И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы.
(Матфея 28:18–19 жирный шрифт мой — Д.П.)
У апостолов «передвижное» служение. Иисус сказал: «Идите ко всем народам, и Я с вами во все дни до скончания века» (см. Мф. 18:20). При каком условии Христос будет с нами? Если мы пойдем! Если же мы будем сидеть, то Он не обязан быть с нами. Более того, слова «до скончания века» означают, что у Него нет иной программы или плана «Б»! В параллельном месте в 16-й главе Марка говорится об этом же:
Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения…
(Марка 16:15–17)
Наверное, вы слышали такую жалобу: «Господь, нас не сопровождают знамения!» Дело в том, что Иисус обещал их только тем, кто будет идти! Возможно, вы также слышали поговорку: «Трудно ехать за припаркованной машиной». Значительная часть Тела Христова — это «припаркованная машина». Она стоит на автостоянке у церковного здания и не движется ни к какой цели.
Сердца апостолов стремятся к новым регионам!
Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
(Римлянам 15:20)
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем.
(1 Коринфянам 3:10)
Заметьте, в этих местах Писания указано, что Павел закладывал основание там, где еще не было известно имя Христово. Затем пресвитеры строили на этом основании совместно с теми, которые были поручены их опеке. В этом и заключается различие.
Порядок власти в поместной церкви
В 1-м послании к Коринфянам 12:28 четко описывается порядок власти в поместной церкви:
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений…
Во многих церквях никогда не видели чудес или даров исцелений, и одна из причин этого в том, что в них нет апостолов. Апостолы, пророки, учителя — эти трое указаны в порядке убывания власти, и они наделены этой властью в первую очередь потому, что они имеют дело со Словом Божьим. Людям, связанным с чудесами или исцелениями, необязательно заниматься активным служением в Слове. Более того, некоторым людям, имеющим дар чудотворений, лучше вообще не заниматься учением.
Апостолы являются старшими лидерами церкви. Однако обычно им не следует влиять на то, как применяют свою власть поместные пресвитерии. То, что апостолы обладают верховной властью, еще не означает, что они могут войти в любую поместную церковь и указывать ее членам, что делать. Это противоречит духу и морали Нового Завета. На самом деле, новозаветные апостолы чаще просили, чем повелевали.
Кроме того, обратите внимание, что когда церкви посылали на служение апостолов, те, выполнив задание, возвращались в направившую их церковь и отчитывались перед ней. Они подчинялись власти поместных церквей. Они не господствовали над церквями, а были их посланными представителями. В 13-й и 14-й главах Книги Деяния описано первое миссионерское путешествие Павла и Варнавы, после которого они…
…отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
(Деяния 14:26)
Как они были преданы благодати Божьей? Возложением рук братьев, которые были лидерами в антиохийской церкви. Обратите внимание, что апостолы были преданы Богу на дело или для определенного задания. Выполнив задание, для которого они были преданы Богу, они вернулись в помесную церковь, чтобы отчитаться в проделанной работе.
Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
(Деяния 14:27)
Эта схема апостольского служения очень отличается от той, которую сегодня некоторые пытаются нам навязать. Апостол — это не автократ и не диктатор. Он не возлагает на людей руки, говоря, что и как им делать. Напротив, он является, так сказать, продуктом или порождением движения Духа Божьего в поместной церкви. Его посылает поместная церковь с возложением рук лидеров. Он идет ради выполнения определенного задания, а затем возвращается в посылавшую его церковь и отчитывается перед ней в своей работе. Он подчиняется дисциплине, существующей в Теле Христовом, в частности, в посылающей его поместной церкви. Это очень важный принцип. Если люди ходят в одиночку, тогда как их никто не посылал (их никто не уполномочивал, и они никому не подотчетны), и называют себя апостолами, претендуя на какую-то власть, то это совершенно не соответствует Библии. Это полностью противоречит духу и букве Писания. Я уверен, что эту ситуацию необходимо изменить, и в Новом Завете я вижу образец, по которому это можно сделать.
Заметьте, принцип взаимозависимости членов Тела Христова действует даже в том, что касается власти апостолов. Поместная церковь посылает апостола, который обладает в ней большой властью, однако этот же апостол обязан отчитываться в своих действиях перед теми, которые его хорошо знают. Он часто бывает в отъездах, однако у него остается духовный дом и семья, в которой его любят и ценят. Он обладает «высоким» даром, который церкви дал Сам Христос, но, тем не менее, ему следует жить в смирении, служа людям. Он действует с огромной властью, однако всегда совместно с другими людьми, чтобы братья следовали его примеру. Такому человеку можно доверять!
Равновесие
Различия между пресвитериями и командами апостолов можно представить такими парами слов: местные/мобильные, сохранение/расширение и руководить/идти.
Чаще всего процесс наставничества, описанный в Новом Завете, осуществлялся в среде команд апостолов, в частности, тех, что были у Иисуса и Павла. Это необходимо понимать, ведь обучение, оторванное от своей среды, может не принести таких же плодов, какие были у новозаветной церкви. Сначала церковь появилась в передвижном виде и только потом — в стационарном. Это революционное открытие, но я считаю, что церкви нужна именно революция! В нашем представлении церковь — это группа людей, которые живут в своих домах и встречаются в одном здании, но Иисус впервые показал людям церковь на примере мобильной команды апостолов. Нам нужно думать о церкви, прежде всего как о мобильной, и только затем — как о стационарной, и тогда произойдет настоящая революция.
В современной церкви обычно 95 % внимания и сил обращены на сохранение, а 5 % — на расширение. Таким образом, даже если бы все запланированные мероприятия в современной церкви увенчались полным успехом, общий результат был бы поражением. Вас это не шокирует? Надеюсь, что да! Например, я бы не хотел заниматься программой, которая обречена на провал. Нам следует распределить силы поровну: на расширение и на сохранение, тем самым соблюдая равновесие между Великим поручением и заботой о своих городах и семьях.
Позвольте описать один образ, который, как я верю, мне дал Господь. Команды апостолов и пресвитерии представляют собой две ноги, с помощью которых передвигается Тело Христово. Если одна нога короче другой, то тело не может нормально функционировать. Конечно, в теле есть много других членов, но ни один не может заменить ноги. Две эти ноги должны быть одинаковой длины, неся на себе одинаковую тяжесть.
14 глава
Апостолы и пресвитеры, а не чиновники
Мы рассматриваем две ноги, на которых перемещается Тело Христово: команды апостолов и пресвитерии. Чтобы прийти к пониманию этой истины, мне потребовалось много молиться и изучать Слово Божье, но в результате я стал гораздо четче видеть «лес» церкви. Я очень благословлен тем, что теперь лучше понимаю структуру церкви. Я думаю, что восстановление этих двух ног Тела сулит для церкви практически безграничные возможности.
Но в этой главе я постараюсь показать, что значит равновесие в системе церковной власти. Некоторые утверждения будут основаны на моем личном опыте (иногда неприятном). Однако теперь, когда мне за восемьдесят, я оглядываюсь на те случаи и благодарю Бога за то, что после неправильных шагов я все же возвращался на верный путь!
Фактически, то, что вы сейчас прочитаете, это выводы, которые я сделал, размышляя над одним движением, в котором я сам участвовал. Со временем это движение приобрело искаженные формы, и я от него отделился. Но из этого я вынес некоторые уроки, которыми сейчас с вами поделюсь в надежде, что мы как церковь будем учиться на своих ошибках.
По сути, я хочу сказать следующее: необходимо соблюдать равновесие между истинным библейским учением о власти и всеми описанными в Библии мерами предосторожности в связи с властью человека. Неограниченной властью обладает только Сам Бог; у всей остальной власти есть ограничения, наложенные Богом.
Меры предосторожности в связи с властью
В 1-й главе Бытия четко изложена истина о том, что человек был сотворен, чтобы руководить:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле… И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
(Бытие 1:26, 28)
В современных переводах вместо слова «владычествовать» применяется слово «руководить». Человеку присуще желание руководить. Но проблема в том, что после грехопадения человек обычно руководит неправильно. Его плотская сущность побуждает его руководить либо с дурными намерениями, либо недопустимыми методами, либо и с тем, и другим. В результате это обычно проявляется в виде манипуляций и давления. Если вы столкнулись с этим, то знайте: это от дьявола! Бог никогда не манипулирует людьми и не оказывает на них давление.