлагательного вето и роспуска законодательного совета, представляет проект бюджета и доклад об исполнении бюджета, рекомендует или назначает различных высших должностных лиц, обладает правом помилования или смягчения наказания за уголовные деяния, а также иными перечисленными в Основном законе полномочиями. Срок полномочий главного администратора — пять лет, но возможно однократное его продление.
Функции законодательной власти в ОАР выполняет законодательный совет, избираемый на четыре года. Полномочия его достаточно традиционные (за исключением полномочия "принимать прошения жителей Сянгана и выносить по ним решения"): принятие, изменение и отмена законов, бюджета, заслушивание докладов главного администратора, возбуждение процедуры импичмента против него, назначение высших должностных лиц и др.
Действовавшая ранее судебная система сохраняется в ОАР, за исключением создания суда окончательной инстанции.
Своеобразно строятся отношения между Центральным народным правительством и ОАР. Центральное народное правительство несет ответственность за ведение иностранных дел, относящихся к ОАР, оборону ОАР, назначает главного администратора и других высших должностных лиц в соответствии с предусмотренными в основных законах процедурами. Вместе с тем и по этим вопросам ОАР наделен правами. Так, ст. 156 и 157 Основного закона СОАР (Сянганский особый административный район) предусмотрена возможность создания СОАР в иностранных государствах своих полуофициальных и официальных экономических и внешнеторговых учреждений, с уведомлением об этом Центрального народного правительства. Возможно и создание в СОАР иностранных консульских или других официальных и полуофициальных учреждений с санкции Центрального народного правительства. Созданные в Сянгане консульские и другие официальные учреждения государств, установивших официальные дипломатические отношения с КНР, сохраняются. Консульские и другие официальные учреждения государств, еще не установивших официальных дипломатических отношений с КНР, "смотря по обстановке, могут быть сохранены или преобразованы в полуофициальные учреждения". Государства, еще не признавшие КНР, могут создавать в СОАР неправительственные учреждения.
От ОАР избираются депутаты в ВСНП. Так, в 1-й сессии ВСНП IX созыва впервые принимала участие делегация от СОАР в составе 35 депутатов. Делегация СОАР из 140 человек участвует в НКПСК*.
*См.: China Daily. 1998. Febr. 2.