Смекни!
smekni.com

Кирбиджон Колдуэлл (стр. 47 из 91)

Когда мы служили в Кении, эта страна собиралась обрести независимость, и кенийцы говорили между собой: «Когда наступит ухуру (независимость), мы сможем ездить на велосипеде по любой стороне улицы. Мы будем ездить в автобусах бесплатно. Нам больше не придется платить налоги». Так они представляли себе независимость. Некоторые христиане так же наивны в духовном плане, как эти люди — в политическом. Во всех сферах христианской и церковной жизни есть власть и дисциплина. Нам необходимо возродить понятие множественности церковного лидерства, при котором нами будут руководить и наставлять богоугодные лидеры.

22 глава

Пастыри: руководство, обучение, пасторство

В этой главе мы подробнее рассмотрим деятельность пресвитера или пастыря. Двумя из трех основных направлений этого стационарного служения являются руководство и обучение, что видно в следующих, а также других местах Писания:

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

(1 Тимофею 5:17)

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

(Евреям 13:7)

Третьим основным направлением является пасторство:

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

(Деяния 20:28)

Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним… и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

(1 Петра 5:2–4)

Я искренне считаю, что отличительной чертой истинного пастора/пресвитера является сердце пастыря. Этот человек всем сердцем расположен к людям и постоянно живет среди них как защитник и наставник

Теперь подробнее рассмотрим эти три роли.

Пресвитер как руководитель

Ветхозаветные слова, имеющие значение «руководить», ясно указывают на определенную власть и дисциплину. Человек не сможет действовать как истинный пастор или пастырь, если не будет иметь и применять настоящую власть в своей роли лидера и защитника. Давайте посмотрим на новозаветный отрывок, в котором цитируется стих о Мессии из Книги Михея 5:2:

И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

(Матфея 2:6)

В некоторых английских переводах древнегреческое слово, переведенное здесь как «упасет» («пасти»), переведено как «руководить». Это же слово трижды встречается в Откровении. Вот первый из этих примеров:

Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти (руководить) их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся.

(Откровение 2:26–27)

То, что здесь речь идет о пастыре, подтверждается употреблением слова «жезл». Но этот жезл или посох не деревянный, а железный. Заметьте, что этот жезл связан с тем, что язычники сокрушатся, как глиняные сосуды. Это слово очень ярко передает идею власти и дисциплины.

Кроме того, подобное мы читаем о женщине, которая в Откровении 12:1 описана как «облеченная в солнце».

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти (руководить) все народы жезлом железным.

(Откровение 12:5)

Опять-таки, здесь говорится о Мессии, Который будет руководить и пасти железным жезлом. И в третий раз мы читаем о Господе Иисусе Христе:

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет (руководит) их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

(Откровение 19:15)

Я не хочу сказать, что пастырь церкви должен руководить ею железным жезлом, а лишь указываю на то, что во всех этих трех отрывках из Откровения очень заметны мотивы власти. Вообще в Писании главным образом подчеркивается не то, что овцы должны быть подчинены пастырю (это считается очевидным). Основной акцент делается на том, что пастыря не должны господствовать над овцами или злоупотреблять своей властью. Это противоречит ситуации в современной церкви, где сама идея о том, чтобы кто-то руководил кем-то, считается почти старомодной.

Тем не менее, в первоначальном Божьем плане для лидерства предусмотрен замечательный баланс. Люди, на которых возложена огромная ответственность: совершенствовать святых на дело служения, должны обладать для этого властью, ведь ответственность требует власти. Но при этом, согласно библейскому образцу, эти люди должны возникнуть из среды именно той общины верующих, которой они должны руководить. Таким образом, у них уже будет стаж работы и послужной список в этой поместной церкви, а также они будут разделять культуру и видение этих верующих. Насколько совершенен Божий план! Власть уравновешивается взаимоотношениями, и так должно быть всегда. Пастырь, у которого есть взаимоотношения с теми, кто за ним следует, никогда не станет их обижать. А по существующей сейчас системе, в наши церкви приходят практически чужаки, которые либо навязывают людям свою власть, не вступая с ними во взаимоотношения, или им для того, чтобы исполнять свою работу, приходится буквально отвоевывать хотя бы минимальные полномочия.

Пресвитер как учитель

Второй аспект работы пресвитера или пастора — обучение:

Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

(Титу 1:9)

Пресвитер — это хорошо обученный человек, который, в свою очередь, должен уметь учить других. Как мы уже убедились, это очень четко видно во 2-м Тимофею 2:2, где Павел наставлял Тимофея в том, как вырастить в поместной церкви лидеров, способных учить других.

И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

Именно эти условия выдвигаются в Писании к пресвитеру в том, что касается обучения. Он должен быть обучен, а затем должен быть способен передать полученное им учение другим потенциальным лидерам. Таким образом будет всегда пополнятся запас потенциальных лидеров, способных обучать других. Он никогда не истощится, а будет пополняться из поколения в поколение.

Говоря об учителях в поместном теле верующих, необходимо отойти от образа «сильного оратора». В последней главе я на примере Аполлоса показал, что служение учителя во всем Теле Христовом в какой-то степени требует умения систематически объяснять Писание большому собранию людей. Однако для поместного пресвитера такое умение учить не столь важно. Он должен уметь давать людям личные консультации и обучать небольшие группы. Многие люди, которые не вполне уверенно себя чувствуют, служа за кафедрой, могут приносить много плода, наставляя людей на личном уровне, в чем есть огромная нужда в современной церкви.

Я как учитель постоянно убеждаюсь в этом факте. Часто после того как я прочитаю проповедь, ко мне выстраиваются в очередь пятнадцать и более человек, желающих задать вопросы. С такими же ситуациями сталкиваются и другие учителя. Но на большинство из тех вопросов мог и должен был бы ответить любой нормальный пресвитер. Нет нужды стоять в очереди, ожидая, когда на эти вопросы ответит какой-то приезжий проповедник. Но я обнаружил, что в большинстве случаев этим людям не к кому обратиться за ответами на эти вопросы в своей поместной церкви. Итак, это одна из насущных нужд, которые мы должны постараться восполнить в церкви.

Пресвитер как пастырь

Теперь я хотел бы перейти к роли пресвитера как пастыря, рассмотрев ее как конкретное служение. Я уже говорил, что Иисус является примером для любого служителя. Поэтому, если мы хотим составить образец служения пастыря, будет хорошо начать именно с Него. В 10-й главе Евангелия от Иоанна говорится о добром пастыре. Слово «добрый» здесь не столько указывает на хорошие моральные качества, сколько означает «действенный, умелый, компетентный». Иисус, будучи Сам образцовым Пастырем, представил словесный портрет идеального пастыря. Это стоит внимательно изучить:

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

(Иоанна 10:11–15)

Из этого отрывка мы узнаем, что взаимоотношения между Иисусом и Отцом очень похожи на взаимоотношения между овцами и Пастырем: «Как Я знаю Отца, а Отец знает Меня, так и Мои овцы знают Меня, а Я знаю их». Я считаю, именно в этом заключается истинный смысл этого отрывка, что придает ему гораздо больше значения. Здесь подчеркивается важность того, что нужно знать овец, и быть известным им. Это подразумевает близкие взаимоотношения.

Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь… Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

(Иоанна 10:16, 27)

Четыре требования к пастырскому служению

Основываясь на этих словах Иисуса, мы можем выделить четыре требования к пастырскому служению. Первое требование: полагать жизнь свою. По сути, жизнь пастуха принадлежит не ему самому, а овцам. Тот, кто хочет жить в свое удовольствие, вообще не имеет права нести это служение. Первое требование состоит в том, чтобы он положил свою жизнь на жертвенник ради Бога и служения народу Божьему. Если человек не готов жить как слуга народа Божьего, то он не может исполнить это призвание.