Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 124 из 156)

Таблица 1.

Значимые корреляционные связи между видами толерантности в группе пенсионеров и молодежи

Виды толерантности (молодежь)

Виды толерантности (пенсионеры)

Значение корреляции

Этническая

к иным взглядам

0, 50

Этническая

к сложности и неопределенности

0, 67

К иным взглядам

к иным взглядам

0, 69

К иным взглядам

отступление от норм

0, 73

отступление от норм

Неавторитаризм

0, 77

К сложности и неопределенности

к сложности и неопределенности

0, 63

Неавторитаризм

к иным взглядам

0, 46

Неавторитаризм

отступление от норм

0, 72

Факторный анализ статистики толерантности имел следующие результаты в группе молодежи, где – 1 – этническая толерантность, 2 – толерантность к иным взглядам, 3 – толерантность к отступлению от принятых норм, 4 – толерантность к сложности и неопределенности, 5 – неавторитаризм.

Таблица 2.

Факторные нагрузки по пяти признакам в группе молодежи

Фактор 1

Фактор 2

1

0,75

-0,22

2

0,31

0,87

3

0,94

0,01

4

0,83

-0,38

5

0,73

0,26

Существенные только два фактора: первый фактор это линейная комбинация четырѐх видов толерантности (этническая толерантность, отступление от норм, к сложности и неопределенности, неавторитаризм) второй фактор это толерантность к иным взглядам.

Таблица 3.

Факторные нагрузки по пяти признакам в группе пенсионеров

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

1

0,80

0,69

0,01

2

0,69

0,24

-0,27

3

0,71

0,33

0,30

4

0,34

0,02

0,93

5

0,20

0,91

0,21

Существенны три фактора в группе пенсионеров. Первый фактор это линейная комбинация первого, второго и третьего признаков (этническая толерантность, к иным взглядам и отступлению от норм), второй фактор это линейная комбинация первого и пятого признаков (этническая толерантность и неавторитаризм), третий фактор это в основном четвѐртый признак (толерантность к сложности и неопределѐнности).

По всей видимости, эти факторы и являются составляющими толерантности в группе молодежи и пенсионеров.

По методике измерение представлений о себе и о других были получены следующие результаты:

1. по тенденции к лидерству молодежь имеет средний результат, пенсионеры – низкий.

2. по показателю уверенности в себе молодежь имеет более низкие результаты, чем пенсионеры.

3. требовательность пенсионеров выше, чем у молодежи.

4. по проявлению негативизма как у пенсионеров, так и у молодежи показатель ниже среднего.

5. уступчивость у молодежи ниже, чем у пенсионеров.

6. доверчивость у пенсионеров выше, чем у молодежи.

7. добросердечие у пенсионеров выше, чем у молодежи.

8. отзывчивость у пенсионеров выше, чем у молодежи

Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 4, 5.

Таблица 4.

Значимая связь наблюдается между следующими парами признаков в группе молодежи

Виды отношений

значение

корреляции

Уступчивость

доверчивость, добросердечие,отзывчивость,требовательность,тенденция к лидерству

0,80

Доверчивость

отзывчивость,тенденция к лидерству,уверенность в себе,скептицизм,уступчивость

0,57

Добросердечие

Тенденция клидерству,скептицизм,уступчивость,доверчивость

0,69

Отзывчивость

Уверенность в себе,уступчивость,доверчивость

0,73

Таблица 5. Значимая связь наблюдается между следующими парами признаков в группе пенсионеров

Виды отношений

Значение корреляции

Тенденция к лидерству

требовательность, уступчивость

0,66

Уверенность в себе

уступчивость, доверчивость, отзывчивость

0,72

Требовательность

Добросердечие

0,70

Уступчивость

добросердечие, отзывчивость

0, 89

Доверчивость

добросердечие, отзывчивость

0, 64

Добросердечие

Отзывчивость

0, 95

Скептицизм

уступчивость, доверчивость,добросердечие,отзывчивость

0,51

Данные результаты довольно четко характеризуют представления о других у исследуемых групп. Молодежь характеризуется властностью, неуступчивостью, упрямством и холодностью. Пенсионеры в свою очередь более требовательны, уверены в себе, более отзывчивы, но упрямы. Понятно, что эти результаты можно отнести только к данной группе испытуемых, но и они подтверждают представления о молодежи и пенсионерах, как о партнерах интолерантных отношений.

5.8. Рассогласование/согласование ценностно-смысловой организации менталитета субъектов Юга России

На основании многочисленных эмпирических исследований ценностно-смысловых составляющих российского менталитета и наших исследований можно предполагать, что в условиях социокультурного кризиса происходит процесс частичной трансформации менталитета коллективного субъекта (на примере поколений). Социокультурный кризис, характеризующийся сменой форм собственности, реструктуризацией социальной системы, высоким динамизмом в политической системе, предъявляет новые требования к социальной компетентности человека и его общественному образу. Это сказывается на том, что человек сознательно и бессознательно вносит коррективы в формы своей субъектности (самореализации, самодетерминации, самопрезентации, саморазвитии) Фактически начинает изменяться «представленность» субъекта в мире. Человек, коллективный субъект по-иному продляется в мир. Определяя новые возможные, реализуемые проекты жизнедеятельности в мире, человек и коллективный субъект выбирают новые социальные категории для самоопределения, социальные роли, позиции для идентификации, акцентируется на новых социально-психологических качествах, востребованных в инновационном обществе. Этому во многом способствуют трансформационные процессы в системе менталитета человека и коллективного субъекта. Трансформация системы менталитета как процесс ее самоорганизации по иному совмещает в ней системы пространственно-временных и ценностно-смысловых составляющих. Однако оставляя нетронутыми базовые составляющие. При этом происходит рассогласование в системе менталитета между системными элементами ее организации, соответствующими традиционным нормам и правилам, и инновационным системами, изменяются их функциональные связи. В этом заключается порождение новообразований в системе менталитета, встроенной в систему человека и мир.

Между миром и менталитетом коллективного субъекта располагается система ценностей. В современном российском социуме представлено несколько систем ценностей: традиционные, переходные и инновационные. Между данными системами существуют непреодолимые противоречия, в силу того, что одни направлены на общинные, коллективистские формы жизнедеятельности, а другие на обособленные, индивидуалистические. Традиционные ценностные системы жестко регламентированы, а инновационные ценности допускают больше степеней свободы в жизни коллективных субъектов. Коллективные субъекты отторгают традиционные ценности, даже в группе пенсионеров это было эмпирически зафиксировано []. Приоритетными ценностями являются ценности: безопасности, здоровья, семьи и высокооплачиваемой работы. В ситуации социокультурных изменений на первое место выходят проблемы выживания, сохранения вида. Хотя здесь наблюдается противоречие. Поскольку желание сохраниться замыкается на индивидуальности, по принципу – «каждый за себя». Разобщенность в отношениях, холодность, интолерантность установок общения не способствуют сохранению субъектов России. Та же проблема затронула ценность «семьи». В эмпирических данных мы фиксировали декларацию семьи как ценности, смысла, цели жизни. На практике, в реальной жизни фиксируем разрушение института семьи, «виртуализацию» семейных отношений. Следовательно, в ядре менталитета синтаксикосемантические структуры закрепили значение «семьи» и приоритетность ее как терминальной ценности, но изменились смыслы семьи. Это привело к тому, что ценность семьи из терминальной ценности перешла в инструментальную ценность, что повлекло разрушение программы семейных отношений в поведенческой компоненте системы менталитета. Что касается ценности «работы», то хотелось бы отметить, что снижается тенденция трудовых затрат на работе. У респондентов наблюдается большое стремление к «легким» деньгам, не всегда заработанным честным трудом. Наблюдается рассогласованность между ценностью «высокооплачиваемой работы» и качествами квалифицированного специалиста. Понижение общей профессиональной образованности ведет к неграмотности специалиста. Однако такие «специалисты» имеют, как правило, высокие амбиции, сочетающиеся с низкой социальной компетентностью. С изменением смысла работы поменялось значение работы и ее ценность. Определение ведущей ценности «здоровья» никак не сочетается с ведением здорового образа жизни, хотя этот стереотип еще сохранен в глубинах менталитета большинства респондентов.