Лично я делаю из этого следующий вывод. Я никогда не хочу причинять вреда семье или церкви. Думаю, это две самые святые вещи на земле. Я искренне желаю и молюсь, чтобы никогда не оскорбить ни ту, ни другую. Помните, что, если вы тронете творение Божье, то вам придется перед Ним отвечать.
8 глава
Образ № 6:
Невеста
Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Ефесянам 5:25–27
Теперь мы переходим к шестому образу — невесте. Хотя в Послании к Ефесянам не встречается слово «невеста», все же это понятие конкретно раскрывается в других местах Писания, и оно подразумевается в этом отрывке:
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
Сначала Павел обратился к верующим мужьям по поводу их отношений с женами. По его словам, в этих отношениях должна быть любовь, преданность и забота. Это очень правильный и практичный совет, следовать которому так необходимо и сегодня. Однако не в этом заключается полное значение данного отрывка, потому что затем Павел заявил, что отношение мужа к жене должно развиваться по примеру отношения Христа к Своей церкви. И еще он добавил: «Тайна сия велика (или глубока)». И это так. Я уверен, что эту тайну не в состоянии постигнуть в полной мере ни один человек. Но Павел сказал очень ясно: «Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Таким образом, мы совершенно четко видим в этом союзе две личности: Христа, Жениха, и церковь, Его невесту.
Прекрасным прообразом этих отношений послужило сотворение Адама и Евы, описанное в первых главах Книги Бытие. Одна из замечательных особенностей сотворения Адама состоит в том, что еще до его появления Бог уже все для него приготовил. Уже существовала необходимая среда для его обитания: растения, животные, погода, небесные тела — все, что ему могло понадобиться.
Это замечательный символ того, как Бог заботится о нас, новых творениях. Когда мы появляемся на свет, нас уже ждет все, что нам может понадобиться. Однако Адаму не хватало одного: помощника. Это не была Божья ошибка. Бог преследовал определенную цель, когда не дал Адаму помощника сразу же. Он хотел, чтобы Адам осознал, что он нуждается в близких отношениях с людьми. Поэтому Он позволил Адаму испытать отсутствие таких отношений, отсутствие помощника. Однако затем Он предоставил Ему такого помощника, что описано в Книге Бытие:
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
(Бытие 2:18, 21–23)
В Библии подчеркивается огромная важность брака. Нам необходимо полностью осознать, какое важное место в Писании занимает брак. История человечества началась с брака, а первым сватом выступил Бог. И Бог до сих пор занимается сватовством! Однажды, подобно тому, как Он представил Еву Адаму, Он представит церковь Иисусу на брачной вечере Агнца (см. Откр. 21:2–3, 9-11). Давайте рассмотрим подробности этого духовного бракосочетания.
История человечества достигнет славной кульминации, когда состоится свадьба церкви (невесты) с Иисусом Христом (Женихом):
И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу (затем указывается основной повод для радости); ибо наступил брак Агнца (Иисуса), и жена (невеста) Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.
(Откровение 19:6–8)
Брак церкви с Иисусом Христом станет поводом для радости во всей Вселенной.
Интересно заметить, что в обязанности невесты входила подготовка собственной одежды. Виссон или лен всегда символизирует в Библии чистоту. В одном отрывке в Книге Иезекииля описано, как в присутствие Господне не были допущены священники, которые были одеты в шерстяные одежды (см. Иез. 44:15–18). Священники должны были отличаться абсолютной чистотой. Во Второзаконии 22:11 израильтянам было дано повеление не надевать одежды, сделанной из разных материалов, таких как шерсть и лен. Итак, здесь виссон символизирует абсолютную чистоту. Кроме того, здесь сказано, что виссон — это «праведность святых».
Два древнегреческих слова переводятся как «праведность». Одно из них — dikaiosune, а другое — dikaioma. Dikaiosune означает праведность как абстрактное понятие; dikaioma — праведность как действие. Когда мы становимся верующими в Иисуса Христа, нам вменяется Его праведность (dikaiosune), т.е. мы становимся праведными Его праведностью. Когда мы живем по вере, то выражаем эту вмененную нам праведность в dikaioma; это наша праведность, достигнутая делами или наши праведные поступки.
Интересно, что здесь использовано слово dikaioma, точнее — его множественное число, dikaiomata. Виссон — это праведные дела святых. Это очень многозначительное заявление. «Невеста Его приготовила себя». Как? Праведными делами.
Во всех известных мне культурах существует одно общее правило относительно свадьбы. Жених никогда не готовит невесту; невеста всегда готовится сама. Это ее обязанность. В Писании сказано, что невеста Иисуса приготовила себя своими праведными делами. Чтобы явиться на брачный пир, невесте недостаточно иметь лишь вмененную праведность Христа. У нее должна быть праведность, достигнутая делами.
Много лет назад в Иерусалиме мы с женой дружили с одной миссионеркой, которая однажды заболела. Болезнь на долгое время приковала ее к постели, и она думала, что умрет. Однажды ночью Господь дал этой женщине очень яркий сон. Ей приснилось, что она шьет красивое белое платье. Присмотревшись к этому платью, она заметила, что оно еще далеко не готово; предстояло еще гораздо больше работы, чем уже было сделано. Проснувшись утром, она поняла, что это Господь показал ей, что она еще не готова пойти к Нему, поскольку ее работа еще не окончена. Этот случай вспоминается мне всякий раз, когда я слышу стих: «Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя». Каждому из нас необходимо приготовить свой свадебный наряд, и мы можем это сделать своими делами праведности и послушания. Это очень важно.
В Послании к Филиппийцам есть параллельное место о праведности, достигнутой делами:
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
(Филиппийцам 2:12–13)
Здесь есть баланс. Сначала Бог производит в вас «хотение», а затем — «действие» по Своему благоволению. Мы как христиане не должны мучиться, делая что-то против своей воли и не имея на это желания. Напротив, Бог производит в нас желание делать то, что Он хочет. Затем Он же дает нам способность это делать.
Бог действует в нас в той мере, в какой мы совершаем то, что Он в нас производит. Бог сможет действовать в нас в той степени, в которой мы совершаем. Итак, это двусторонний процесс. Бог действует в нас, но своим образом жизни (своими праведными поступками) мы совершаем то, что Бог производит в нас. Именно в этом и заключается подготовка невесты. Виссон — это праведные поступки святых, поэтому проверьте, в каком состоянии ваш свадебный наряд.
Отношения между Женихом и невестой
В этом образе Христа как Жениха и церкви как невесты я вижу три основных элемента.
Взаимная, безграничная преданность
Прежде всего, с обеих сторон существует взаимная, безграничная преданность. Иисус целиком и полностью предал Себя за церковь. Он пролил за нее Свою кровь. Именно в этом суть брака. Бог хочет, чтобы даже в браке между двумя людьми было полное самоотречение и преданность друг другу. Никто ничего не должен удерживать для себя. Церковь должна предать себя Иисусу, своему Жениху так же целиком и полностью, как Он предал Себя, чтобы искупить ее на кресте.
Серьезная подготовка
Второй шаг — это серьезная подготовка. Мы рассмотрели, как подготовилась невеста, т.е. церковь. Она приготовила свой наряд, состоящий из праведных поступков. Пришедшей на всех верующих праведности было для этого недостаточно, поэтому невесте пришлось еще долго готовить свой наряд. Именно с этой стороны я часто смотрю на жизнь. Мы готовим свой наряд (светлый и чистый виссон), когда ходим в вере и послушании, исполняя волю Божью и соблюдая Его заповеди.
Плодотворный союз
Третья особенность, которую я вижу в этом образе, это плодотворный союз. Цель и предназначение брака — это союз двух людей. В Писании сказано: «Будут два одною плотью» (Мф. 19:5). Этот союз приносит плод — новую жизнь. Я считаю, что именно такую цель преследовал Бог, когда Он задумал взаимоотношения Христа (Жениха) с церковью (невестой). Я верю, что этот славный союз, который пока еще не заключен, принесет вечный плод. Благодаря союзу Христа и Его церкви раскроются извечные цели Бога для вех последующих поколений.