Смекни!
smekni.com

Когнитивная наука Основы психологии познания том 2 Величковский Б М (стр. 81 из 118)


Например, Дж. Таунсэнд (Townsend, 1976) проанализировал основа­ния для выбора моделей решения задач бинарной классификации, ши­роко представленных в исследованиях познания (см. 2.2.3 и 5.1.2). Он показал, как трудно подобрать массив хронометрических данных, ко­торый бы позволил остановиться на одной из моделей. В частности, типичные данные стернберговского эксперимента могут быть аппрок­симированы не только моделью последовательного, но и моделями па­раллельного поиска Акцент на формальном моделировании привел к появлению десятков моделей, представляющих разные комбинации допущений об обработке информации в этой сравнительно простой за­даче. Дж. Тейос (Theios, 1977) выдвинул модель последовательного са­мооканчивающегося поиска, который распространяется и на «отрица­тельное множество», то есть на элементы, не входящие в положительное множество данной пробы. Существуют модели самооканчивающегося поиска в обратном направлении и исчерпывающего, но параллельного поиска. В одной из работ (Reed, 1976) обсуждалось сразу 14 подобных моделей, тогда как другие авторы доказывали, что, изменяя параметры базовой параллельно-зависимой модели (все процессы переработки па­раллельны, но их скорость лимитируется ресурсами внимания), можно описать практически любой массив данных. Как отметил У. Чейз, «пос­ле проведения сотен исследований нужно честно признаться, что вопрос о том, является ли поиск в памяти последовательным или параллель­ным, самооканчивающимся или исчерпывающим, по-прежнему остает­ся открытым» (Chase, 1978, р. 36).

В последующие годы интерес к этой проблеме просто угас. В других областях исследований сложилась очень похожая ситуация. Так, после появления десятков работ по психосемантике, направленных на сравне­ние пространственных и сетевых моделей репрезентации значений, не­ожиданно было показано, что с математической точки зрения они пол­ностью эквивалентны, так что при желании можно выбрать любую из этих форм описания данных (Hollan, 1975). Сама эта проблема быстро потеряла актуальность. Ведущиеся в настоящее время в рамках когни­тивной науки исследования направлены скорее на выявление нейрофи­зиологических механизмов сохранения семантической информации (см. 6.1.3) и на проведение лингвистического анализа функционирования концептуальных структур в процессах понимания и порождения речи (о так называемых грамматиках конструкций см. 7.3.2).

В ряде классических дискуссий, таких как дискуссия об образах (imagery debate — см. 5.3.1иб. 3.1), некоторые авторы склоняются к мыс­ли, что можно произвольно выбрать любую из точек зрения о характере репрезентаций. Так, Дж.Р. Андерсон (Anderson, 1978; Андерсон, 2002) последовательно подчеркивает, что любое утверждение о когнитивных репрезентациях невозможно оценить до тех пор, пока не указаны про­цессы, которые оперируют над ними. Комбинируя в разных соотноше­ниях разнообразные «ментальные акты» и «ментальные элементы», можно дать множество разных описаний любой системы эмпирических данных. Это точка зрения известна как «теорема мимикрии Андерсона»


(Hayes-Roth, 1979). Следует признать, что в силу выраженной зависимо­сти данных от процедуры измерения психологический эксперимент яв­ляется не очень точным средством проверки гипотез, поэтому темпы со­здания формальных моделей в течение последних 30 лет намного превышали скорость, с которой они проверялись. Если Андерсон прав, всякий эксперимент оказывается вообще ненужным — снимаются все ограничения на пути формального моделирования ради моделирования.

На примере проблемы образов можно увидеть, в каком направле­нии возможен выход из наметившегося тупика. Хотя сегодня никто не будет отрицать значение воображения для познавательной активности, природа образов продолжает вызывать оживленные споры (см. 5.3.1 и 6.3.1). Дискуссия была начата Пылишиным (Pylyshyn, 1981), атаковав­шим исследования образной памяти за чрезмерную «картинность» ле­жащей в их основе метафоры. Фактически утверждается, что наглядные образы являются эпифеноменами, а эффективная форма репрезента­ции — это дискретные логические функции, или пропозиции. Спор об аналоговой или пропозициональной природе образов продолжался несколько десятилетий, приобретая такой характер, что для его разре­шения нужно было бы уметь буквально «заглянуть в мысли» другого человека. Интересно, что позиция, занимаемая в этой дискуссии, кор­релирует с особенностями зрительных образов участников и различия­ми в их подготовке, причем сторонники картинной метафоры тяготеют к гуманитарным наукам и биологии, а представители пропозициональ­ной точки зрения — к математике и языкам программирования4.

Для эмпиризма, равно как и для значительной части традиционной психологии, представления были ослабленными копиями восприятий. В когнитивной психологии первоначально также не делалось качественно­го различения между ними: восприятие, воображение и галлюцинация понимались как явления одного порядка, иногда как результат возбужде­ния одной и той же гипотетической структуры — «зрительного буфера». Так, видный представитель аналоговой точки зрения Косслин описыва­ет образы как изображения на экране электронно-лучевой трубки, кото­рые генерируются из более абстрактных репрезентаций долговременной памяти. Механизмы интерпретации («мысленный взор») обрабатывают («смотрит на») эти внутренние дисплеи и классифицируют изображения в терминах семантических категорий (Kosslyn, 1981).

Проблематичность подобной трактовки образов была отмечена не только сторонниками пропозиционального формата описания знаний (см. 6.3.1), но и Улриком Найссером (см. 5.3.1). Восприятие, познание и

4 Один из основателей дифференциальной психологии Фрэнсис Гальтон показал в кон­
це 19-го века, что у части людей (по его данным, примерно 10%) зрительные образы инт­
роспективно отсутствуют. В условиях, когда остается слишком много степеней свободы ин­
терпретации данных, объяснительные схемы начинают черпаться исследователем, как за­
метил Эдвард Толмен, «из своей собственной феноменологии» (Tolman, 1959, р. 147). 291

действие понимаются им как процессы циклического взаимодействия организма и окружения. В таком взаимодействии нельзя выделить от­дельные фрагменты — есть только все более полно воспринимаемое ок­ружение. Схемы, перцептивная активность и предметы включены в бо­лее широкий контекст: когнитивные карты, локомоции субъекта и реальный мир. Включение перцепции в устойчивые структуры знания об окружении позволяет предвосхитить изменения окружения во время перемещений (путешествий) в пространстве. Воображение — это внут­ренний аспект пространственной антиципации. Когда кто-то сообщает о своих наглядных образах, то в действительности он говорит о том, что ожидал увидеть, но по каким-то причинам не увидел. Иными словами, найссеровская теория зрительных образов — Это теория неподтвердив-шихся ожиданий.

Воспользуемся этими соображениями, чтобы дать описание образов, альтернативное их пониманию как картинок или логико-лингвистичес­ких описаний. Оно состоит в трактовке образов как инициированных, но затем задержанных движений — «действий про себя». Подобно внеш­ним движениям человека, образ есть в общем случае амальгама вкладов разных уровней (см. 1.1.3 и 8.4.3). В основе микроструктуры образных явлений обычно лежит работа пространственно-предметных механиз­мов уровней С и D. Например, включенность перцептивных автоматиз­мов в знания и умения иллюстрируют результаты исследований, пока­завших, что взрослый образованный человек располагает знанием об очертаниях частотных слов, написанных привычным шрифтом (см. 7.2.1). Эта процедурная форма памяти обычно недоступна для интро­спекции и специфически связана с процессами чтения. Точно так же среди подобных «действий про себя» могут быть и воображаемые враще­ния трехмерного предмета. При их экспериментальном анализе может быть установлено хорошее соответствие динамики мысленного и реаль­ного вращения, хотя сомнительно, что при этом происходит какое-либо физическое вращение в голове самого наблюдателя (см. 9.3.3).

Более сложные образные явления учитывают не только простран­
ственно-предметные, но также социальные и эмоциональные аспекты
ситуаций. В зависимости от характера вкладов различных уровневых
механизмов возможны те или иные классификации образов. Так, Пиа­
же и Инельдер (Piaget & Inhelder, 1966) различали репродуктивные и ан­
тиципирующие образы, появление которых они связывали, соответ­
ственно, со стадиями дооперационального мышления (два года) и
конкретных операций (шесть лет). Когда процессы воображения пре­
имущественно репродуктивны, то ведущим для них может быть уровень
концептуальных структур Е. Однако часто для воображения в качестве
ведущего уровня необходимо использование уровня метакогнитивных
координации F с характерной для него возможностью релятивизации
знания и рассуждения в модальности «как если бы» (см. 8.1.1). Не слу­
чайно дети-аутисты, у которых неразвита индивидуальная теория психи­
ки,
то есть нарушена рефлексивная оценка собственного и чужого зна-
292 ния ° ситуации, испытывают специфические трудности именно тогда,