Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 119 из 156)

2. Ценностеи-цели и -средства пенсионеров находятся в их традиционном ментальном пространстве. Это ценности-цели здоровья, спокойствия в стране и семьи. Сравнив с ценностями пенсионеров 70–80-х годов ХХ века, указано на отличие в том, что у пенсионеров преобладали ценности – работы, семьи, полезной общественной деятельности, здоровья. Ценности-средства современных пенсионеров – честность, трудолюбие и твердая воля и чуткость совпадают с ценностями-средствами молодежи 70-80 гг. ХХ века. Ценности подростков и молодежи находятся в инновационном ментальном поле. Ценности-цели у подростков спокойствие в стране и в мире, красота природы и искусства, познание интеллектуальное развитие и равенство возможностей. Ценности-средства у подростков – самоконтроль, ответственность, смелость, рационализм, честность. Ценности-цели у молодежи – ценности семьи, удовольствий, независимость суждений и оценок и равенство возможностях. Для молодежи 70–80-х годов приоритетными являлись ценности: семьи, образования, общественной работы. Ценности-средства у современной молодежи – аккуратность, жизнерадостность, смелость, честность. Качества, выделяемые у молодежи 70–80 годов: любовь к Родине, воля, мужество, правдивость, чуткость. Этим инструментальным ценностям остались верны современные пенсионеры.

Таким образом, у подростков сохранена ценность семьи и безопасности как в группе пенсионеров. Однако приобретена новая ценность-цель равенство в возможностях. Видимо в стране подростки и молодежь социально расслоены в своих возможностях, особенно материальных. В ценностях-средствах сохранена только честность, все остальные средства обновлены. Не представлена ценность интересной работы. Видимо акцент «интересная работа» сдвинулся в направлении ценности работы, приносящей материальное благополучие. Поэтому ее так мало респондентов поставило на ведущие места.

Результаты сравнивались с исследованиями, проводимыми в 70–80-х г.г. За 40 лет у поколений изменилась иерархия ценностей и в группе молодежи ценность образования заменены ценностью удовольствия, в группе пенсионеров ценность работы заменилась ценностью здоровья. 3. Смысловое поле поколений показало основные расхождения в следующих смыслах: в группе молодежи представлены когнитивные, семейные, самореализации и экзистенциальные смыслы. В группе подростков ведущими выступили семейные, коммуникативные и альтруистические смыслы. В группе пенсионеров – экзистенциальные, семейные и коммуникативные. То есть, основные расхождения в названных группах были в когнитивных, коммуникативных, самореализации и альтруистических смыслах. Таким образом, наблюдается некоторая преемственность в смыслах у поколений, но и расхождения.

5. Анализ корреляционных связей между ценностями–цели и жизненными смыслами позволили более дифференцированно подойти к вопросам их содержания. Было установлено, что корреляционные связи между ценностями семьи и семейными смыслами, между коммуникативными смыслами и ценностью наличия верных друзей, между когнитивными смыслами и ценностями познания не значимы. То есть пространство систем ценностей и смыслов в менталитете не имеет значимых связей. Показано в исследовании на группах различных поколений, что каждый коллективный субъект будет выстраивать специфичную систему связей.

5.5. Особенности взаимосвязи значений образа мира и ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений

Процесс трансформации менталитета происходит, прежде всего, в его внутренней организации. Мы предположили, что содержание трансформации заключено в рассогласовании/согласовании элементов его структуры – значений, смыслов и ценностей. С целью подтверждения данной гипотезы, провели корреляционный и кластерный анализ на данных, полученных на втором этапе исследования.

В приложении 3, Табл. 5, 6, 7 приведены данные результата поиска взаимосвязи значений образа мира и ценностей поколений, а в табл. 8, 9, 10 результаты взаимосвязи жизненных смыслов и значений образа мира поколений.

В группе подростков ценность красоты природы и искусства связана с такими категориями образа мира как светлый (0.62), свежий (0.31) и упорядоченный или хаотичный (0.57). С этими категориями взаимосвязаны альтруистические (0.32), гедонистические смыслы (0.54), а также смысл самореализации (0.47). Это есть одно из ментальных пространств, в совмещенной системе менталитета, в котором особым образом совместились значения, смыслы и ценности. Следующее ментальное пространство включает совмещение ценности счастливой семейной жизни, категорий большой (0.48), хаотичный (0.62) и коммуникативные смыслы (0.43). Совмещение вокруг ценности спокойствия в стране и мире взаимосвязано с категориями тяжелый (0.33), напряженный (0.30), быстрый (0.62) и хаотичный (0.30), а также с альтруистическими (0.35), коммуникативными смыслами (0.32) и смыслами самореализации (0.47). Ценности здоровья и равенства возможностей совмещаются, взаимосвязаны с категориями шершавый (0. 39 и 0.25), сложный и свежий, сочетаясь со смыслами статусными (0.65), семейными (0.35). Ценность материально-обеспеченной жизни отрицательно коррелирует с экзистенциальным смыслом (-0.68), коррелирует с самореализацией (0.42) и гедонизмом (0.52), которые в свою очередь связаны со значениями тяжелый (0.52), плохой (0.41) и сложный (0.60). Мы выявили области совмещения ментальных пространств менталитета подростов, представленные в приложении 4.

В группе молодежи ценности счастливой семейной жизни взаимосвязаны с категориями злой или добрый (0.21), умный (0.25) и сильный (0.33), а они в свою очередь взаимосвязаны с экзистенциальными смыслами (0.63), когнитивными (0.72). Ценности независимость суждений и оценок, познания и интеллектуального развития хотя и получили высокие ранги в выборах респондентов, но не обнаружили корреляций с категориями образа мира. Зато наличие верных друзей имело не самые высокие ранги, но взаимосвязано с категориями большой (0.31), активный (0.70), сильный (0.57), взаимосвязанные с гедонистическими (0.62), статусными смыслами (–0.35) и смыслами самореализации (0.33). Ценность любви обнаружила взаимосвязь с категориями большой (0.77), активный (0.36), горячий (0.52) и приятный (0.37), родной (0.90), которые взаимосвязаны с гедонистическими (0.62), статусными (–0.35) и семейными смыслами (0.63).

В группе пенсионеров ценности здоровья взаимосвязаны с категориями любимый (0.38), злой (0.48), сложный (0.27), напряженный (0.33), которые взаимосвязаны с экзистенциальными (0.64), статусными (0.38), коммуникативными (0.37) и семейными смыслами (0.56). Ценность материальнообеспеченной жизни связана с категориями острый или тупой (0.39), сложный (0.65), тяжелый (0.47), приятный (0.30), которые взаимосвязаны со статусными (0.45), экзистенциальными (0.64), семейными смыслами (0.56) и смыслами самореализации (0.52). Ценность счастливой семейной жизни взаимосвязана с категориями любимый (0.37), радостный (0.40) и приятный (0.27), который связан с экзистенциальными (0.53), семейными смыслами (0.68), альтруистическими (-0.71).

Представленные ментальные пространства совмещения значений, смыслов и ценностей поколенческих групп свидетельствуют о своеобразии рассогласования/согласованиия элементов системы менталитета. Как видно, происходят рассогласования/согласования на уровне значений и смыслов, смыслов и ценностей, ценностей и значений.

Провели кластеризацию ценностей, смыслов и значений в исследуемых группах. Результаты представлены в приложении 5.

В группе пенсионеров 1 кластер объединяет экзистенциальный, коммуникативный и семейный подкластеры. 1 подкластер объединяет ценность здоровья, экзистенциальные смыслы, семейные смыслы и значения любимый, сложный. 2 подкластер объединяет ценность спокойствия в стране и в мире, коммуникативные, альтруистические смыслы и значения напряженный, тяжелый. 3 подкластер объединил ценность семьи и значения радостный.

В группе подростков 1 кластер объединяет подкластеры миролюбивый, эстетическипознавательный, коммуникативно-семейный.

1 подкластер ценность спокойствия в стране и мире, альтруистические смыслы и значения светлый, сложный. 2 подкластер объединяет ценность красоты природы и искусства, значение хаотичный. 3 подкластер объединяет ценность познания и значение шершавый. 4 подкластер объединяет ценность равенства возможностей и коммуникативные смыслы. 5 подкластер объединяет семейные смыслы и значения сильный.

В группе молодежи 1 кластер семейно-коммуникативный, объединяет ценности семьи, коммуникативный, экзистенциальные смыслы и значения умный, сильный. 2 кластер эстетикогедонистический, объединяет ценность красоты природы и искусства, гедонистические смыслы, значения свежий, чистый. 3 кластер самореализации объединяет, ценность независимость суждений и оценок, смыслы самореализации, значения активный, большой.

Наблюдается рассогласование между ценностно-смысловыми составляющими поколений, что может свидетельствовать о трансформации менталитета поколений. Как показало исследование, трансформация системы менталитета заключается в изменении весов ее составляющих и связей между ними.

5.6. Соотношение традиционного, переходного, инновационного и постинновационного

менталитетов поколений

Обобщенный анализ различных подходов к исследованию менталитета социальных групп позволяет определить некоторые характеристики, которые могли бы выступить параметрами эмпирического исследования. Такие характеристики, по всей видимости, касаются сфер восприятия, мышления и поведения. И здесь можно выделить такие из них как: архетипы, стили мышления, стереотипы поведения, заключенные в образе жизни, образ мира, особенности коммуникации, концепция Я.

На этом основании мы разработали опросник с незаконченными предложениями, состоящий из 30 предложений, которые по 5 объединены в группы, относящиеся: к архетипу (женщина, герой, правитель, мудрец, маг), образу мира (как мир видится, какие ситуации наиболее значимы, центральные и периферийные части), образу жизни (способ жизни, целевые составляющие, стратегии жизни), стилю мышления (виды стилей, основания для принятия решений), особенностям коммуникации (особенности отношений, основания для выбора партнера, отношения между девушками и юношами, цели общения) и последнее, Я концепция, включающая высказывания, связанные с самоописанием, образом людей, представлениями, смыслами жизни. Максимальная открытость выражений, позволяет собрать больший эмпирический материал, который послужит для дальнейшей разработки методического материала по измерению характеристик менталитета.