Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 125 из 156)

Резюмируя, можно отметить, что исследование подтверждает гипотезу о рассогласовании между принятой системой значений, смыслов и ценностей и реализуемым образом жизни субъектов. Американские исследователи в области социальной психологии отмечали еще пол века назад, что между установками, когнициями и поведением наблюдаются рассогласования. Респонденты могут декларировать одни убеждения, а поступать согласно обстоятельствам. Задачей психологии влияния является поиск способов приведения в соответствие установок и желаемого поведения. Мы, объясняя поведение человека и коллективного субъекта, выстраиваем логическую цепочку, связывая их установки, определяемыми значениями, смыслами и ценностями менталитета и поступки. Однако, понятно, что система менталитета постоянно производит микроизменения, трансформации, но организация в целом остается неизменной. Поэтому не может быть стопроцентного совпадения значений, смыслов и ценностей и образа жизни субъектов. Следовательно, мы можем утверждать о степени их совпадения в относительно небольших пределах. Что наглядно демонстрирует рассогласованность многих составляющих в обыденном сознании субъектов, слоем которого выступает менталитет.

Произошли изменения в архетипической системе. Архетипы Заботливый, Правитель, Творец объединены мотивацией стабильности и контроля, по мнению К. Пирсон в большинстве своем были присущи эпохе социализма. Сегодня на первый план вышли архетипы Героя, Мага, Бунтаря – мотивация риска и мастерства.

Хотелось бы отметить, что остались устойчивыми в системе традиционные ценности:

здоровья, семьи, работы. Однако современное смысловое наполнение ценностей отличается от традиционного тем, что относится и к смысловому наполнению значений. Смыслы здоровья связывались с активным образом жизни, занятиями спортом. Сегодня в публикациях можно встретить доказательства того, что люди, которые ведут более неподвижный образ жизни, дольше живут. А в последних публикациях, посвященных представлениям о здоровье, наглядно видно, что представления связаны с традиционными смыслами. Реклама лекарств, которая занимает ведущее место наряду с рекламой продуктов питания, призывает россиян к употреблению лекарств (пассивный способ борьбы с недугами). Довольно частой ассоциацией на слово «здоровье» является слово «таблетки», более чем в 60% случаях. Следовательно, уже нет согласованности ценностей «здоровья» и активной позицией в жизни.

Тоже обстоит с ценностью «семьи», которая связана у респондентов с позитивными высказываниями, традиционными смыслами. Однако, современная семья предполагает развитие обоих супругов, не всегда предполагает официальную регистрацию брака, количество детей сведена к минимуму. В такой семье уже меньше иерархии, наблюдается некоторая отчужденность в отношениях, выражающаяся в эмоциональной холодности супругов, разделение материальных доходов. Таким образом, ценность «семьи» связывается с новыми смыслами. В этом и заключено рассогласование традиционной ценности «семьи» с инновационными смыслами и значениями. Ценность работы рассогласуется со значениями работы в традиционном понимании. В традиционном понимании ценность «работы» определялась целью «на благо общества». В современных условиях целью работы является достижение личного материального благополучия. Это рассогласование приводит к тому, что значение слова «труд» ассоциируется с не общественно полезным трудом, а с «прибылью», «деньгами». То есть понятию «труд» предается иной смысл, в отличии от традиционного.

В результате данного анализа прослеживается закономерность, заключающаяся в том, что смыслы и значения определяют содержательное наполнение ценностей и приводят в соответствие с образом жизни человека.

Обнаружено рассогласование в системе смыслов по параметрам: альтруизм, гедонизм, самореализация и коммуникация. Смысл альтруизма отчетливо представлен в группе подростков и молодежи, но в целях жизни нигде не представлен. Можно предположить, что и значения «бескорыстность», «жертвенность» будут мало употребляемы среди респондентов. Незначительно представлены коммуникативные смыслы в группе молодежи и подростков, а ценность любви, дружественных связей занимает приоритетные места в выборах респондентов, что возможно свидетельствует о рассогласовании ценностей и смыслов. Это также может подтверждать наличие интолерантности в отношениях людей, характеризующейся холодностью и отчужденностью, деперсонализацией. Интернет, мобильные телефоны представляют собой, с одной стороны, средство общения, а с другой, представляют барьеры общения поколений.

Обнаруженные тенденции пересекаются с результатами исследования категорий образа мира поколений. Для подростков образ мира трехмерен, трансформируется от светлого, большого, свежего быстрого к пассивному, шершавому, напряженному, плохому.

Для девушек в группе молодежи образ мира, связывается с представлениями об идеальной любви (приятное, жизнерадостное, родное, дорогое, любимое, горячее, свежее, умное, острое, быстрое, сильное, большое, активное, чистое), сложностях и силе (напряжѐнное, сложное, тяжѐлое, хаотичное, твѐрдое), счастье (добрый). Пространство образа мира у молодых женщин – это интегральная шкала представления мира идеальной любви (приятное, жизнерадостное, родное, дорогое, любимое, горячее, свежее, умное, острое, быстрое, сильное, большое, активное, чистое), интегральная шкала представления мира как сложного пути-препятствия-образования (напряжѐнное, сложное, тяжѐлое, хаотичное, твѐрдое), шкала представления мира доброго. Образ мира для девушек – это пространство любви, силы (тяжѐлый путь) и радости (ожидания счастья).

Пространство образа мира у молодых мужчин также трѐхмерно, но более однозначное, чем у женщин. Пространство образа мира для них - это интегральная шкала представления мира земной любви (любимом, приятном, свежем, горячем, умном, толи остром, толи тупом), шкала представления мира злого (объект борьбы, соперничества), шкала представления мира радостного (ожидание счастья). Образ мира для них – это пространство любви, борьбы и счастья (радости).

Пространство образа мира у пенсионеров четырѐхмерно. Пространство образа мира для них – это интегральная шкала представления мира пережитой любви (любимом, приятном, свежем, горячем, умном, толи остром, толи тупом), интегральная шкала представления мира тяжѐлого пути, шкала представления мира непонятного и беспокоящего, несостоявшегося ожидания счастья, шкала представления мира сильного и хаотичного.

Таким образом, мы видим области пересечений в образе мира поколений и несовпадений. Отсюда можно заключить, что в образе мира стабильно и неизменяемо ядро, в котором значения схожи у всех групп и непостоянна периферия, которая содержит значения изменяемые от группы к группе. В ядре постоянны следующие значения: любовь, радость, сложность, свежесть, умныйтупой. Эти значения связаны с коммуникативными смыслами, когнитивными, гедонистическими. Гедонистический смысл, как показало исследование, вытеснен, кроме молодежи. То есть, попрежнему среди поколений представлен запрет на удовольствие. Мы культура святых великомучеников. Хотя в значениях образа мира он зафиксирован. По-прежнему лидируют коммуникативные значения. Когнитивные смыслы представлены в образе мира в виде оценок умный-тупой и как оценка мира как сложного. Но когнитивные ценности занимают не лидирующие места. Ценится в современном социуме больше социальный интеллект, чем научный. Трансформация образа мира, выделенная на его периферии свидетельствует о том, что преобладают в старшем поколении негативные оценки образа мира, хотя это может свидетельствовать о тяжелой жизни пенсионеров в современном мире.

Таким образом, трансформация функциональных связей систем значений, смыслов и ценностей поколений свидетельствует о том, что в настоящее время меняется субъектность поколений.