Смекни!
smekni.com

Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета поколений в условиях социокультурного (стр. 24 из 156)

Архетип «заветного слова», определяется тем, что в российском обществе от всякого нововведения ждут «чуда». Как в народной сказке – «по щучьему велению, по моему хотению…». Е.С. Элбакян, исследуя особенности менталитета российской интеллигенции, выделила следующие ее архетипы: «комплекс вины» по отношению к народу. На наш взгляд, он является желанием подчеркивать свою элитарность исключительность. Также автор выделила архетип «социальной мифологии», когда интеллигенция несет в народ свои идеи, а народ интроецирует их. Следующий архетип – это «восприятие себя как всеспасителя» [с. 87–88] – гиперболизация коллективистической ответственности. Ю.В. Филиппов, анализируя эмоционально-образные составляющие мифов восточных славян выделил архетип Мать-Сыра Земля []. Восприятие земли у славян было антропоморфным, она воплощала в себе женское начало.

И.В. Мостовая, А.П. Скорик (1996), выделяя слои менталитета считают, что они предопределяют следующие архетипы: партикулярный архетип (определяется ритуалом), духовный архетип (определяется традицией, выражается в русской скорби, бесшабашности, широкой натуре), политический архетип (управляется законом), национальный архетип (направляется идеологией) [Архетипы и ориентиры российской ментальности. Интернет.].

В представленных видах архетипов авторы отражают историю руссов и российского этноса. Архетипами выступают и герои эпоса, и феномены истории, черты национального характера. И так архетип выступает прообразом коллективного субъекта.

Анализируя многие философские концепции, можно определить, что в жизни человека важную роль играют четыре отношения к определенным аспектам жизни человека: отношение к любви, отношение к деньгам и отношение к работе, отношение к чуду. Причем, они являются сущностными, а такие отношения как концепция пространства, времени, направленность и др. имеют подчиненное значение. Отношение к любви связано с архетипом Матери, Отца, Влюбленного и Сироты. Отношение к деньгам связано с архетипами Тени, Дурака, Правителя и Воина. Отношение к работе связано с архетипом Созидателя, Служителя и Разрушителя. Отношение к чуду связано с архетипом Искателя, Мудреца, Мага и Самости. Данные архетипы лежат в основе таких отношений, видимо их направляют.

Е.А. Файдыш выстраивает такую логическую цепочку: «Одной из особенностей архетипа является невозможность его однозначного описания или определения. Сколько бы мы не пытались выразить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже. Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные «тени», проекции, но никогда – он весь целиком.

В недавнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними. Это фрактальные множества и странные аттракторы. Как архетип невозможно задать перечислением его элементов, также и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью, чем целое, то же можно сказать и о фрактале. И наконец – самоподобие. Каждый элемент несет и информацию о целом. Этим свойством обладают как архетип, так и фрактал. И еще одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную размерность, т.е. как бы находятся между разными пространственными измерениями. Как уже говорилось, об аналогичных свойствах архетипов догадывались в глубокой древности. Интересно, что даже геометрические образы, использовавшиеся для изображения архетипов в древности, очень напоминают фракталы. Это янтры и мандалы» [ с.6263]. Так И.Ю. Григоровская эмпирически обнаружила две архетипические временные формы: 1) изображение линий, луча или совокупности точек, 2) круговые, окружные формы, петли, спирали []. Опираясь на данные представления, можно полагать, что архетип, как архаический прообраз может выступать единицей системы менталитета.

Схожие мысли высказывают и зарубежные авторы. М. Уитли (M. Wheatly) сравнивает действие архетипа с действием "странного аттрактора" [с. 2]. Если система с доминирующим архетипом соответствует архетипу группы, то члены данной группы будут притягиваться к данной системе.

«Праобраз, или архетип, есть фигура – будь то демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия» [Архетип и символ Юнг]. На этом основании, опираясь на опросник Л.А. Хегая, построили иерархию архетипов, представляющих собой основных сказочных героев, которые представлены в мировом народном эпосе [].

Архетипы задают особенности формирования национально-психологических черт []. Воинственность кавказских народов напрямую связана с архетипами Воина и Правителя. Утонченность азиатов связана с архетипом Мага. Российская вольница связана со свободолюбивым архетипом Дурака. Очевидно, что именно благодаря архетипам национально-психологические особенности народов обладают такой устойчивостью.

В проведенном исследовании с помощью авторского теста (Приложение 1) совместно с дипломницей Е. Гуриевой (2004) представленности архетипов в различных национальных группах Юга России (350 чел.) показали, что иерархия архетипов различна у исследуемых национальных групп. Как показывают диаграммы (1, 2, 3): у евреев презентируются архетипы Разрушителя,

Мудреца, Мага. По аналогии с системой архетипов К. Пирсон они могут быть отнесены к архетипам Бунтаря, Мудреца, Мага, что может показывать, что не удовлетворены потребности в риске, познании мира и преобразовании его. Вытесняются архетипы Сироты, Дурака, Созидателя, следовательно, вытеснены потребности в принадлежности к близкому окружению и стабильности. У армян ведущими архетипами являются Разрушитель, Дурак, Маг. Это может свидетельствовать о неудовлетворенности потребностей в риске, принадлежности и преобразовании мира. Вытесняются ими архетипы Воина, Служителя, Правителя, что показывает о вытесненных потребностях в совершенствовании мира, стабильности и контроле. у русских представителей презентируются архетипы: Разрушителя, Дурака и Воина. Фактически это показывает, что в изучаемой группе русских респондентов есть потребность в риске, привязанности и в совершенствовании мира. Вытесняются архетипы: Искателя, Мудреца и Созидателя. Очевидно, что для достижения целей русским не хватает постижения мира, свободы и взаимопомощи. Примечательно, что на первых местах у всех групп стоит архетип Разрушителя, очевидно, это подтверждает бытийность трансформации менталитета в современном обществе. Также, опираясь на выше указанные отношения, можно констатировать, что в основном преобладают отношения к работе, к делу (архетипы Разрушитель, Созидатель, Служитель). Данная тема наиболее актуальна в социуме данных групп.

Диаграмма 1 представленности архетипов в группе евреев.

Диаграмма 2 представленности архетипов в группе армян.

Диаграмма 3 представленности архетипов в группе русских.

Вытесненные архетипы, на наш взгляд, отражают истинную картину архетипов национальной группы, именно они задают потребностную направленность группы. Презентируемые архетипы – это желаемый образ национальной группы. Именно система архетипов, по мнению ученых, определяет облик этноса. Вытесненные архетипы указывают на действительные архетипические основания. Очевидно, что социальная ситуация в стране, которая характеризуется серьезными изменениями стимулирует на бессознательном уровне в менталитете именно эти архетипы. Возможно это так, но психоаналитики давно установили, что изменения на символическом уровне в психике человека ведут к внешним изменениям в его поведении. Поэтому, думаем, что внешние и внутренние изменения взаимосвязаны в менталитете. Архетипы – реликты религиозного сознания, носители смыслов коллективного субъекта. Именно предание нового смысла ситуации и действия в ней ведут к изменениям его менталитета.

Архетипы на сегодня являются единственной бессознательной основой менталитета, которая выделяется учеными. Архетипы менталитета, как утверждает большинство ученых, практически не изменяются в процессе трансформации менталитета. Этот факт может свидетельствовать о том, что центральное ядро менталитета не подвержено прямому и опосредованному воздействию из вне и играет защитную функцию сохранение целостности менталитета. Своеобразие архетипов россиян связано со спецификой их национально-психологических особенностей.

Если в обществе главенствует религиозная система, то в менталитете будятся архетипы, которые направляют, активизируют жизнедеятельность коллективного субъекта, человека и оформляются религиозные менталитеты (иудейский, католический, православный и др.). Причина непонимания иных культур как раз и кроется в своеобразии архетипической системы менталитета.

1.2. 2. Динамика взаимовлияния этноса и менталитета

Религиозные формы сознания, которые были одной из ведущих сил развития общества в различные эпохи, сменяются этническими формами сознания. Однако не во всех регионах. На Востоке религия осталась силой, консолидирующей народ вокруг государства до наших дней. Развитие государственности на Западе, Америке и др. странах в большей степени было обусловлено формированием национальностей, то есть ведущим фактором была этничность.

История представлений о менталитете и этносе имеет параллельные направления. Практически одновременно с идеями об особенностях народов развивались идеи об особенностях народного духа. Поэтому первоначально понятия отождествлялись.

Этнография, одна из первых научных дисциплин, выделила менталитет в качестве предмета изучения. Этнографами был накоплен большой фактический материал по описанию особенностей этносов и структур менталитета различных народов (А. В. Авксентьев, В. А. Авксентьев, Ю. В.