(Деяния 14:23)
Они оставляли за собой не просто группы учеников или молитвенные группы, а утвержденные, хорошо организованные поместные церкви.
Но, кроме того, апостолы дают направление церквям, которые появились не в результате их служения. Например, апостол Павел писал римлянам, с которыми лично никогда не встречался (см. Рим. 1:10–11). В этом послании он дал им много важных и авторитетных наставлений. То же самое мы видим и в письме Павла колоссянам, в котором он указал направление и преподал наставление группе верующих, с которыми он никогда не виделся (см. Кол. 2:1, 5).
Помните, что и Петр, и Павел писали церквям в Галатии. Они не принимали никакого участия в основании этих церквей, но как апостолы они оба применяли в них свою власть. Говоря об этом, я хочу подчеркнуть, что апостол действительно имеет власть в поместных церквях, и, прежде всего, в тех из них, которые появились, благодаря его служению. Но, кроме того, он обладает властью во всех церквях, в которые его направит Дух Святой.
Во 2-й главе Галатам мы читаем, что Петр и Иоанн встречались с Павлом и Варнавой, чтобы обсудить суть их проповедей и служения, которое Бог им доверил, а также чтобы прояснить некоторые непонятные моменты.
Напротив того, (Петр и Иоанн) увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, — ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников…
В 14-й главе этой книги я говорил, что, по моему мнению, апостолы посылаются скорее к группе людей, чем в географическую местность. Обратите внимание, что апостольство Петра распространялось, в основном, на обрезанных (евреев), а апостольство Павла прежде всего затрагивало язычников, и его призвание выходило за пределы церквей, основанных Петром или Павлом. Таким образом, истинный апостол обладает властью во всей вселенской церкви, независимо от того, был ли он одним из орудий, благодаря которым появилась та или иная поместная церковь. Я считаю, это очень правильно, однако было необходимо убедиться, что именно так сказано в Писании.
В 1-м Коринфянам 12:28 перечислены некоторые основные служения в поместной церкви:
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
Очевидно, что Павел говорил не о вселенской церкви, потому что он не упомянул евангелистов, которые свое основное служение несут за пределами поместной церкви. Таким образом, в поместной церкви установлен определенный порядок власти. На первом месте стоят апостолы, на втором — пророки, на третьем — учители, на четвертом — те, кто имеет чудодейственные силы, и на пятом — те, у кого есть дары исцелений. Если в поместной церкви есть апостол, то его служение является в ней главным; за ним следуют пророк и учитель. Эти три основные служения представляют собой служения Слова. Это говорит о том, что служение Слова Божьего имеет преимущество над всеми остальными формами служения. Конечная власть заключена в Слове Божьем и в тех, кто его представляет.
Кроме того, обратите внимание, что существуют различные уровни апостольства. Это очень важно. Павел сказал: «Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов» (2 Кор. 11:5). Он использовал подобную терминологию вновь, когда сказал: «У меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов» (2 Кор. 12:11). Ранее мы уже видели, что Андроник и Юния были «прославившимися между Апостолами» (Рим. 16:7). Итак, апостолы бывают «высшими» и «прославившимися», поэтому очевидно, что есть апостолы «низшие» и «безвестные». Мы склонны думать, что все апостолы должны быть такими, как Петр или Павел, но это не так. Например, какой-то человек может быть евангелистом от Бога, но масштабы его служения не будут такими, как у Билли Грэма. Однако это не преуменьшает его положения как истинного евангелиста от Бога. То же самое относится и к апостолам.
Распознавание лжеапостолов
В завершение этой главы давайте рассмотрим последний важный момент. Павел говорил о неких лжеапостолах, которые в церкви в Коринфе выдавали себя за служителей Божьих:
Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
(2 Коринфянам 11:13–15)
Некоторые люди, называясь апостолами, на самом деле являются служителями сатаны, а не Христа! Это очень важный факт. Эти люди не просто заблуждаются или ошибаются, а действительно являются служителями сатаны. Мы должны научиться их распознавать, а иначе нам будет очень плохо. Тех, кто называет себя апостолами, необходимо испытывать. Вспомните, как в Откровении Иисус похвалил церковь в Эфесе именно за это:
Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
(Откровение 2:2)
Все поместные церкви должны испытывать апостолов и принимать только тех из них, которые соответствуют Писанию. Прошло ли их служение это испытание? Какой образ жизни они ведут? Как важно в эти последние дни уметь распознать истинное апостольское служение!
В следующей главе я изложил некоторые признаки истинного апостола, которые помогут нам испытывать и принимать настоящих служителей.
17 глава
Признаки истинного апостола
Существуют семь основных признаков истинного апостола: (1) стремление «далее»; (2) способность выполнять все особенные апостольские задания; (3) организация церквей, отражающих сердце апостола; (4) стремление к командному служению; (5) подотчетность пославшей церкви; (6) знамения и чудеса; и (7) терпение.
Стремление «далее»
Несомненным признаком истинного апостола является то, что он постоянно нацелен двигаться дальше — туда, где еще нет церкви. Он желает окончить работу в своем нынешнем «уделе» или в том месте, где он находится сейчас, чтобы перейти в следующее. Апостол, который сидит на месте, это абсурд! Павел писал:
А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
(2 Коринфянам 10:13–16; жирный шрифт мой — Д.П.)
Обратите внимание, что здесь слово «удел» встречается трижды, а слово «далее» — один раз. Это идеально передает отношение апостола! Прежде всего, он чувствует, где его удел, т.е. географические и духовные границы его власти. Если человек, обладающий значительной властью во всем Теле Христовом, не имеет (и не знает) своих границ, то это очень опасно. Но когда апостол будет действовать в четко определенных географических пределах, Бог позволит ему приносить замечательные плоды, как это было в случае с Павлом. Лжеапостол «захватывает» новые территории, чтобы там властвовать и распространять свое влияние. А истинный апостол верно и преданно исполняет Божьи задания в своем уделе. Затем Бог переводит его в новый удел, используя при этом церкви, которые он основал в уделе нынешнем.
При таком подходе осуществляется полный контроль над качеством служения. Только успешный апостол имеет право начать действовать в новом регионе. Но сегодня случается так, что ложный апостол или служитель, сеявший смуту в своей местности, просто переезжает в другое место, чтобы принести беды и туда. Подобных неприятностей могло бы не быть, если бы служитель мог ехать в другое место только при условии, что его отпустит его нынешняя церковь, в которой самой все в порядке.
Способность выполнять все особенные апостольские задания
Если для других я не Апостол, то для вас (церкви в Коринфе) Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
(1 Коринфянам 9:2)
Верующие в Коринфе были печатью или подтверждением апостольского служения Павла, потому что они служили доказательством того, что он может делать то, что положено апостолу. Павел смог приехать в Коринф, где до него еще не было проповедано Евангелие, привести людей ко спасению, крестить их в воде и в Духе Святом, привести их к применению даров Духа Святого и утвердить их в поместной церкви, в которой у них есть местные пресвитеры. Другими словами, Павел сумел выполнить всю работу — от «а» до «я». Благодаря этой способности он был отделен или утвержден в апостольском служении. Если бы Павел был только евангелистом, то он смог бы только привести коринфян к Господу, но для завершения работы понадобились бы другие служители. Будь он лишь учителем, он, возможно, не смог бы привести их ко спасению. Доказательством апостольства служит способность выполнять все эти задания.
Задачу апостола можно определить так: он — «мудрый строитель», который устанавливает и поддерживает церковный порядок.
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание.
(1 Коринфянам 3:10)
Апостол является, так сказать, главным подрядчиком, который разбирается во всех этапах строительства — от фундамента до крыши. Не забывайте, что до Павла в Коринфе еще никто не проповедовал Евангелие. Там не было верующих. Сначала Павел там благовествовал, а затем помог построить полноценную, самостоятельно действующую поместную церковь. Это было сверхъестественное задание! Я уже несколько десятилетий работаю с верующими на разных континентах и могу подтвердить, что действующую церковь на новом месте способен организовать только апостол.