Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 123 из 156)

Переходный менталитет не имеет четких ценностных ориентаций, образ мира более хаотичный и угрожающий, люди колеблются в своих выборах.

Постинновационный менталитет характеризуется стабильным образом мира, традиционными ценностями с тенденцией к независимости, следовательно индивидуализму.

Далее подсчитывается процент представленности видов менталитета в поколении и содержательно анализируются характеристики менталитета. Что позволяет определить тенденции развития поколений.

Методика была апробирована на трех группах г. Ростова-на-Дону (июнь 2006 г.): студенты (75 чел.), люди среднего возраста (50 чел., работники коммерческих предприятий, 50 чел. работники государственных служб) и пенсионеры (70 чел.). Мы предполагали, что в группе молодежи превалирует инновационный менталитет, как показатель изменений, происходящих в российском обществе.

Были получены следующие результаты: в группе студентов инновационный менталитет обнаружен у 50%, переходный у 27% и традиционный у 23% человек (Рис. 1).

Соотношение менталитетов в группе молодежи

инноваци

традиции

переход

Рис.1

В группе работников коммерческих предприятий инновационный менталитет обнаружен у 64% и переходный 36% человек (Рис. 2).

Соотношение менталитетов в группе работников коммерции

36%

инноваци

традиции

переход

Рис. 2

У работников госслужб обнаружен традиционный у 45%, переходный у 43%, инновационный менталитет у 12% человек (Рис. 3).

Соотношение менталитетов в группе работников госслужбы

инноваци

традиции

переход

Рис. 3

В группе пенсионеров: инновационный менталитет составил 6%, традиционный 86%, переходный 8% (Рис. 4).

Соотношение менталитетов в группе пенсионеров

8% 6%

86%

инноваци

традиции

переход

Рис. 4

Таким образом, выдвигаемая гипотеза подтвердилась, сегодня в Ростове-на-Дону в целом в данной выборке преимущественно преобладает традиционный менталитет (37%), инновационный менталитет (34%), переходный (29%) (Рис. 5).

Соотношение менталитетов в целом в выборке

29%

34%

37%

инноваци

традиции

переход

Рис. 5

Большие показатели по переходному менталитету могут свидетельствовать о трансформации российского менталитета.

Выводы:

1. На основе сочетания таких показателей как стиль мышления, образ мира, образ жизни, архетипы, особенностей коммуникации и Я-концепции создана оригинальная методика измерения видов менталитета.

2. Исследование менталитета на выборках молодежи, зрелых людей и пенсионеров выявило различное соотношение видов менталитета. Традиционный менталитет оказался наиболее представленным в данных группах. Что может свидетельствовать об устойчивости структуры менталитета.

5.7. Межпоколенная толерантность/интолерантность: основные показатели

Современный мир молодым человеком воспринимается как данность, плохо зная историю, он не видит каким трудом она построена и поэтому не испытывает благодарности и не признает никаких обязанностей.

Американские и российские социологи показывают в своих исследованиях, что на этом фоне мы являемся свидетелями обострения проблемы взаимоотношений между поколениями, меняется характер наследования традиций, меняются общественные нормы. В прошлом основным источником связи между поколениями была вербальная культура. Однако, как констатируют специалисты, современная молодежь меньше читает, хуже пишет, затрудняется выделить главную мысль текстов, а это приводит к вакууму знаний традиционных литературных источников, носителей культурного достояния. Сужается и пространство использования традиционных средств коммуникации. Таким образом, поколения замыкаются на общении в кругу сверстников. «Разрастания разделенности формирует новую позицию по отношению к иным («чужим») поколениям. Каждое поколение все более склоняется к наблюдению, к исполнению функции экспертов, к взаимной экспертизе», – пишет О.Н. Козлова [с. 140]. Психологически всякое оценивание приводит к напряжению отношений между поколениями.

В отечественной психологии такие авторы как И.С.Кон, А.В.Мудрик Б.Д. Парыгин, А.В. Петревский, Е.Ф. Рыбалко, О.Ю. Артемова, М.В. Гамезо, Е.И. Головако, А.А.Кроник, А.Г.Асмолов, и др. уделяют большое внимание следующим вопросам: переживания поколениями прошлого, настоящего и будущего, представлениям о психологическом возрасте, временной саморегуляции личности, возрастным изменениям и др. По данным исследователей современное Российское общество стоит перед проблемой становления новой социальной идентичности. В этом аспекте и рассматриваются толерантные/интолерантные отношения между поколениями. В недостаточной мере изучен вопрос психологической детерминации межпоколенных отношений.

Теоретическая актуальность проблемы напрямую связана с ее практической актуальностью.

Институты социальной поддержки еще в недостаточной мере развиты в нашей стране. Потенциал Российского общества – молодежь довольно агрессивно и прагматично смотрит в будущее. Задачей институтов является построения программ гражданского воспитания молодежи. Поэтому специалистам необходимо знать, на какой психологический потенциал молодежи необходимо опираться.

Пенсионеры являются наиболее незащищенной субкультурой страны. В западных странах довольно интенсивно внедряются программы социально-психологической поддержки пожилых людей. В нашей стране ученые и социальные работники стоят перед практической проблемой построения и внедрения данных программ. Исследования психологической особенности людей пожилого возраста позволит грамотно, с опорой на реальность внедрить программы реабилитации, поддержки пенсионеров.

Актуальность данной проблемы и стимулировало проведение исследования особенностей менталитета молодежи и пенсионеров Юга России. В исследовании принимала участие дипломница Л.А. Чичик.

Гипотеза исследования: рассогласование между параметрами межпоколенной толерантность служит индикатором повышения напряженности между поколениями.

Используемые методики: Методика исследования различных видов толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура), методика «Представления человека о себе и других людях» (Т. Лири).

Выборка испытуемых была представлена студентами РААИ, ИУБиП, РВВКИУ в количестве 300 человек (195 девушек и 105 юношей) в возрасте от 18 до 25 лет и пенсионерами 200 человек (106 женщин и 94 мужчин) в возрасте от 55 до 76 лет (апрель – май, сентябрь – октябрь 2004 г.).

Результаты проведения методики «Виды толерантности» свидетельствуют, что в группе молодежи преобладают следующие виды толерантности: этническая толерантность получила самые низкие баллы, что свидетельствует о непринятии людей иных национальностей. Выше среднего получила толерантность к сложности и неопределенности окружающего мира, что подтверждает стремление к риску у молодежи. Средние баллы получила толерантность к иным взглядам, толерантность отступления от общепринятых норм и неавторитаризм, что отражает возрастные особенности молодежи и индивидуалистические тенденции.

В группе пенсионеров низкие баллы были получены по толерантности отступления от общепринятых норм, что свидетельствует о приверженности к традициям. Очень низкая толерантность выявлена к иным взглядам и неавторитаризм, что свидетельствует о возрастных особенностях. Средние баллы были получены по этнической толерантности, что свидетельствует о терпимости к другим национальностям. Выше среднего получены баллы по толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира, что может свидетельствовать о жизненном опыте и коллективистским тенденциям.

В целом результаты измерения видов толерантности в группе молодежи и пенсионеров, значимо различаются. Что косвенно может быть предпосылкой их интолерантных отношений.

В результате корреляционного анализа (статистика проводилась с помощью пакета программы STATGRAPHICS + for Windows) видов толерантности в названных группах были получены следующие результаты.