Многих людей потрясает тот факт, что после дня Пятидесятницы апостолами были назначены еще четырнадцать человек! Это еще раз доказывает, насколько мы подвержены традиционному толкованию Писания.
Власть апостольского служения
Давайте вернемся к Евангелию от Матфея, чтобы подробнее рассмотреть власть апостольского служения:
И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… Сих двенадцать послал Иисус…
(Матфея 10:1, 5)
Необходимо подчеркнуть, что апостольская власть исходит от Самого Бога. Иисус дал Своим ученикам власть, а затем послал их как апостолов. Подобным образом и Дух Святой сказал пятерым пророкам и учителям в антиохийской церкви: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). После поста и молитвы лидеры церкви в Антиохии возложили руки на Павла и Варнаву и «отпустили их» (см. Деян. 13:3). После этого они также стали «посланными» или апостолами.
Думаю, будет правильно сказать, что Бог использовал людей как орудия, чтобы подтолкнуть Павла и Варнаву к служению в качестве апостолов. Однако перед этим каждый из них уже получил от Бога свое личное призвание: ««Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я (уже) призвал их». Они получили эти личные призвания от Господа еще до того, как о них помолились и послали на служение. А в тот момент Дух Святой публично объявил об их призвании и поставил на них печать Своей власти. Церковь может признать и официально одобрить то или иное служение, однако само это служение исходит от Бога.
Я думаю, из этого можно сделать важный вывод, который касается не только апостольства. За людьми, которые используются в качестве орудий, стоит власть Духа Божьего, а за Духом Божьим стоит Глава церкви, Господь Иисус Христос. Поэтому конечную ответственность за каждое назначение в церкви несет Сам Бог. Между Богом и людьми существует взаимозависимость. Кто-то сказал о говорении на иных языках замечательную фразу, которую можно применить и к другим случаям: «Вы не сделаете этого без Бога, а Бог не сделает этого без вас». Это относится ко многим служениям. Мы не можем их нести без Бога, а Бог не будет их нести без нас. Бог специально сделал Себя зависимым от людей, чтобы с их помощью исполнять Свою волю. Итак, смотря на людей, мы видим в них «Божьи орудия» и признаем их ценность, однако мы также должны смотреть на Бога, Который обладает конечной властью.
Таким образом, Бог и церковь сотрудничают в этом деле признания и высвобождения мобильных служений. Думаю, это заметно даже в заглавии Книги Деяния. Например, в «Переводе короля Иакова» ее полное название: «Деяния апостолов». Некоторые люди считают, что лучшим названием было бы «Деяния Духа Святого». Мы знаем, что за всеми этими делами стоял Дух Святой, но если бы Он не нашел людей, готовых их выполнить, ничего бы не произошло.
У Иисуса есть огромное желание благословлять, исцелять, освобождать и утешать людей, но Он сможет это сделать лишь при условии, что члены Его Тела, т.е. церкви, согласятся это выполнить. В течение многих веков церковь заставляла ждать Господа Иисуса Христа, пока не согласилась делать то, что Он хочет. Я молюсь о том, чтобы благодаря этой книге в нас появилось еще большее желание быть орудиями исполнения воли Иисуса Христа. Но опять-таки нам следует смотреть не только на орудия, которые являются слабыми и ненадежными, а на Бога, Который передает Своему народу Свою власть. Люди — это орудия Бога на земле.
Интересно, как часто Павел подчеркивал, что его апостольство произошло не от человека. На самом деле современники Павла часто сомневались в его праве называться апостолом. Наверное, у нас подобные сомнения возникли бы по отношению к Павлу в последнюю очередь! Тем не менее, во 2-м Коринфянам 10:10 критики Павла называли его в личном присутствии «слабым», а речь — «незначительной». Он не был проповедником. Я могу себе представить, что выдающимся проповедником был Петр, но только не Павел. Многие современники Павла в христианской церкви презирали и недооценивали его, и время от времени ему приходилось занимать очень жесткую позицию, заявляя, что он является апостолом — благодаря не людям, а Богу. Давайте рассмотрим всего два таких примера. В Галатам 1:1 он описал себя так:
Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых.
Обратите внимание, он был абсолютно уверен в этом факте, говоря, по сути: «Меня назначил апостолом не какой-то человек. Мое апостольство происходит от Иисуса Христа и Бога-Отца». Кроме того, он писал:
Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей.
(1 Тимофею 1:1)
Возможно, мы никогда не найдем служителя, в котором нет недостатков, и которого не за что критиковать, но, в конечном итоге, мы имеем дело не со слугой, а с Богом, которому он служит. Я вспоминаю, как в 1964 году я оставил пасторство в Сиэтле. Членам нашей церкви было жаль с нами расставаться. В последнее воскресенье один из дьяконов добровольно предложил: «Я считаю, нам следует пригласить брата и сестру Принс выйти вперед, чтобы мы возложили на них руки и отпустили». Ни я, ни кто-то другой этого не планировали. Но я всегда с благодарностью вспоминаю это событие, потому что так наши прихожане одобрили наше решение, возложили на нас руки и отпустили. Я чувствовал, что этого хочет Бог. Кстати, это сделали не какие-то «выдающиеся» лидеры. Честно говоря, это были довольно слабые дьяконы! В течение двух лет они никак не могли разобраться с серьезными проблемами, существовавшими в церкви. Тем не менее, в той ситуации они были Божьими орудиями, и мы уважительно отнеслись к ним в этом качестве.
Можно сказать, что об отношении церкви к Богу можно судить по отношению церкви к служителям, данным ей Богом. По сути, христиане ценят Бога ровно настолько, насколько они ценят служителей, которых Бог поставил в церкви. Этот принцип изложен в Книге Судей. Бог через пророчицу Девору призвал Варака, чтобы освободить Израиль от иноземных захватчиков. Он же сказал Деворе: «Я пойду, только если ты пойдешь со мной». В те дни было не принято, чтобы мужчины так себя вели. Девора сказала: «Если я с тобой пойду, то тебе это не принесет славы, потому что Бог использует вместо тебя другую женщину». Так и произошло: Бог использовал Иаиль, жену Хевера Кенеянина, чтобы убить вражеского военачальника (см. Суд. 4:4–22). В Книге Судей содержится широко известная песня Деворы, которую она воспела по случаю победы. В ней есть такой стих:
Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми.
(Судей 5:23)
Это очень серьезное заявление: «Прокляните, прокляните Мероз». Мероз был селением в Израиле. Очень страшно, если в Библии записано проклятие той или иной общине. За что же было это проклятие? «За то, что не пришли на помощь…» — не Вараку, а, — «Господу». Другими словами, Господь отождествляет Себя с теми, кто Ему служит. Те, кто не отозвался на призыв Варака, и не пришел ему на помощь, подвели не Варака, а Господа.
То же самое справедливо и сегодня. Человек, призванный Богом, и действующий в том служении, которое Ему даровал Бог, является Божьим представителем. То, как к нему относятся верующие, лучше всего показывает их отношение к Богу. Даже если они очень красиво говорят о Боге, их истинное отношение к Нему будет видно в том, как они относятся к посланным Богом служителям. Нам неизвестны все планы Господа. Апостолу Павлу приходилось постоянно доказывать, что ему дал власть именно Бог, однако Бог использовал его так, как ни одного другого апостола.
Апостольские функции
Теперь давайте перейдем к двум основным функциям апостолов: (1) основывать правильно организованные церкви и (2) наводить порядок в уже существующих церквях. Это подтверждается стихом в Титу 1:5, в котором Титу дано задание навести порядок в церквях, существующих на острове Крит, для чего нужно было назначить пресвитеров. Я бы сказал, что служение апостола включает в себя одно или несколько из других четырех служений: пророка, евангелиста, пастыря и учителя. Для того, чтобы навести порядок на целом острове, нужно быть очень одаренным служителем, и это показывает, какими широким кругом полномочий должен обладать апостол. Действительно, Титу приходилось выполнять очень многие роли!
Основание церквей
Как мы уже видели, задание апостола как «посланного» состоит в том, чтобы расширять границы Царства Божьего. Апостол, который сидит на месте — это абсурд. Смысл апостольского служения — в движении. Я не имею в виду, что апостолу нельзя иметь постоянное место жительства, но, оставаясь жить в одном месте, он должен функционировать как пресвитер. Петр писал:
Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых
(1 Петра 5:1)
Словом «сопастырь» переведено сложное древнегреческое слово, которое было бы лучше перевести как «сопресвитер». В руководстве поместной церкви наивысшее положение занимают пресвитеры. Поэтому апостол является лишь «сопресвитером». Это не значит, что у него нет власти. Если вы не послушаетесь апостола, который вам что-то скажет, исходя из своего апостольского положения, то вы пожалеете. Однако эта власть действует тогда, когда ее признают другие, а не когда она самоутверждается.
Новозаветные апостолы шли туда, где еще не проповедовалось Евангелие. Там они приводили людей к Господу и основывали церкви, которые затем самостоятельно функционировали. Они организовывали церкви почти везде, где проповедовали.
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.