Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 4 из 156)

Существуют в психологии попытки разведения понятий «сознание» и «ментальность» (Ю. А. Сорокин, А. Д. Синявский). Авторы исходят из того, что сознание «тот фрагмент личности, который ориентирован на логизирующую форму осмысления мира и всех других в нем, а ментальность – спонтанная форма существования в мире и интуитивная форма понимания себя и других личностей» [, с. 194]. При этом ими предлагаются методы и приемы для изучения феномена сознания и ментальности. Одни методы ориентированы на строгие доказательства и формальные рассуждения, а другие – парафратические, нарративные (передающие смысл, повествовательные) методы. Таким образом, основным критерием разведения понятий «менталитет» и «сознание», по мнению авторов, является логическая и интуитивная форма познания мира. Думается, что этот критерий не является ведущим, хотя возможно и такое видение проблемы. Однако менталитет может включать в себя как интуитивные, так и логические способы мышления.

Ю. В. Самсонова, О. Д. Наумова [, с. 192] считают, что сегодня в научном обиходе наблюдается тенденция механической замены понятия «сознание» на французский термин «менталитет». Но, отождествляя сознание и менталитет, мы упускаем бессознательные основы менталитета.

А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский определяют менталитет как «совокупность принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает его от других человеческих общностей» [20, с. 254]. В сознании отдельного человека, по мнению авторов, менталитет представлен в степени, которая зависит от активной или пассивной позиции в общественной жизни. Войдя в структуру индивидуального сознания, он с большим трудом оказывается доступен рефлексии. Авторы считают, что это связано с действием механизма установки: человек не осознает свою зависимость от установки, действующей на бессознательном уровне, человек верит, что он сам сформулировал свои убеждения и взгляды. Как раз в данном представлении менталитета отражены и его сознательные и бессознательные составляющие.

К. А. Абульханова (1997) также отождествляет менталитет и сознание. В своем исследовании она показывает, что дифференцирующими характеристиками менталитета являются – типы сознания, психологии, социального мышления, которые свойственны разным личностям одной этнической группы [, с. 17]. Думается, что этот взгляд довольно широк.

Мы исходим из концепции психологической системы В.Е. Клочко. «Собственно психологическая онтология порождается не человеком, не его сознанием, а целостной психологической системой, центром которой является человек. Но именно она обеспечивает возможность возникновения и функционирования сознания, являясь первичным по отношению к нему, но вторичной по отношению к амодальному миру»[Галажинский, Клочко с. 71].

Общественное сознание как субъективная реальность отражает внутренний, духовный мир групп общества. Если мы отнесем менталитет только к общественному сознанию, то субъектом менталитета будет выступать общество, но это далеко от реальности. Представляется целесообразным относить менталитет к коллективному сознанию. То есть сознанию, рожденному в определенной совместности, общности целей, интересов, направленности и деятельности. Представляя собой поуровневую структуру, отражающую рационально-иррациональную целостность, коллективного сознания поглощает менталитет, определяя ему место ближе к иррациональному полюсу. Гуревич отмечает, что «ментальность – не…научные…системы, а тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отчленена от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания» [с. 59].

«Ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания, не отрефлексированного и не систематизированного посредством целенаправленных умственных усилий мыслителей и теоретиков. Идеи на уровне ментальности — это не порожденные индивидуальным сознанием завершенные в себе духовные концепции, а восприятие такого рода идей определенной социальной средой, восприятие, которое их бессознательно и бесконтрольно видоизменяет, искажает и упрощает» [А.Я. Гуревич. 1989, с. 115 - 116].

Отнесение менталитета к обыденному сознанию, который отражает мир на уровне явлений, а не сущностей, воспринимается некоторыми авторами как сужение пространства его феноменологии. На наш взгляд, возможно, существует несколько искаженное отношение к обыденному сознанию.

Оно облекается в разряд ущербности. Однако, во многих работах показано (Г.Г. Дилигенский, П.С. Гуревич, Н.Н. Козлова), что во-первых, в обыденном сознании не все составляющие являются неосознаваемыми и обыденными, здесь встречаются и элементы теоретических обобщений. «Частью ментальность выходит на рефлексивный уровень и находится в поле самосознания человека. Такие сущности как нормы, ценности, предпочтения, осознанные культурные интенции принадлежат к сфере ментальности» [И.Г. Яковенко с. 145]. Во-вторых, бывает так, что обыденное сознание быстрее реагирует на изменения в обществе, чем теоретическое, то есть, «ближе стоит к истине, чем теоретическое» [В.С. Барулин, Ч. 1. с. 167]. Таким образом, обыденное сознание может превосходить теоретическое.

C.Э. Крапивенский [] соотносит менталитет с низшим уровнем общественного сознания. К этому уровню автор относит отражение технологических, природных, этнических условий жизни. Думается, что не совсем корректно представлять иерархию уровней сознания, поскольку значимость уровней определяется больше функционированием в различных ситуациях, чем жестко заданной структурой сознания.

Ряд авторов относят менталитет к глубинным основаниям сознания. «Но, неизмеримо большей частью ментальность лежит за гранью человеческого сознания. В ментальности содержится система априорных установок и необсуждаемых императивов» [И.Г. Яковенко с. 145]. Глубинный слой сознания можно определить несколькими основаниями: бессознательным и некоторыми «априорными формами». В бессознательный слой общественного сознания представлен архетипами []. Из этого следует, что менталитет – это система архетипов. Но это наиболее оспариваемая часть представлений о менталитете. Что касается априорных форм, то они были описаны И. Кантом и включают в себя: пространство и время, 12 категорий причинности (суждения количества, качества, отношения, модальности) [c. 81]. Таким образом, менталитет – это совокупность данных априорных форм сознания. Действительно, от эпохи к эпохе поколения наполняют эти формы новым содержанием. Априорные формы могут составлять основу менталитета. Схожие мысли высказывает Ф. Граус: «Менталитет не тождественен высказанным мыслям и видимым образам действия. Менталитет стоит за ними и определяет границу между тем, что человек вообще может помыслить и допустить, и тем, что он ощущает как «немыслимое», «невозможное» [с. 80].

Е.В. Улыбина утверждает, что обыденное сознание как гетерогенное образование объединяет «черты предсознательного и мифологического, детского и массового сознания с элементами научного знания и рефлексивного сознания» [с. 86]. Автор заключает, что характеристиками обыденного сознания являются: нерациональность, противоречивость и социальная природа. Доминирующей формой репрезентации обыденного сознания, по мнению исследовательницы, выступает символ в силу того, что он многозначен. Нам думается, что и значения и знаки также репрезентируют обыденное сознание. Е.В. Улыбина обнаруживает лишь близость понятий «обыденное сознание» и «менталитет», но иллюстрирует свои теоретические выводы исследованием именно составляющих менталитета.

Отталкиваясь от идеи Е.В. Улыбиной, можно полагать, что форм репрезентации обыденного сознания может быть несколько, но главными являются три: значения, смыслы и ценности. Поскольку всякое сознание, прежде всего, опирается на значения (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, М. Коул). Современные исследования в школе экспериментальной семантики [] отражают изменения в семантическом пространстве значений различных социальных групп. Следующим звеном между значениями и ценностями в обыденном сознании являются смыслы. «Личности необходимо сообщество, ибо лишь в нем ее существование обретает смысл; но и, наоборот, сообщество, чтобы иметь смысл, не может обойтись без отдельных личностей» [В. Франкл

с. 198]. В современном обществе наблюдаются две тенденции: потеря смыслов и рождение новых. Ученые утверждают, что смыслы присущи определенным обществам на протяжении истории. В таком качестве они воплощаются как «универсалии смысла» (В. Франкл) в ценности. Система ценностей представленных в обыденном сознании, связанная со значениями, играет направляющую и консолидирующую роль в жизни субъекта. Менталитет включает в себя ценности (П.С. Гуревич, О.И. Шульман). В определенных социальных и исторических ситуациях культивируется специфическая система ценностей. Но ценности носят и универсальный характер. С. Шварц выделил десять универсальных ценностей на репрезентативной выборке различных культур. Таким образом, менталитет представляет определенный слой обыденного сознания, реализующего определенные значения, смыслы и ценности. В силу того, что менталитет мало осознаваем и выражает эмоционально окрашенные, алогичные, основанные на коллективных стереотипах компоненты, он может быть отнесен к обыденному слою сознания.

Менталитет выступает интегративным свойством человека, поскольку объединяет в себе различные стороны бытия человека – религиозную, этническую, социальную, культурную, историческую. А самое главное выступает результатом коллективного со-бытия людей, их совместного творческого миростроения. Необходимо заметить, что перечисленные определения не подчеркивают со-бытийность, заключенную в менталитете. Она подменяется различными процессами – «мировосприятия», «поведения» и т.д. А с другой стороны, в менталитете выделяют сложившиеся формы – «склад ума, способы поведения, образ мира, совокупность представлений». Но не эта сумма составляющих дает интеграцию системы менталитета. «Менталитет - это совокупность идей и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединенных друг с другом связями или отношениями веры» (Г. Бутуль «Ментальность»). Интегративность менталитета определяет его как систему. Систему, состоящую из сопричаностей, соединяющих пространства субъектов. «Менталитет потому и менталитет, – что он определяет и опыт, и поведение индивида и социальных групп» [А.П. Огурцов].