Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 138 из 156)

Методика представляет собой модификацию парных сравнений без процедуры шкальной оценки – респонденту следует сделать выбор между двумя пословицами противоположного по смыслу содержания, с которой он больше согласен.. Уклонения от выбора не предусматривается. (Приложение № 1).

1). Обработка результатов, полученных по методике на определение социальных представлений.

В ходе проведения исследования были получены следующие, наиболее встречающиеся, варианты ответов:

1. В моѐм поколении женщины предпочитают героев: богатых, красивых, мужественных, самостоятельных, общительных, героев из кинофильмов.

2. Всѐ чаще среди своего поколения сталкиваюсь с женщинами, которые: работают в сфере бизнеса, за деньги готовы на «всѐ», курят, пьют, стервы, лѐгкого поведения.

3. В наше время правители: думают только о себе, умные воры, озабочены борьбой за власть, эгоисты, двуликие, жулики.

4. В моѐм поколении признаѐтся мудрым тот человек, который: имеет богатый жизненный опыт, много знает, умеет размышлять, имеет много денег, учится на ошибках других.

5. В моѐ время магическое приписывают: тому, что не могут объяснить научно, избранным, страшному, деньгам, гадалкам, ясновидящим.

6. Моѐ поколение видит мир: жестоким, полным насилия и смерти, грязным, «сквозь розовые очки».

7. Образ мира моего поколения: хаос, «шар», чѐрное и белое.

8. В центре образа мира моего поколения: деньги, власть, «Я», человек.

9. Я вижу мир: жестоким, в хаосе и беспределе, многообразным, насыщенным.

10. Я сталкиваюсь по жизни с ситуациями: где нужны деньги, разрешения личных проблем, нехватки времени, преодоления трудностей, решающимися.

11. В моѐм поколении ведут такой образ жизни: распущенный, разбойный, разгульный, «пьянки – гулянки», каждый сам за себя.

12. Моѐ поколение нацелено в своей жизни на: деньги (богатство),карьерный рост, власть, успех.

13. Основными жизненными стратегиями моего поколения являются: зарабатывание денег, развлечения, выжить, сделать карьеру, создать семью, прожить как можно лучше.

14. Моя жизнь похожа на: жизнь, чѐрно-белую картину, зебру, спуск по горной реке, сказку.

15. Моѐ поколение выбирает способ жизни: полегче, когда человек думает только о себе, идти к поставленной цели, нездоровый.

16. Моѐ поколение мыслит: сегодняшним днѐм, не умеет мыслить, «в ногу со временем», неординарно.

17. В моѐм поколении больше людей: хитрых, жадных, лживых, трудолюбивых, нелюдей.

18. Моѐ поколение принимает решения исходя из: обстоятельств, потребностей, своих принципов, интересов, свой выгоды, сложившейся ситуации, своего опыта.

19. Наиболее характерными стилями для моего поколения являются: хип – хоп, свобода, модерн, хитрость, активность, учѐба(работа).

20. Если я мыслю, то: я живу, существую, человек, действую.

21. В основном меня окружают в моѐм поколении: обман, безразличие, студенты, друзья, эгоисты.

22. Я чувствую во взаимоотношениях моего поколения: эгоизм, холодность, непонимание, неискренность, ненависть.

23. Я чувствую среди своего поколения: обман, безразличие, усталость от жизни, всем нужен отдых.

24. Девушки и юноши так общаются в моѐм поколении, что: появляются нежелательные дети, «уши вянут», открыто, свободно.

25. В моѐм поколении в ощени люди нацелены на: удовлетворение потребностей, получение выгоды, деньги, получение нужной информации.

26. Отношения между представителями моего поколения в основном: товарищеские, а дружеских меньше, показные, холодные, деловые.

27. Моѐ поколение поддерживает тех, кто: богат, наглый, сильный, имеет власть.

28. Я человек , который: стремится к достижению цели, получает высшее образование, хочет добиться многого в жизни.

29. Главное, что я вижу в представлениях своего поколения это: деньги, эгоизм.

30. Смысл жизни моего поколения: добиться своих целей, жизнь без забот и проблем, прожить жизнь красиво, выжить любой ценой, это жизнь без смысла и без будущего.

2).Обработка результатов по методике на определение стереотипов нормативных установок социального поведения.

Проведя данную методику можно сказать, что у представителей данной выборки преобладают следующие установки: активность (60%), космополитизм (80%), предпочтение материального идеальному (90%), уклонение от индивидуальной ответственности (70%), интолерантность (60%), склонность к риску (70%), расчѐт на удачу (55%), индивидуализм (70%), неверие в правосудие (90%), нечестность (60%), лживость в угоду собственной выгоде (80%), отсутствие этнической дистанции (80%), уважение к старшим (55%), неверие в справедливость

(95%), решительность 70%), ориентация на себя (60%), нечестность (60%), мотивация достижения (80%).

Таким образом, молодѐжь не верит в справедливость, правосудие, готова лгать в угоду своей выгоды, материальные ценности ставит превыше идеальных, нацеленность на мотивацию достижения, причѐм только для себя (индивидуализм).

Проведя анализ полученных данных по двум, проведѐнным методикам можно сделать выводы, что в сознании молодѐжи существует две противоположных тенденции социализации. Первая несѐт в себе ориентации стремлений продуктивно и честно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстных межличностных отношений. Но набирает силу другая тенденция, связанная с потребительством и развлечениями, где для достижения цели годятся любые методы. Данные исследования указывают на то, что у современной молодѐжи преобладает установка на достижение материального благополучия (деньги), развлечения. Досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием телепередач. В целом они строят грандиозные планы на будущее, не определяя при этом для себя реальных путей достижения намеченных планов.

Отношение к современной власти у молодѐжи носит довольно – таки негативный характер и вызывает у большинства отрицательные эмоции и высказывания.

При изучении такого аспекта, как отношения с противоположным полом была установлена закономерность построения взаимоотношений, построенных исключительно на интимной близости. Это говорит о изменении ценности нравственных отношений между мужчиной и женщиной. Но, тем не менее сохраняется актуальность крепких семейных взаимоотношений, так как это идеальная ценность предыдущего поколения, которое воспитало сегодняшнюю молодѐжь, стараясь передать ей эти социальные представления. Современная молодѐжь видит мир жестоким, полным насилия…, но большинство стремится самореализоваться в жизни любыми способами, а не просто существовать.

Таким образом, анализ данных позволяет обнаружить углубление деформации в ценностных ориентациях молодѐжи, проявляющемся в общей социальной апатии, кризисе нравственных ценностей, падение престижа честного труда, росте потребительских настроений.

6.2. Социальные установки субъектов Юга России

Исходя из теоретической актуальности данного вопроса, нами было проведено исследование в 2002 году по определению базовых социальных установок субъектов г. Ростова-на-Дону, как носителей южно-российского менталитета.

Идея исследования была заимствована у Ф. Клакхон и Ф. Стродбека [, с. 84]. Авторы создали тесты, выявляющие отношение людей различных культур к таким общим проблемам, как отношение ко времени, пространству, к природе, людям и др. Основой явилось представление о том, что люди имеют ограниченное число определенных проблем, которые они рано или поздно решают, при этом число решений также ограничено в возможном ряде решений.

В исследовании приняли участие 239 жителей города Ростова-на-Дону в возрасте от 18 до 60 лет, мужчины и женщины, русские, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, абхазы, калмыки, корейцы. Опрашиваемым предлагалось выбрать утверждения, которые описывают их отношение к различным аспектам жизни. Исходными отношениями были выделены следующие: отношение к себе, другим людям, к семье, к вещам, к миру в целом, к труду, деньгам, досугу, образованию, природе, к СМИ, ко времени. В опроснике (приложение 7) мы использовали утверждения, относящиеся к установкам, которые были выделены Е. Мелибрудой [], описываемых тремя векторами: против людей, к другим людям, от других людей.

Проведя статистическую обработку полученных данных, можем выделить следующие установки, актуальные для данной выборки испытуемых.

В отношении к себе наиболее значимыми оказались выборы – «Я – личность и значимая часть общества», «Я – часть коллектива единомышленников». Практически никто не указал на эгоцентрические установки, это несколько расходится с результатами, полученными нами ранее [, с. 166–167], когда наибольшее количество испытуемых выбирали эгоцентрические установки.

В отношении к другим больший процент получил выбор: «Каждый ценен сам по себе» в старшей группе. Почти равные проценты получили выборы: «Человек человеку - волк» и «Все люди – братья», преобладающие в младшей группе. Возможно, это говорит об амбивалентных отношениях в обществе – от толерантности к нетолерантности. Выбор в сторону ценности каждого по отдельности говорит о преобладании индивидуалистических тенденций в отношениях субъектов российского менталитета. Этот результат совпал и с другими национальными группами.

В отношениях к семье был значимым следующий выбор – «Семья – основа стабильности человека», особенно у женщин. Немалый процент определяет актуальность гражданского брака, у женщин – практически нет. То есть можно заключить, что наблюдается тенденция преувеличения ценности семьи в женской группе и значимость свободных отношений с женщинами у мужчин (русская, украинская, белорусская группы).

Предыдущие наши опросы подтверждают данную тенденцию в отношениях между полами. Суть ее заключается в том, что девушки и юноши предъявляют себя партнеру открыто и откровенно пользуются им как объектом, быстрое насыщение обедненных отношений толкает на поиск нового объекта. Это можно охарактеризовать как личностную дезинтеграцию партнеров – непринятие вкладов других в личное пространство и личную закрытость. А отсюда и недоверие, необращение к своему «Я» – дезиндивидуализация.