Смекни!
smekni.com

Кирбиджон Колдуэлл (стр. 45 из 91)

Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

(1 Петра 2:25)

Слово «блюститель» можно также перевести как «епископ». Таким образом, Иисус является Пастырем и Блюстителем (Епископом, Надсмотрщиком) наших душ. Здесь говорится об Одной Личности.

В 5-й главе 1-го Петра эти понятия объединены применительно к пресвитерам:

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним.

(1 Петра 5:1–2)

В 1-м стихе они названы «пастырями», а во 2-м стихе им сказано: «пасите (кормите) Божие стадо… надзирая за ним». Итак, здесь у нас пастыря или пресвитеры (древнегреческое слово presbuteros) объединены с кормлением или пастырством (poimaino) и надзирательством или работой надсмотрщика (episkopao, глагол, образованный от episkopos). Следовательно, и Петр, и Павел предполагали, что лидерами поместной церкви являются пресвитеры, и что они также называются пастырями и надсмотрщиками. Из этого можно сделать такой вывод: лидером церкви должен быть пресвитер, он должен нести духовное служение пастыря и выполнять работу надсмотрщика. Один человек рассматривается с трех сторон.

Множественность лидерства

Далее нам следует рассмотреть тот факт, что эти стационарные лидеры поместной церкви всегда упоминаются во множественном числе. В Новом Завете нет ни одного примера, когда бы поместную церковь возглавлял один человек — один пастырь. Такого не было ни в одной церкви. Более того, это бы полностью противоречило всему порядку, установленному в ранней церкви, и всему, что в Новом Завете говорится о лидерах поместной церкви. Образец новозаветной церкви — это командное служение.

Давайте рассмотрим примеры таких местных лидеров, которые упоминаются во множественном числе: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви…» (Деян. 14:23). Обратите внимание: «церковь» в единственном числе, а «пресвитеры» — во множественном. В каждой церкви были пресвитеры. Не один пресвитер, пастор или служитель, а пресвитеры в каждой церкви. Мы уже рассматривали Деяния 20:17, где Павел «призвал пресвитеров церкви». Не одного пресвитера, пастыря, епископа или суперинтенданта, а пресвитеров церкви. Кроме того, мы уже рассматривали стих Титу 1:5, где Павел сказал Титу, чтобы он «поставил по всем городам пресвитеров». Знаменательно, что церковь и город имеют одинаковое протяжение в пространстве. Другими словами, у них одинаковые границы. В одном отрывке говорится о назначении пресвитеров в «каждой церкви», а в другом — в «каждом городе». Вскоре мы еще вернемся к этой теме.

Кроме того, мы уже рассматривали Филиппийцам 1:1, где говорится о «епископах и диаконах». Здесь не упоминается пастор или какой-то другой служитель. А в 1-м Фессалоникийцам мы читаем:

Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас.

(1 Фессалоникийцам 5:12)

Те, кто служит у фессалоникийцев стоят во множественном числе. Они выполняют три дела, соответствующие трем лидерским должностям: они «трудятся» (как пастыря или пасторы), они «предстоят» (как епископы или надсмотрщики), и они «вразумляют» (как опытные пресвитеры).

В Послании к Евреям трижды упоминаются лидеры поместной церкви и всегда — во множественном числе:

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их… Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет…Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых.

(Евреям 13:7, 17, 24; жирный шрифт мой — Д.П.)

Во всех рассмотренных нами стихах нет и намека на то, что поместной церковью руководит один человек. Из всех этих отрывков совершенно ясно, что существует множественность лидеров и служителей или командное лидерство. Конечно, опыт показывает, что для выполнения значительной части обязанностей, связанных с наставлением народа Божьего, необходима команда, причем гораздо больше, чем в мобильном служении. Дело в том, что мобильное служение является более специализированным, чем стационарное. Стационарного служителя можно сравнить с врачом-терапевтом, который занимается различными заболеваниями, а мобильные служители похожи на врачей, специализирующихся в узких сферах медицины. Для того чтобы покрыть широкий спектр вопросов, возникающих при духовном наставничестве в поместной церкви, необходим командный подход. Именно это и описано в Новом Завете.

В 15-й главе Книги Деяния мы видим, как собрались ключевые лидеры, чтобы обсудить обращение в веру язычников. Здесь мы снова видим, что в поместной церкви одновременно действуют многие лидеры:

…то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.

(Деяния 15:2)

По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами.

(Деяния 15:4)

Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

(Деяния 15:6)

Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили.

(Деяния 15:22)

Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.

(Деяния 16:4)

И опять мы не видим, чтобы где-то подразумевалось, что во главе поместной церкви стоит один человек. Апостолы и пресвитеры упоминаются пять раз как те, кто осуществляет совместное руководство поместной церковью.

В Книге Деяния 15:23 мы видим официальное подтверждение этой мысли, читая одно письмо.

…написав и вручив им следующее: Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

Это указывает на множественное лидерство в поместной церкви. Обратите внимание, как последовательно в Новом Завете говорится о должностях и множественном характере стационарного служения. Не должно оставаться никаких сомнений об истинном устройстве церковного лидерства.

Первоначальный Божий образец

Революционной особенностью этой системы лидерства является то, что нет необходимости в более чем одной поместной церкви в той или иной местности, пусть даже там живет много тысяч верующих. Как мы уже видели ранее, в одном городе никогда не было более одной церкви. Не было церквей в Иерусалиме, не было церквей в Антиохии, и не было церквей в Коринфе. Мы видим одну церковь в Иерусалиме, одну церковь в Антиохии и одну церковь в Коринфе. Однако верующих в этих городах было очень много. По оценкам историков, в Антиохии было, по меньшей мере, сорок тысяч верующих и минимум двадцать пять тысяч верующих в Коринфе, но и в том, и в другом городе было лишь по одной церкви!

Один человек не может эффективно служить пастырем пятисот человек, не говоря уже о пяти тысячах или пятидесяти тысячах! Если бы пастор попытался надсматривать над таким количеством людей, то ему бы не удалось выполнить эту работу как следует. Поэтому необходимо, чтобы лидеров было много, а именно — пресвитеров/надсмотрщиков/пастырей. В таком случае, сколько бы в церкви ни было членов; вам никогда не придется разделять поместную общину верующих. Когда церковь вырастает, вы назначаете новых лидеров, соблюдая определенную пропорцию между количеством лидеров и количеством членов поместной церкви.

Например, вам нужно иметь по одному пресвитеру на каждых пятьдесят человек. Для общины в пятьсот человек понадобится десять пресвитеров; для общины в пять тысяч потребуется сто пресвитеров, а для общины в пятьдесят тысяч понадобится тысяча пресвитеров. Но не нужно разделять общину и организовывать две церкви в одной местности лишь потому, что церковь растет.

Давайте рассмотрим, как этот принцип применялся в иерусалимской церкви. В Книге Деяния 18:21–22 рассказывается о том, как Павел прибыл в Кесарию, после чего пошел поприветствовать церковь. Он отчитался перед церковью, а не церквями, — перед одной церковью в Иерусалиме. В Книге Деяния 21:20 мы можем получить представление о численности этой церкви:

Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев.

Во многих переводах здесь сказано «тысяч», тогда как в древнегреческом оригинале употреблено слово «мириады» или десятки тысяч. Судя по всему, речь идет как минимум о десяти тысячах, умноженных на пять, и это пятьдесят тысяч в одной иерусалимской поместной церкви! В 22-м стихе этой же главы сказано: «Итак что же? Верно соберется народ…» В этом стихе указывается на очень большое собрание людей, но при этом — на одну церковь. Как такое может быть? Потому что количество пресвитеров в церкви было пропорционально количеству ее членов.

Я верю, что Бог делает все правильно с первого раза. Возможно, этот образец нам кажется чуждым, но это — Его образец. В этой связи я всегда вспоминаю о Ноевом ковчеге. Этот ковчег был задуман Богом и построен Ноем в точном соответствии с Божьим замыслом. Его не пришлось возвращать на доработку, отправлять в сухой док и там модифицировать или ремонтировать. Он был правильно построен с первого раза. Именно так действует Бог.

Задумайтесь над служением Иисуса Христа, совершенного Апостола, совершенного Пророка, совершенного Евангелиста, совершенного Учителя и совершенного Пастыря. Иисус установил это пятигранное служение с самого начала, и у Бога никогда не было иной программы служения, чем та, что была у Иисуса Христа. Нам нужно делать лишь то, что делал Иисус, — все так просто. Иисус сказал:

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит.

(Иоанна 14:12)

Бог с самого начала Духом Святым дал правильный образец апостолам и другим лидерам ранней церкви, и Он никогда не примет какой-либо другой образец. За много лет мы видели много других форм и методов служения, но они никогда не приводили к выполнению работы, которую желал выполнить Бог. Почему бы нам не принять Божий план вместо того, чтобы стараться заставить Его действовать так, как, по нашему мнению, Ему следует действовать?