И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
(1 Петра 2:5–6)
На самом деле здесь Петр процитировал Исаию 28:16:
Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный.
Петр четко нам показал, что этим твердым основанием является не кто иной, как Иисус Христос. Кроме того, в Псалме 61:2–3, а затем в стихах 7–8 Давид утверждает эту же истину:
Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
(Псалом 61:2–3)
Спасение исходит только от Бога и ни от кого другого. Только Бог — та твердыня или скала, на которой строится спасение. Через несколько стихов Давид повторяет эти же слова:
Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
(Псалом 61:6–7)
Давид установил четкую и определенную связь между твердыней (основанием) и спасением. Он ясно сказал, что и то, и другое есть только в Боге. Если мы будем строить на какой-то другой твердыне, то тем самым будем утверждать, что спасение есть не только в Иисусе Христе, а и в ком-то еще. Это противоречит Писанию. Только Он — твердыня моя и спасение мое. Он является единственным основанием вселенской церкви, и никто не может положить иного!
Обратите внимание, как особенности вселенской церкви соотносятся с образом церкви как храма, который мы рассматривали во 2-й части книги:
Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе,
(Ефесянам 2:19–21)
Церковь похожа на строящееся здание, а каждый верующий — на камень в этом здании. Основание церкви — Иисус Христос, на Котором верующие строятся в святой храм. Следовательно, конечная цель церкви — стать жилищем Бога.
Кроме того, вселенская церковь во многом соотносится с Телом Христовым:
(Бог) поставил Его выше всего, главою Церкви,
(Ефесянам 1:22)
Это очень четкое заявление. Христос является главой не выше чего-то. Он — глава выше всего. В Его распоряжении и под Его контролем находится все, что есть во всей церкви. Никто не может оспорить Его власть. Она дана лишь Ему.
Рассмотрев пророчества о конце света, содержащиеся в 7-й главе Даниила, а также в 12-й и 13-й главах Откровения, мы заметим, что при описании политических систем последних дней фигурируют различные животные. Интересной особенностью их всех является то, что они имеют много голов. Можно сказать, что они уроды. Только у церкви Иисуса Христа никогда не будет много голов. Она никогда не превратится в урода. Осмелюсь предположить, что нам еще предстоит столкнуться с решающим духовным вопросом о Главе церкви. Как мы увидим в последующих главах, именно вокруг этого вопроса будет вестись борьба на закате истории человечества. У вселенской церкви есть только одна Голова, и эта Голова — Иисус Христос. Мы не можем дать ей ни какую-то другую главу, ни какое-то другое основание! Итак, вся церковь — это тело, Головой которого является Иисус Христос.
Наряду с тем фактом, что церковь под руководством Иисуса является личным представителем Бога, в Послании к Евреям раскрывается еще один важный факт о вселенской церкви:
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах.
(Евреям 12:22–23)
Я сталкивался с огромными проблемами и разочарованиями, возникающими при попытках руководить церковью из того или иного земного центра. Я был миссионером в восточной Африке, куда меня направила миссионерская организация, расположенная в Торонто (Канада). Казалось, прежде чем нам получить санкцию на те или действия, проходила целая вечность: нужно было созывать комитет, принимать совместное решение, затем писать в Торонто, ожидать собрания руководства миссии, а затем ждать письма с их ответом! К окончанию этого процесса от нас ускользала благоприятная возможность действовать. Что-либо делать было совершенно невозможно. Церковь не сможет быть достойным противником дьявола, пока мы не поймем, что у нас есть лишь один главный офис — на небесах. У каждого верующего, служителя или миссионера есть право прямого доступа в главный офис. Поражение врагу нанесет лишь церковь, которая управляется непосредственно из главного офиса.
Какое-то время я проповедовал в церкви одного проповедника полного Евангелия. Примерно раз в день он мне говорил: «Нужно пойти позвонить в главный офис». Всякий раз, позвонив в главный офис, он возвращался еще более расстроенным и озадаченным, чем до того! После этого случая я задумался: «А где мой главный офис?» Помню, как тогда я принял твердое решение: мой главный офис находится на небесах; именно туда мне и нужно обращаться. Когда я туда обращаюсь, я никогда не бываю расстроенным и озадаченным.
В Писании противопоставляются иудаистское устройство церкви, центр которой находится в земном Иерусалиме, и церковь новозаветная, центр которой находится в небесном Иерусалиме. Давайте рассмотрим это сравнение.
Ибо Агарь (наложница Авраама, родившая Измаила) означает гору Синай в Аравии (место, на котором Бог дал народу закон) и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
(Галатам 4:25–26)
У каждой истинной церкви Иисуса Христа есть лишь одна материнская церковь — вышний Иерусалим, который свободен. Ее главный офис находится не на горе Синай, где Бог дал народу закон. Главный офис вселенской церкви находится на небесах. Подобное порождает подобное. Свободные церкви порождают свободные церкви, не связанные законничеством, человеческими правилами, званиями или традициями. Удивительно, что могут сделать такие церкви!
Затем мы видим еще один важный принцип в Ефесянам 4:4: «Одно тело и один дух». Церковь Иисуса Христа — это одно тело, которым управляет один Дух. Этим Духом является Дух Святой. Если бы церковью управляли различные духи, в результате возник бы хаос. Например, если бы я решил пройти в дверь, но во мне находились бы другие духи, которые были бы не согласны с этим решением, то я бы не смог предпринять необходимые действия. Конечно, именно в таком состоянии находится одержимый бесами человек. Он лишается возможности делать то, что ему хочется, потому что в нем кроме его собственного духа действуют и другие. Но истинной церковью Иисуса Христа управляет только один Дух, и Дух Святой может действовать только через одно тело — церковь.
Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
(Римлянам 12:4–5)
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос… Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
(1 Коринфянам 12:12, 18)
В этих стихах мы видим, что Бог управляет как единицами, так и множеством. Есть одно тело, но в этом единственном теле есть много членов. Каждый верующий является членом в той или иной части этого огромного тела.
Каким я буду членом, и где я буду функционировать, решать не мне, а Богу. Далее, в 12-й главе 1-го Коринфянам мы читаем: «И иных Бог поставил в Церкви» (1 Кор. 12:28). Стать членом тела означает занять свое место в церкви. И Павел указал, что все члены зависят друг от друга. Во вселенской церкви нет членов, которые бы не зависели от других.
Теперь давайте рассмотрим, как вселенская церковь действует в роли личного представителя и агента Иисуса. Посылая на служение группу Своих учеников, Иисус сказал: «Кто принимает вас, принимает Меня» (Мф. 10:40). Другими словами: «Вы являетесь Моими представителями. Я могу прийти к людям только через вас. Если вы пойдете, то и Я пойду с вами. А если они примут вас, то примут и Меня».
В конце Евангелия от Матфея Иисус выразил ту же мысль, но иными словами:
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
(Матфея 28:18–20)
Иисус тем самым сказал: «Эта власть дана Мне, но чтобы ее применить, должны идти вы!» Пока мы не начнем применять эту власть, которая передана нам через Иисуса Христа, мир не узнает, что Иисус обладает этой властью! Мир воспримет власть, которой сейчас наделен Иисус, только когда церковь, исполняя Его заповедь, выйдет в мир и будет применять и показывать эту власть. Только так Иисус может совершить Свою волю. Через нас.
В Иоанна 20:21 мы видим еще одно удивительное заявление Иисуса, которое Он сделал ученикам: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Другими словами: «Я посылаю вас точно так же, как Меня послал Отец». Иисус пришел как личный, уполномоченный представитель Отца, которого все могли видеть и слышать. Он сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9). Если мы посланы таким же образом, то обязаны говорить людям в миру: «Если вы видели нас, то видели Христа».