Смекни!
smekni.com

Когнитивная наука Основы психологии познания том 2 Величковский Б М (стр. 82 из 118)


когда они должны представить себе — вообразить — нереалистические ситуации (Scott & Baron-Cohen, 1996).

В предыдущей главе было показано (см. 8.1.3), что уровень F распо­лагает средствами, позволяющими решать подобные задачи. К ним прежде всего относятся метапроцедуры ПРЕДСТАВЛИВАНИЕ и КОН­ТРОЛЬ. Например, чтобы разметить цветочную клумбу, мы обычно сна­чала просто пытаемся увидеть ее в том или ином положении на пока еще ровной лужайке. Информация, которая явно не подтверждает такое вос­приятие, — отсутствие перепадов цвета и текстуры на «границах» клум­бы и лужайки — должна при этом игнорироваться, для чего приходится использовать стратегию произвольного подавления зрительной информа­ции (метапроцедура КОНТРОЛЬ). Сам факт такого подавления не прохо­дит бесследно, его результатом оказывается то, что воображение имеет для нас подчеркнуто субъективный характер. С этим обстоятельством связа­на важнейшая роль воображения в решении творческих (продуктивных) задач. Поскольку такие задачи по определению не могут быть решены пу­тем ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ готовых знаний из памяти, для них необходи­мо особое пространство движения в модальности «как если бы» (см. 8.3.2). В качестве процесса, связывающего сенсомоторные предвосхищения с произвольным (эндогенным) КОНТРОЛЕМ, воображение и создает тот особый пространственно-смысловой контекст, который позволяет нам работать с моделями гипотетических и контрфактических ситуаций5.

Трудности формализации содержательных предметных областей и даже строгого обоснования самой математической логики во многом определяли направленность центральных научных дискуссий прошед­шего века, которые были начаты знаменитым перечнем нерешенных математических проблем, составленным Давидом Гильбертом (см. 2.1.1). Надо полагать, что сегодня, в начале 21-го века, таких нерешен­ных математических проблем осталось никак не меньше. К ним, безус­ловно, относятся такие проблемы применения математики в когнитив­ной науке, как моделирование рефлексивного сознания и описание взаимодействия компонентов многоуровневых развивающихся систем. Одна из причин возникающих на этом пути методологических затруд­нений была отмечена голландским математиком, основателем интуи­ционизма Л.Э.Я. Брауэром, по мнению которого «тот, кто говорит на формализованном языке, часто теряет суть проблемы, поскольку при абстрагировании мы отвлекаемся, прежде всего, от содержания» (цит. по: Непейвода, 2000). Этот видный оппонент Гильберта инициировал развитие неклассических логик, которые могут стать одной из основ

5 Ослабление префронтального контроля во сне, при психотических состояниях и
фармакологических воздействиях ведет к тому, что качественные различия между вос­
приятием и образными представлениями могут исчезать, в результате чего последние при­
обретают галлюцинаторно-реалистический характер (Collerton, Perry & McKeith, 2005 in
press). Похожий эффект может иметь ослабление сенсорной основы восприятия, напри­
мер, при зрительном восприятии в темноте, когда мы «куст принять готовы за медведя»
(см. 3.3.3). 293

более успешного применения логико-математических средств к содер­жательным когнитивным системам (см. 9.2.2).

9.1.3 Нейрокогнитивизм и теория идентичности

В современных теориях образных явлений и других психологических феноменов все чаще используются данные о работе мозга. С начала 1990-х годов для психологии и когнитивной науки в целом становится типичным обращение к нейрофизиологическим объяснительным схе­мам и методам. Эта новая смена парадигмы была подготовлена разви­тием нейронаук, в частности, нейропсихологии, постепенно выявляв­ших все более полную связь мозгового субстрата и психологических функций (см. 2.4.3 и 8.4.3). Тесная связь с субстратом обнаружилась не только для сравнительно элементарных сенсомоторных процессов, но и в случае более сложных функций, таких как самосознание, принятие ре­шений и понимание поэтических метафор (7.4.2 и 8.1.1). Хотя можно было бы и дальше рассматривать эти данные с позиций параллелизма, современная когнитивная наука предпочитает избегать избыточного уд­воения языков описаний. Переход к исследованию «психики/мозга» (mind/brain) был ускорен революционными изменениями методологии, в первую очередь появлением методов трехмерного картирования, по­зволившим визуализировать данные о функционировании мозга в про­цессе решения задач (см. 2.4.2).

Нейрокогнитивная парадигма изменила подходы к решению ряда классических проблем, в том числе и проблемы образов. На пути ее ре­шения в последние годы было показано, что процессы представливания действительно вовлекают первичные и вторичные сенсорные зоны, но при этом они также обязательно сопровождаются изменениями актив­ности в высших отделах коры, включающих префронтальные структуры (см. 6.3.1). Кроме того, внимание было обращено на нейропсихологичес-кий материал. Выявленные при этом двойные диссоциации восприятия и представливания ослабили позиции сторонников радикальной теории образов (см. 5.3.1), хотя Косслином и его коллегами были предприняты определенные шаги по адаптации к новой парадигме (они, в частности, привели к интерпретации образов как изображений... на кортикальных дисплеях — Kosslyn, 2003). Еще менее понятно то, как нейронные сети мозга могли бы генерировать дискретные логические суждения — про­позиции6. Спор о том, являются ли образы аналого-перцептивными или логико-лингвистическими репрезентациями, по-видимому, теряет свою недавнюю актуальность, становясь достоянием истории.

6 Полом Смоленским (например, Smolensky, 2005) была продемонстрирована возмож­ность успешного совмещения нейросетевого и символьного подходов, но пока преиму-

294 щественно на материале фонетики речи (см. 2.3.3).


С общенаучной точки зрения, нейрокогнитивизм означает реви­зию картезианского противопоставления материи и духа как двух ре­альностей, существующих в разных измерениях — пространственном для мозга и временном для мысли (см. 1.1.1). При сохранении основ­ной идеи в ходе исторического развития психологии происходило по­степенное признание все большего сходства этих субстанций. В рабо­тах Вундта и его современников речь шла уже о параллелизме, что исключало взаимодействие (оно противоречило бы закону сохранения энергии), но в принципе допускало соответствие психического и физи­ческого, например, как соответствие образа и образца. Следующее по­коление, в лице гештальтпсихологов, более дифференцированно гово­рило о структурном подобии («тройном изоморфизме») физического, физиологического и феноменального «полей». Появление кибернетики и вычислительных машин добавило к представлению об энергетичес­ком обмене организма и среды идею информационного обмена (см. 2.2.1). Экспериментальное уточнение этой идеи в когнитивной психо­логии и выявило, отчасти независимо от поставленных задач, полно­масштабную связь переработки информации qua психических процес­сов с физиологическим субстратом, причем как в пространственных (локализация функций — см. 2.4.3 и 8.4.3), так и во временном измере­ниях (интеграции признаков — см. 4.2.3 и 4.4.3).

При таком развитии событий многими авторами, близкими к ког­нитивной науке, сегодня признается, что картезианский дуализм ока­зался, в конечном счете, ошибочной концепцией, задержавшей разви­тие научных представлений (Damasio, 1994). Говоря в этой связи об ошибке Декарта, следует отметить, что уже в предшествующий возник­новению научной психологии период рассматривались различные аль­тернативы по отношению к его взглядам. Наиболее созвучной совре­менному этапу исследований является, несомненно, монадология Лейбница с ее идей множества автономных агентов-субстанций, организованных в случае человеческого организма в функциональную иерархию (см. 1.1.2). При некотором усилии воображения в монадах, а не в единицах любых других философских концепций, можно увидеть сходство с ког­нитивными модулями Джерри Фодора (см. 2.3.2), а также с нейронны­ми ансамблями Д. Хэбба и с функциональными системами (органами, уровнями) отечественных авторов — от A.A. Ухтомского и Л.С. Выгот­ского до П.К. Анохина, H.A. Бернштейна и А.Р. Лурия (см. 1.4.3)7.

7 В теории построения движения H.A. Бернштейна, как отмечалось, уровни отлича­
ются возможностью осознания — чем выше уровень, тем лучше осознание. Это напо­
минает идеи Лейбница, использовавшиеся им для объяснения произвольных движе­
ний (см. 1.1.2 и 4 4.3). Конечно, монады мыслились им как изолированные друг от дру-
га-индивиды-субстанции, но принцип функциональной автономии встречается и у со­
временных авторов. Так, по мнению одного из близких Бернштейну исследователей,
математика М.Л. Цетлина, основным критерием оценки успешности работы иерархи­
ческой системы является критерий минимального взаимодействия между уровнями. 295

К числу активно обсуждаемых проблем относятся проблемы субъек­та активности и свободы воли. Рассмотрим, например, раннюю теорию памяти Аткинсона и Шиффрина (см. 5.2.1). Заслуга этих авторов состоя­ла в том, что они подчеркнули значение процессов управления в реше­нии задач на запоминание. Но, определяя процессы управления, они вышли за рамки системы памяти: «Термин "процессы контроля (управ­ления)" относится к тем процессам, которые, не являясь постоянными характеристиками памяти,... осуществляются под контролем (управле­нием) субъекта» (Аткинсон, 1980, с. 78). Иными словами, вне системы памяти находится некто, управляющий движением информации. Поста­новка данной проблемы видоизменилась при переходе к нейрокогаитив-ной парадигме: если на заре когнитивной психологии нередко раздава­лись призывы признать научную респектабельность гомункулуса (см. 2.1.3), то в последнее время вновь возобладал естественно-научный, прежде всего, физиологически ориентированный подход. Связывая се­годня в рамках этой парадигмы функции самосознания и самоконтроля с вентромедианными отделами префронтальной коры, мы должны иметь в виду, что любой скептически настроенный наблюдатель вправе задать уточняющий вопрос: «Кто» же все-таки контролирует/осознает «того» (и «кого» собственно?), которого этот «кто» контролирует/осознает?!