Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 6 из 156)

Следовательно, мы можем констатировать о наличии двойной феноменологии менталитета как атрибута (признака) коллективного субъекта и сложного качества человека. В этих двух ипостасях менталитет проявляет себя по-разному.

Исходя из взглядов Л.Я. Дорфмана, описавшего метаиндивидуальный мир как полисистему взаимодействующих интегральной индивидуальности и мира, возможно по аналогии выделить метагрупповой мир, в котором взаимодействуют коллективный субъект и мир. Необходимо заметить, что многие авторы пренебрегают этим видом взаимодействия. С.Л. Рубинштейн поставил проблему взаимодействия человека и мира. Описал жизненные пути, позиции относительно мира у различных людей. «Понятие наличного бытия человека (Dasein, Existenz) в каждый данный момент его жизни может быть определено, понято только через его отношение ко всему сущему» [с. 360]. К.А. Абульханова продолжила эти идеи в концепции стратегий жизни. Ни философски, ни психологически еще не намечена проблема взаимосвязи мира и коллективного субъекта.

Исключение составляют работы по этнологии.

Опираясь на вышеизложенное, гипотетически можно представить модель взаимодействия метаиндивидуального (Л.Я. Дорфман, 1997) и метагруппового миров. В основе их функционирования лежит взаимное соподчинение одного мира другому в различных ситуациях жизнедеятельности коллективного субъекта.

В зависимости от ситуации на процесс трансформации менталитета будет влиять либо метагрупповой мир, либо метаиндивидуальный. Это определяется тем, какие стороны менталитета презентируются в той или иной ситуации – атрибутивные или качественные.

В каких ситуациях менталитет выступает как качество, а в каких как атрибут? Когда люди атрибутируют причины поведения человека не его индивидуальности, а группе в целом, то объясняют поведение особенностями менталитета. И здесь менталитет выступает как качество человека, принадлежащего определенной группе. Это «субъектные атрибуции» по Л.Я. Дорфману. Когда определенная группа сталкивается с группой иного психологического склада, то можно выделить иной менталитет как атрибут коллективного субъекта.

Основной смысл понятия заключен в ментальном пространстве, в котором человек выходит за пределы витальных потребностей, социальных норм и ожиданий социальной группы. Пространство, в котором человек выступает творцом своего образа мира и образа жизни. Именно в совмещении этих систем рождается менталитет социальной группы. Творит человек его посредством стилей мышления, стилей коммуникации, стилей деятельности и поведения. Хотя стилистические характеристики определяются индивидуальностью человека, но они всегда выражают типическое в человеке, как представителя определенной социальной общности. По этому менталитет отражает в образе мира типичные стереотипы восприятия и понимания мира, социотипическое поведение (А.Г. Асмолов, 2001), типичные личностные качества. Менталитет динамическое образование.

В различных источниках [], мы сталкиваемся с определением менталитета как системы. Но в контексте данных работ, система менталитета закрыта и представляет совокупность компонентов. Мы расширяем представление о системности менталитета и определяем ее как открытую, самоорганизующуюся психологическую систему. Открытость системы менталитета порождает ее изменения. Выражается она в одновременном сохранении целостности системы менталитета и порождении новообразований, что представляет собой уже феномен самоорганизации. Самоорганизация системы менталитета происходит без участия специфических воздействий из вне. Самоорганизация менталитета заключена в ее способности порождать сложные качества, к которым мы относим совмещенность. Совмещенность приводит к совмещению всех составляющих системы менталитета (надсистем, подсистем и его организации).

На основании анализа разноплановых определений менталитета, неразработанности его конструкта выдвигаем рабочее определение – менталитет – это совмещенная, самоорганизующаяся психологическая система, представляющая собой неосознаваемый, обыденный слой коллективного сознания, интегрируемый религиозной, этнической и социальной системами общества, основу которого составляет согласованность доминирующих,

нормативно закрепленных систем значений, смыслов и ценностей образа мира индивидуального и коллективного субъекта, проявляющихся в их жизненном мире.

Может возникнуть вопрос, почему именно религия, этнос и социум являются над системами менталитета? Мы не отрицаем, что и экономика и политика также являются надсистемами менталитета, но главенствующую роль в образовании менталитета отводим именно этносу, религии и социуму. Поскольку именно эти системы участвуют в зарождении менталитет, как показано в многочисленных работах философов, этнологов, историков, культурологов, социологов.

Менталитет порождается психологической системой человека во взаимодействии людей с друг другом и культурой, в определенном историческом контексте. Психика – посредник между предметным и органическим, между биологией и культурой (В.А.Шкуратов). Средствами «медиации» психики между этими двумя началами являются артефакты. Артефакты В.А. Шкуратов разделяет на предметы, знаки и «репрезентанты–инструменты психики». «Параллельная психика окультуривается (сапиентизируется), уподобляясь созданному и действуя в режиме артефактов– творений» [с.200].

Постепенно осознаваясь людьми и воплощаясь в элементах культуры, менталитет отчуждается своих носителей, которых он объединяет. Фактически менталитет становится артефактом культуры.

«Артефакт» переводится в словаре иностранных слов как искусственно сделанный, предмет, продукт человеческого труда. Артефакты порождаются, прежде всего, в процессе взаимодействия людей, принадлежащих определенным культурным контекстам. Культура – это «диалог культур» В.

Библер.

Определение артефакта как культурного продукта, говорит о том, что он имеет определенную специфичность в силу того, что субъекты его порождающие принадлежат к определенной культуре и включены в общую деятельность и жизнедеятельность. В работе М. Бубера онтологические отношения «Я–Ты» опосредованы «Оно» (язык и другие реалии культуры). То есть отношения с другими опосредовано культурой. Отношение «Я–Оно» опосредовано и отчуждено, следовательно, культура относительно субъекта всегда рядоположенна, он с ней не слит. «Различные культуры и цивилизации, исторические эпохи, приписывая субъекту специфические атрибуции, возвышая их свободу и ответственность, создают различные конфигурации объективного мира природы и цивилизации, субъект–объектных отношений» [И.Г. Петров с. 117]. Но если это так, то каким образом культурные артефакты влияют на жизнь человека, если, порождаясь субъектом, они отчуждаются?

В.С. Cтепин определяет культуру как «сложноорганизованный набор надбиологических программ, в соответствии с которыми осуществляются определенные виды деятельности, поведения и общения» [с.9]. В этих программах и заложено, что культурные артефакты должны транслироваться поколениям. Следовательно, культурные артефакты, отчуждаясь, посредством способов обучения, воспитания, суггестии возвращаются субъекту вновь, обличаясь в новые, принятые данной эпохой интерпретационные схемы.

Порождаясь системой человека, сознанием коллективного субъекта в совместной деятельности, менталитет усваивается опосредованно как культурный артефакт. «Культуральная точка зрения на сущность человеческой психики и ее развитие состоит в принципиальном преодолении базовых схем вышеобозначенных парадигм: не существует прямого и непосредственного соотношения «человек–природа», «человек–общество». Во-первых, и природа, и общество, являясь фундаментальными предпосылками становления человека, не становятся прямо содержательными характеристиками ни самой его личности, ни ее мира; они всегда имеют ценностную валентность и конкретно-исторический облик, обнаруживают себя перед человеком как вполне определенные канонические формы культуры; а во-вторых, даже с этими формами невозможна непосредственная встреча, невозможна прямая их интериоризация. Чтобы они раскрылись в своем истинном содержании, чтобы оказалось возможным приобщение к ним, всегда необходим посредник, тот или иной тип медиатора, в качестве которого может выступить знак, слово, символ, миф и др. Именно через них происходит кардинальное преобразование так называемых натуральных (наличных, реальных) психических (шире – соматоорганических) форм в идеальные (культурные, высшие), собственно, человеческие способности» [В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. Антропологический принцип в психологии развития. с. 8]. Таким образом, на пути между человеком и миром стоит мир культуры. Ни мир, ни культура не могут быть интегрированы человеком непосредственно. Чтобы освоить культуру, человек должен присвоить ее атрибуты, чтобы освоить мир, человеку также необходимо интегрировать нечто, что бы их связало. Присваивая менталитет, человек соединяется с миром культуры (осуществляет взаимное проникновение). Обретя культуру, идентифицируясь с культурным коллективным субъектом, человек становится готов к вхождению в мир, где находится полифония культур.

Схожие мысли выдвигает В.Е. Клочко. Он пишет, что не может человек напрямую соприкоснуться с объективным миром, необходимо, чтобы его субъективность вошла в него. «Легко говорить о границе, которая перемещается от глаза (и другого органа чувств) на предмет. У ребенка первые три года жизни уйдут на освоение этого перехода. Ведь на самом деле это и есть первое проявление многомерного мира человека, пусть еще и не обладающего признаками реальности и действительности, но уже вобравшего в себя тот самый "дух", который вышел за пределы тела и "осел" на предмете, коснувшись его. Если собственно человеческое начинает заполнять пространство вокруг человека как телесного существа, если возникает продолженность человека в мир, без которого он так и не станет миром человека, значит "очеловечивается" и само пространство, возникая на пересечении субъективных и объективных измерений. Два условия необходимы для такого перемещения субъективности на границу с предметом. Это культура, где хранится и аккумулируется опыт человечества, в том числе и значения как часть этого опыта. Затем это взрослый, через которого осуществляется выход в культуру и который единственно может связать ощущения, получаемые ребенком от предмета, со словом, обозначающим предмет, выделяя его этим самым из всего остального. Минимум четыре фактора должны совпасть для того, чтобы граница между человеком и миром сместилась от органа чувств к предмету и возникли феномены предметного мира и предметного сознания» [Галажинский, Клочко с.87]. В приведенной цитате В.Е. Клочко пишет как раз о факторах, способствующих продолженности субъектности человека в мир. Наличие коллективного субъекта и есть условие, гарантирующее вхождение человека в мир, посредством артефактов культуры (менталитета и др.), и наличия Других во взаимодействии. Культура выступает медиатором между человеком и миром.