Обратите внимание на слово «собрание» в 19-й главе Книги Деяния.
Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание (ecclesia) было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались.
(Деяния 19:32)
Эти люди проводили спонтанное несанкционированное собрание, и городской блюститель порядка упрекнул их, заявив, что у них нет права проводить там подобное собрание. Затем этот блюститель порядка добавил:
А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании (ecclesia).
(Деяния 19:39)
Это слово встречается вновь в 40-м стихе:
Сказав это, он распустил собрание (ecclesia).
Таким образом, основное значение слова, которое мы обычно переводим как «церковь», — это «официальное или правящее собрание».
В этой главе я рассмотрю случаи использования слова «церковь» в значении «собрание». Во многих современных переводах Библии это значение затерялось, однако «правящее собрание» — это первый образ Божьего народа в зеркале Слова Божьего.
Требования для вступления в собрание
В собрание эллинов в Эфесе не входили многие люди: рабы (составлявшие почти половину населения), женщины, а также все гости города и временно проживающие в нем. Это собрание было открыто только для свободных граждан, постоянно проживающих в Эфесе.
Какие же существуют требования для вступления в собрание Господа Иисуса Христа? Об этом нам говорит Сам Иисус:
Он (Иисус) говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.
(Матфея 16:15–18)
Петр смело заявил Иисусу: «Ты — Христос (Мессия), Сын Бога Живого». Это откровение пришло не благодаря рассуждениям или логическим способностям Петра. Оно пришло от Бога-Отца посредством Духа Святого. Оно представило Иисуса из Назарета не как сына плотника, каким Его уже знал Петр, а открыло божественную, вечную сущность Иисуса как Сына Божьего, Мессию.
Думаю, что сегодня миллионы людей вступили в церковь, предварительно не получив этого основополагающего откровения. Поэтому церковь не в состоянии действовать в полную силу, ведь ее члены даже не имеют права находиться в собрании!
В вышеуказанном отрывке Иисус сделал очень яркое заявление: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». Здесь делается ударение на слове «Моя». Моя церковь, Мое собрание. В словах Иисуса подразумевается то, что есть много разных собраний. Собрания есть во всех городах и государствах. Собрания есть в разных народах. Но Иисус сказал: «Теперь Я создаю Мое собрание». Между словами «создавать» и «Мое» есть особая связь. Если Иисус не создаст собрание, то не будет им владеть. Он владеет только тем, что создает.
Один проповедник как-то говорил о дарах Духа Святого. После проповеди к нему подошла одна женщина и сказала: «Брат, в нашей церкви нет таких даров». Он ей ответил: «Что ж, они есть в церкви Иисуса Христа. А ваша церковь чья?» Это очень важный вопрос. Чья ваша церковь? Является ли она церковью Иисуса?
Порядок вступления в собрание Иисуса Христа состоит из четырех этапов: встреча, откровение, признание и исповедание. Мы не сможем войти в собрание правителей, пока не испытаем личной встречи с Иисусом, которая перевернет всю нашу жизнь. Именно так встретился с Иисусом Петр, прежде чем заявил, Кем Иисус является на самом деле. И мы не сможем узнать истину об Иисусе, если Бог нам ее не откроет.
Поскольку Сам Иисус привел нам пример Петра, давайте рассмотрим произошедшее между ними, чтобы лучше понять этот порядок вступления в собрание.
Произошла непосредственная встреча. Петр встретился с Иисусом лицом к лицу. Между ними не было никакого посредника.
Произошла передача откровения. Это откровение передал Петру Бог-Отец посредством Духа Святого. Без этого откровения Петр не мог знать, кем на самом деле является Иисус.
Произошло признание откровения. Петр признал это откровение, ответив на вопрос Христа.
Произошло исповедание откровения. Петр исповедал вслух: «Ты — Христос, Сын Бога Живого».
При описании собрания народа Божьего в Библии часто используется слово «Сион». Рассмотрим, что в Писании сказано о Сионе и о том, какое отношение к нему имеем мы, верующие:
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
(Евреям 12:22–24)
Обратите внимание, что это событие относится не к будущему. Автор не сказал: «Скоро вы приступите». Он сказал, что вы уже приступили! Конечно, не физически, но духовно мы уже являемся участниками всеобщего правящего собрания Божьего. Одна его часть находится на небе, а другая — на земле, но мы уже представляем собой одно собрание. В это собрание входят даже «тьмы ангелов». Это воистину величественное и славное собрание.
Я вспоминаю случай, произошедший на военном параде в то время, когда я служил в армии. Все должны были начистить до блеска свои пряжки и обувь и стоять в положении «смирно». Играл военный оркестр, все было четко, официально и торжественно. В самом воздухе ощущалась власть. Именно в таком образе здесь предстает Сион, и мы — его участники!
Благодаря нашей вере в Иисуса Христа мы являемся участниками великого правящего собрания, которое правит всей Вселенной. Подчиненным Богу-Отцу главой этого собрания является Иисус Христос. Мы как церковь (народ Божий, собрание) являемся представителями Божьей власти на земле.
В одном из наиболее часто цитируемых в Новом Завете ветхозаветных отрывков описана огромная власть собрания Господнего.
Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
(Псалом 109:1)
В Евангелии от Марка Иисус применил вышеуказанный стих к Самому Себе. «Господь» — это Бог-Отец. «Господь мой» — это Старший Сын Давида, Господь Иисус Христос. В этом стихе изложены слова Отца, обращенные к Его Сыну Иисусу после Его смерти и воскресения, когда Он вознесся на небеса и занял Свое место одесную Отца. Бог-Отец говорит Своему Сыну Иисусу Христу: «Седи одесную Меня». Иисусу дана всякая власть на небе и на земле, пока Бог не положит всех Его врагов в подножие Его ног.
В Новом Завете четко сказано, что Иисус прямо сейчас восседает одесную Бога (см., например, Рим. 8:34; Еф. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 1 Пет. 3:22). Иисус Христос прямо сейчас — на Своем престоле. И вот как Его власть должна осуществляться на земле:
Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
(Псалом 109:2)
Я считаю, что в первых двух стихах Псалма 109 представлены все три Личности Божества. В 1-м стихе мы читаем, как Бог-Отец говорит Своему Сыну Иисусу: «Седи одесную Меня». Затем, во 2-м стихе мы видим, как Бог-Дух Святой протягивает скипетр власти Христа с Сиона, собрания Его народа, и говорит: «Господствуй среди врагов Твоих». Иногда мы так много внимания обращаем на врагов, что забываем, что Христос уже господствует. Пока еще не все Его враги покорены под Его ноги, но Он господствует с верховной властью среди Своих врагов, — прямо сейчас, через нас! Дух Святой простирает скипетр власти Христа над народами, царями и правителями земли. И Он это делает из собрания народа Божьего, который собирается угодным Богу образом с помощью молитвы, служения Слова и даров Духа.
Иисус правит «с Сиона», что является образом того, как народ Божий собирается в божественном собрании, божественном порядке и с божественной властью. Бог-Отец говорит Богу-Сыну: «Вся власть принадлежит Тебе. С этих пор господствуешь Ты». Но Его господство осуществляется Духом Святым «с Сиона», т.е. собрания народа Божьего. Именно мы являемся тем протянутым жезлом в руке Господней, представляющим Его власть во всех сферах, в которых нам приходится действовать! О, если бы мы осознали важность и силу, которые заключаются в этой истине.
Большинство христиан согласно с тем, что когда-нибудь Иисус будет господствовать. Но необходимо знать, что Он господствует уже сейчас. Когда вы в полной мере осознаете этот факт, ваша жизнь изменится радикальным образом. Когда мы молимся, ходатайствуем, постимся, благовествуем и полностью посвящаем свою жизнь Христу, Он использует нас, чтобы «господствовать среди врагов Своих».
Христиан можно сравнить с жезлом Моисея в истории освобождения израильтян из Египта. Жезл символизирует власть. Окончательное освобождение народа Божьего могло произойти только после того, как Моисей научится применять свой жезл. Подобным образом и исполнение предназначения народа Божьего не произойдет до тех пор, пока мы не научимся «применять жезл» или действовать сообща как правители, как правящее собрание Божье, и не в грядущем веке, а в нынешнем.
После серьезного увещания о правильных взаимоотношениях внутри церкви Иисус сказал:
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матфея 18:18–20)
Обратите внимание, что в этом отрывке инициатива не за небом, а за землей. Когда мы соглашаемся о чем-то на земле, это осуществляется на небе. Когда мы что-то связываем или разрешаем на земле, это связывается или разрешается на небе. То, что мы в чем-то соглашаемся, что-то связываем или разрешаем, приносит плоды, когда мы объединяемся в едином собрании. Небо замечает наши просьбы и молитвы и осуществляет их. Мы как правящее собрание Божье обладаем невообразимой властью!