Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 97 из 153)

Партия провозгласила собственную концепцию "общества социалистического образца" (похожую по идеологии на запад­ное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает, в том числе и в предвыборном манифесте 1998 г., за усиление секуляристских (свободных от влияния ре­лигии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за территориальное единство страны, борьбу с безра­ботицей, бедностью, неграмотностью, в поддержку продолже­ния либеральных экономических реформ, за международную политику мира и дружбы со всеми странами.

Бхаратия джаната парти (БДП) является крупной и растущей в последнее время партией, возглавившей в марте 1998 г. коалиционное правительство, в которое входит еще более 10 региональных партий. Это праволиберальная, коммуналистская, то есть построенная на религиозно-общинной ос­нове, партия, образованная сторонниками бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Она выражает, прежде всего, интересы средних слоев и мелких предприни­мателей и землевладельцев. БДП в предвыборном манифесте 1998 г. провозгласила поддержку курса на дальнейшую либе­рализацию экономики с предоставлением государственной под­держки местным производителям, выступает за возрождение индуистских ценностей и традиций, перестройку территори­ального устройства по этническому и лингвистическому при­знакам, переход к пропорциональной избирательной системе, ориентацию экономики на удовлетворение социальных нужд населения, стабилизацию цен и обеспечение гарантированного продовольственного снабжения населения, ликвидацию без­работицы, улучшение положения женщин и детей, ликвида­цию неграмотности. Во внутренней политике партия гаранти­рует свободу и безопасность всем гражданам независимо от вероисповедания, а также ставит перед собой цель пресечь в стране террористическую деятельность. Партия выражает готов­ность продолжать работу по созданию оружия массового унич­тожения, способного гарантировать независимость страны.

Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, "центрирование" позиций этой прежде экстремистской партии. Так, например, в ходе избирательной кампании 1998 г. партия отказалась от ряда положений своей программы, таких как требование от­мены особого статуса штата Джамму и Кашмир, закрепленно­го в ст. 370 Конституции, намерение незамедлительно заменить ныне действующие нормы индуистского и мусульманского пра­ва единым гражданским кодексом, строительство на месте раз­рушенной мусульманской мечети в Айодхье храма индуистс­кому богу Раме.

Партия Джаната дал (ДД) носит центристский характер и во многом сходна с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия критикует правительственную политику по таким вопросам, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления выс­ших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, спи­сание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение заня­тости, демократизацию внутренней жизни страны. ДД стремится к единству страны, решению национальных, кастовых, религи­озных и других проблем.

Индийский национальный конгресс (социалистический) — ИНК(с) вышел из ИНК в 1987 г. в результате раскола партии и по своему составу и организационной структуре тоже незна­чительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в резуль­тате борьбы за руководство в ИНК. Партия широко использу­ет социал-демократическую фразеологию, акцентирует внима­ние на правах и свободах граждан.

Коммунистическое движение в Индии насчитывает около 10 партий, называющих себя коммунистическими, и крайне разобщено. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном орто­доксальную позицию. Партия выступает за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и дру­гих проблем. КПИ руководит массовыми организациями трудя­щихся, насчитывающими около 6 млн. человек.

Коммунистическая партия Индии (марксистская) — КПИ(м) образовалась в 1984 г. в результате раскола комму­нистического движения и в первые годы во многом была соли­дарна с линией руководства Коммунистической партии Китая того времени. К началу 80-х гг. партия отказалась от поддерж­ки левого экстремизма и заняла более реалистические пози­ции. Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия и Керала.

Кроме того, в ряде штатов действуют влиятельные реги­ональные партии, представители которых подчас включаются в состав центрального Правительства.

В политической системе Индии весьма широко представ­лены организации бизнеса, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и других методов. Главной организацией крупного бизнеса является Федерация индийс­ких торгово-промышленных палат (ФИТПП), в рамках кото­рой вопросами труда и заработной платы ведает Всеиндийская организация работодателей (ВОР). Другая влиятельная орга­низация крупного бизнеса — Объединенные торгово-промыш­ленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют собой ас­социации предпринимателей, куда входит как местный, так и иностранный капитал.

Специфика многоукладной экономики страны, в которой все еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс. членов. В последние годы деятельность этой организации не­сколько расширилась.

Основными и наиболее массовыми организациями трудя­щихся в политической системе Индии являются професси­ональные союзы. За годы независимости численность профсоюзов в стране выросла в несколько раз и достигла, по официальным данным, 5,4 млн. человек, а по сведениям проф­союзов — 12,5—13 млн. членов. Число зарегистрированных проф­союзов составляет около 36 тыс. При этом отраслевых профсо­юзов в Индии почти нет. Обычно создаются профорганизации на уровне предприятий. Такое раздробление сил рабочих и служа­щих ослабляет их единство. Членами профсоюзов в Индии со­стоят не более 1/4 или 1/3 трудящихся.

В настоящее время в Индии имеется пять национальных профцентров, два из которых наиболее влиятельны. Индий­ский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП) опирается на реформистские концепции ИНК(И) о строительстве "демокра­тического социализма" в Индии, держит курс на мирное со­трудничество труда и капитала, основанное на идеологии не­насилия, выступает с общедемократическими лозунгами. В нем состоят около 4 млн. членов. Всеиндийский конгресс профсою­зов (ВИКП) объединяет свыше 3,5 млн. членов. ВИКП ставит своей целью ограничение деятельности монополий, развитие государственного сектора, сокращение бремени налогов на тру­дящихся, повышение их заработной платы, усиление единства действий профсоюзов. Большое влияние на ВИКП имеет КПИ*.

* См.: Егорова М. Н. Рабочий класс Индии. М., 1988. С. 170.

Есть в Индии и объединения трудящихся в сфере сельско­го хозяйства. Видную роль играют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих.

Большое значение в Индии имеет религия. Религиоз­ные организации представляют собой важный компонент политической жизни страны. Несмотря на то, что подавляю­щее большинство населения страны исповедует индуизм (83%), в Индии можно встретить представителей практически всех религий мира. Среди более распространенных религиозных меньшинств мусульмане составляют около 11%, христиане — 2,6, сикхи — 1,9, буддисты — 0,7, джайны — 0,5, парсы, ев­реи и др. — 0,3%.

Чрезвычайная пестрота религиозной палитры современ­ной Индии и взаимопереплетение религии и политики в обще­ственной жизни этой страны делает очень сложным разграни­чение понятия политической партии и религиозной организа­ции. В ходе своего развития религиозные организации нередко превращаются в партии, но стремятся называть себя органи­зациями или движениями и наоборот. Партии нередко имеют в своей структуре религиозные организации. Многие религиоз­ные организации ориентированы на один или несколько шта­тов и имеют региональный характер.

Нередко религиозные организации в Индии приобретают коммуналистскую или сепаратистскую направленность и ис­пользуются в интересах региональных группировок. Так, на­пример, на идеологии коммунализма основана созданная еще в 1925 г. индуистская религиозная организация Раштрия сваямсевак сангх (РСС — Союз добровольных слуг родины). С лозунгами построения великой Индии для индусов молодчики из этой организации не раз устраивали массовые беспорядки и погромы. В Западной Бенгалии коммуналистская организация "Ананда марг" и движение "Амра бенгали" выступали за со­здание Большой Бенгалии, включающей в себя Западную Бенгалию, Трипуру, Бангладеш и часть Ассама с населением, го­ворящим на бенгали, и отделение ее от Индии. Сикхские эк­стремисты из религиозной группы Тара Сингха и Ордена нихангов вложили свою лепту в кровавые события в Пенджа­бе в конце 70-х гг. В 80-е гг. мусульманские коммуналисты, выступающие с сепаратистскими требованиями в рамках орга­низации "Джамаати ислами", и ее молодежная организация "Джамаати тулаба" значительно осложняли положение в штате Джамму и Кашмир. Функционирующий с начала 70-х гг. в шта­те Трипура Новозеландский союз христиан-баптистов подтал­кивал племена, проживающие в этом штате, к сепаратист­ским выступлениям.

Как мы видим, религиозная идеология и религиозные орга­низации в Индии нередко эксплуатируются сепаратистскими силами с целью подрыва единства страны. Однако по мере раз­вития политической культуры, модернизации социальной струк­туры индийского общества, роста благосостояния населения влияние такого рода религиозных организаций ослабевает.