Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 126 из 156)

Подводя итог полученным эмпирическим данным, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, существует несомненная связь между значениями, смыслами и ценностями системы менталитета поколений. В результате проведенного исследования наблюдаем рассогласование в данных системах. Смыслы семьи, альтруизма и коммуникации являются ведущими в группе подростков. Смыслы удовольствия, экзистенциальные смыслы, когнитивные и самореализации являются ведущими в группе молодежи. В группе пенсионеров ведущими смыслами являются: семейные и экзистенциальные. Основные расхождения в рангах категорий жизненных смыслов наблюдаются по категориям: альтруизм, гедонизм, самореализация и коммуникация (p 0.05).

Среди терминальных ценностей ведущими в группе пенсионеров явились ценности здоровья и спокойствия в стране и в мире. В группе подростков ведущими терминальными ценностями явились: спокойствие в стране и в мире и красота природы и искусства. В группе молодежи – счастливая семейная жизнь, независимых суждений и получение удовольствий. Активная деятельность и творчество как ценности вытеснены в группе молодежи и подростков.

В группе инструментальных ценностей среди подростков получили приоритет ценности жизнерадостности, ответственность самоконтроль и смелость в отстаивании своего мнения. В группе молодежи ведущими стали инструментальные ценности аккуратность, жизнерадостность и смелость в отстаивании своего мнения. В группе пенсионеров среди инструментальных ценностей главными были ценности трудолюбия, честности и твердой воли.

В ядре менталитета синтаксико-семантические структуры закрепили значение «семьи», «работы», «здоровья», но в поведенческой компоненте системы менталитета произошло разрушение программы семейных отношений, здорового образа жизни, трудовых затрат.

В архетипической структуре архетипы стабильности сменились архетипами разрушений, свершений.

Во-вторых, данные свидетельствуют о том, что в менталитете поколений преобладают ценности безопасности, семейных уз, высокооплачиваемой работы. Средства, с помощью которых эти ценности могут воплотиться в жизнь, выступают для молодых самостоятельность, ответственность, для старших поколений трудолюбие, честность, хорошие отношения с людьми.

Ценности традиций (равенство, жизненная мудрость, воспитанность, терпимость к мнениям других) утрачены. Ценности свободы поступков и действий, смелость в отстаивании своих мнений, свойственных индивидуализму характерны преимущественно для молодого поколения.

В-третьих, выявленные ценности наполняются новыми смыслами. Обнаружено единство у поколений в экзистенциальных, гедонистических, статусных, когнитивных, семейных смыслах.

Выявлено рассогласование в смыслах альтруистических, самореализации, коммуникативных.

В-четвертых, в значениях образа мира пенсионеров и молодежи выделили разницу размерности ментального пространства, по числу факторов. В группе пенсионеров оно шире. Определили ядерную часть, которая неизменна в двух выборках и периферийную часть, в которой несхожи значения.

В-пятых, зафиксировали различное отношение к другим у пенсионеров и молодежи.

Выделили виды толерантности у молодежи и пенсионеров. У студенческой молодежи Ростова-наДону представлены следующие параметры: душевность, разобщенность, самостоятельность, индивидуализм, недоверие к власти, традиционализм, коллективизм, своеволие, свободолюбие, анархия. То есть, явное тяготение к индивидуализму. Группа молодежи характеризуется: холодностью, соперничеством, склонностью к риску. В группе пенсионеров мы выявили коллективизм, характеризующейся: взаимовыручкой, верностью традициям, открытостью, устремленностью в прошлое и в будущее, сердечностью, дисциплинированностью и уважением власти.

В-шестых, проведя сравнительный анализ ценностей трех поколений с аналогичными исследованиями 70–80 годов, видим, что практически не претерпели изменения ценности у пенсионеров, которые были молодыми в эти годы. Но, сравнивая ценности молодежи 70-х ХХ века и молодежи начала ХХI века, видим существенные различия в направленности личности с «Мы» на «Я». Это задает иное мировидение, иные программы поведения поколений. В ценностных ориентациях людей эпохи социализма преобладали установки на общественно-полезный, творческий труд, приносящий пользу обществу, стремление получить образование и пользоваться уважением окружающих [Шубенкова с. 32]. В установках современной молодежи преобладают стремления на материальное благополучие, приобретение статуса в обществе, поиск любви. Данные ценностно-смысловые структуры заданы системной детерминацией социокультурной ситуации в обществе. Это можно охарактеризовать как рассогласование между традиционным образом мира и инновационным образом жизни поколений ХХI века.

В-седьмых, сравнение составляющих менталитета 70-х гг. и настоящего времени, можно предполагать, что хронотоп российского менталитета составляет 40 лет.

Таким образом, в условиях социокультурных изменений в нашем регионе происходит

трансформация системы менталитета.

6. Эмпирическое исследование феноменов трансформации южно-российского менталитета.

В представленной главе излагается общая, эмпирическая концепция исследования отдельных параметров феноменов трансформации южно-российского менталитета.

6.1. Постановка экспериментальной задачи и программы исследования

Задача эмпирического исследования заключалась в том, что мы искали зависимость влияния экономических, политических и социальных факторов на пространственные, временные, ценностные, смысловые, предметные и поведенческие составляющие менталитета представителей двух субкультур Южного региона.

Гипотеза I этапа состояла в том, что под воздействием внешних экономических, политических, социальных факторов и внутренних социально-психологических факторов (индикаторов социальной изменчивости) трансформируется российский менталитет субкультур россиян (от постфигуративной культуры к кофигуративной культуре, от коллективизма к индивидуализму, от аллоцентризма к идеоцентризму, от пространственной определенности к временной).

Субкультуры пенсионеров и молодежи имеют единое ядро менталитета; менталитеты названных субкультур имеют отличия вне указанного ядра на периферии менталитета, не только потому, что они относятся к различным субкультурам российского общества, а также потому, что менталитет пенсионеров представляет менталитет людей социального иного строя, который трансформировался в ходе социально-политических и экономических преобразований в России.

Метод, используемый в исследовании, поперечных срезов – группы испытуемых разного возраста исследуются одновременно.

Выборка испытуемых представлена субъектами двух субкультур г. Ростова-на-Дону – молодежь (500 человек) и пенсионеры (500 человек), мужского и женского пола жители г. РостованаДону.

Сравнивались следующие факторы (Табл. 1), влияющие на трансформацию менталитета:

Таблица 1

Основные факторы, влияющие на процесс трансформации менталитета

Экономический

Политический

Социальный

1.

Национальный валовый продукт

Степень свобод

Уровень образования

2.

Уровень жизни

Дистанция власти

Степень социальной защищенности

По данным С.Г. Кара-Мурзы [] можем изложить следующие факты: в СССР, по оценкам Организации ООН в области сельского хозяйства и продовольствия (ФАО), в середине 80-х годов входил в десятку стран мира с наилучшим типом питания. В 1985 г., по данным ФАО, приведенным в последней сводке этой организации в Интернете, житель СССР в среднем получал в день 105,3 г белка (из них 51,5 г – белка животного происхождения: в мясе 22,2 г, в молоке 15,2 г, в рыбе 9,5 г, в яйцах 4,6 г).

Существенно изменилась структура питания: в калорийности рациона снизилась доля продуктов, богатых белком (и особенно животным белком - мяса, рыбы, молока и яиц), возросла доля картофеля и круп. В 1990 г. продукты животного происхождения давали 35,9% калорий среднего суточного рациона, а в 1997 г. только 28,3%.

На среднюю номинальную начисленную заработную плату (в РСФСР и РФ) в 1990 можно было купить 95,9 кг говядины, или 1010 литров молока, или 776,9 кг хлеба пшеничного 1 сорта. В 2000 г. на среднюю месячную зарплату можно было купить 38,6 кг говядины, 302,2 литра молока или 220,4 кг такого же хлеба.

В СССР, напротив, низкие цены на самые необходимые продукты резко облегчали положение людей с низкими доходами, почти уравнивая их по фундаментальным показателям образа жизни с людьми зажиточными. Таким образом, бедность ликвидировалась, человек ценами «вытягивался» из бедности, и СССР становился «обществом среднего класса» [].

Данные факты сопоставлялись с основными компонентами динамических компонентов менталитета (Табл. 2).

Таблица 2

Динамические компоненты менталитета россиян, подверженные трансформации

Ценностный

Когнитивный

Поведенческий

1.

Культурно-ценностный дифференциал

Коллективные представления

Социальные установки

2.

Ценностные ориентации

Стили мышления

Поведенческие стереотипы

Данные по положению социальной, политической и экономической системы России нами были заимствованы из прошлых и современных социологических сводок и эмпирических исследований современных авторов и авторов прошлых лет.