Печать апостольства является внешним опознавательным знаком, который можно заметить при внимательном рассмотрении. Если бы сегодня мы проверяли наличие такой печати у людей, называющих себя апостолами, то было бы гораздо меньше тех, кто носит такой титул, поскольку мы бы не принимали их власть. Чтобы проверить плод служения апостолов, нам следует посетить церковь или церкви, которые они основали. Павел мог предложить сомневающимся в его власти зайти в его церковь, а не на его веб-сайт! Апостолы стремятся иметь плод, который будет пребывать. Пусть церкви, которые они могут показать, небольшие, но зато построены «мудрым строителем».
Организация церквей, отражающих сердце апостола
Апостол страстно влюблен в поместную церковь. В конечном счете, он больше всего желает, чтобы поместные церкви утверждались и исполняли свое призвание. Я выделил несколько признаков церквей, основанных истинным апостолом:
* Они нацелены на миссионерство.
* В них большое внимание уделяется молитве.
* Они привлекают людей разных национальностей.
* Они стремятся помогать бедным.
Другими словами, в них отражается сердце их апостола-основателя, мечтающего распространить Царство Божье во все уголки своего города и мира вообще.
Если апостол действует самостоятельно, то это противоречит Библии. Подобных примеров нет в Новом Завете. Истинный апостол не боится командного служения (в последнее время эта фраза стала очень популярна). Будет правильно, если люди, обладающие значительной властью, начнут развивать отношения с другими людьми. Из пяти основных служений, перечисленных в Ефесянам 4:11, три всегда упоминаются во множественном числе: апостолы, пророки и пастыри. Их никогда не бывает по одному: апостол, пророк и пастырь (или пастор). Лишь два служителя могут действовать самостоятельно: евангелист и учитель. В чем же различие между этими двумя группами? Апостол, пророк и пастор заботятся о порядке в церкви, и это настолько важное задание, что Бог не может поручить его одному человеку. Именно это совместительство является одним из основных факторов апостольского служения.
Я не могу не сравнить евангелиста и апостола. Вспомните историю Филиппа в 8-й главе Книги Деяния. Один этот человек отправился в Самарию, в один из довольно значительных городов того времени. Он действовал самостоятельно, без какого-то комитета. Его не встречали с оркестром, его не приветствовал мэр города или начальник полиции, — ничего подобного не было! Он просто пришел в Самарию и перевернул этот город вверх дном. Однако этот первый евангелист не окончил строительство церкви. Он привел людей лишь к двум переживаниям: спасению и водному крещению. Он даже не привел их к крещению Духом Святым. Продолжение этой истории описано в 14-м стихе:
Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна.
(Деяния 8:14)
Там был лишь один евангелист, но два апостола. Евангелист является Божьим «парашютистом», он десантируется на территорию врага и наносит ему огромный ущерб, тогда как тот даже не подозревает о его присутствии. Апостол же обычно сочетает в себе все пять основных служений. Он может заложить фундамент, как евангелист, но также и завершить строительство всего здания. А поскольку он занимается вопросами, связанными с порядком, то выполняет свою работу в команде.
Апостол не является таковым, если он не был послан. Чтобы быть посланным, должен быть кто-то, кто вас пошлет. Как мы уже увидели, поместная церковь ответственна за апостолов, которых она посылает. Она отвечает за их нравственность, мораль и учение. Если апостол собьется с правильного пути, поместная церковь обязана перестать поддерживать его апостольское служение.
Если апостол будет оставаться в пределах предоставленной ему географической и духовной сферы, то он сможет сделать очень много хорошего. Если же он «прыгнет выше головы» там, где Бог не наделил его Своей благодатью, то последует катастрофа. В истинном апостоле сочетаются с одной стороны острое чувство правомерности, уважения к другим и страх Господень, а с другой стороны — смелость и уверенность в себе как апостоле. Пожалуйста, не забывайте, что есть истинные апостолы и ложные. Мы должны их испытывать. Многие из нас даже не представляют себе, что служитель может лгать, но такое происходит. Преувеличение своих заслуг, нечистоплотность в финансовых вопросах, сексуальные грехи и доктринальные заблуждения — все это частые пороки в мобильных служениях.
Кроме того, апостол доказывает свое апостольство чудесными явлениями: знамениями, чудесами и силами. Апостол — это больше чем успешный пастор или евангелист. Это очень важно понимать, ведь иногда термин «апостол» применяется именно к таким людям. Слава Богу, если служение того или иного пастора оказывается успешным, но это само по себе еще не делает этого человека апостолом. В служении апостола должны присутствовать сверхъестественные явления:
Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
(2 Коринфянам 12:12)
Думаю, из этого стиха становится совершенно ясно, что апостол без чудесных проявлений является неполноценным. Возможно, он только становится апостолом или готовится им стать, но он не является новозаветным апостолом.
В 1964 году я служил на одном собрании вместе с братом, которого знают многие христиане, Кеннетом Хейгином. Он сообщил одно пророчество, которое мне запомнилось. Предсказывая то, что Бог собирается сделать в церкви, он сказал примерно следующее: «Бог восставит в полный рост апостола и в полный рост пророка». Это утверждение было основано на стихе: «Доколе все придем… в меру полного возраста Христова». Некоторое время назад Бог очень ясно сказал мне, что вскоре Он проявит в Теле Христовом апостолов и пророков так, что не будет необходимости их выявлять, поскольку их служение и их плоды будут служить прямым доказательством того, кто они есть.
Я замечаю, что у некоторых людей есть несколько отрицательное отношение ко всему сверхъестественному. Если какой-то человек увидит видение, то его считают «ненормальным». Что ж, в таком случае ненормальными были Павел и Петр. Кроме того, я слышу, как некоторые говорят: «Пусть в служении этого человека происходят сверхъестественные события, но его характер оставляет желать лучшего». На основании этого они принимают крайне нелогичное решение, что не хотят иметь со сверхъестественным служением ничего общего. Да, верно, бывает так, что один верующий творит чудеса, а другой проявляет богоугодный характер, но почему не может быть и того, и другого: чтобы чудеса творил человек с хорошим характером?
Подумайте о тех героях Нового Завета, чьим характером мы восхищаемся: Иисус, Петр, Иоанн, Стефан, Филипп и Павел. У Иисуса и остальных этих людей было потрясающее сверхъестественное служение. Несомненно, новозаветные герои с хорошим характером также творили и чудеса.
У сверхъестественных явлений есть две основные цели, подкрепляющие апостольское служение от Бога:
1. Покорность вере
Говоря об Иисусе Христе, Павел сказал:
…через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы.
(Римлянам 1:5)
Бог дал им апостольское служение, чтобы «покорять вере» людей. Но как это должно осуществиться?
Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия.
(Римлянам 15:18–19)
У сверхъестественных явлений есть очень важная практическая цель: приводить людей к вере во Христа, когда они увидят проявление Его силы. Я очень хорошо усвоил эту истину, когда в восточной Африке служил молодым студентам в колледже, где я был директором. В основном эти студенты были очень открыты и желали учиться. Там я очень много проповедовал и учил. Я забивал их головы различными местами Писания, и они отвечали: «Да, сэр. Да, сэр», но результаты этого обучения были удручающими. Чего-то не хватало. Наконец, я сказал Господу: «Я перестану пытаться сделать их такими, какими хочу, и начну о них молиться». Примерно через полгода к нам пришел какой-то довольно безграмотный молодой африканец. У него была гитара, на которой он очень плохо умел играть. Он сказал: «Я хочу проповедовать вашим студентам».
Если мои студенты чем-то и гордились, так это своим образованием. Я подумал: «Что может сказать этим студентам человек, который окончил лишь пять классов школы?» Но моя жена Лидия сказала с присущей ей мудростью: «Давай с ним помолимся и посмотрим, что он собой представляет». Молясь с ним, мы почувствовали, будто находимся у врат небесных, и поэтому решили: «Если он так молится, то мы разрешим ему проповедовать».
Сошла сила Божья, начались чудеса, и через несколько недель всех тех студентов было не узнать. Понимаете, есть огромное различие между душой и духом. Я пытался достучаться до душ студентов учением, консультациями и дисциплиной. Все это очень хорошо, но этого недостаточно. Чудеса же проникают в дух, потому что их творит сверхъестественная сила Духа Святого. Можно очень долго рассуждать с людьми, но этого будет недостаточно. Должно произойти нечто абсолютно сверхъестественное.
Эта истина стала особенно важной для меня, потому что в прошлом я очень много занимался рассуждениями. Прежде чем стать христианином, я уже разбирался в очень сложных книгах. Я читал на разных языках: английском, древнегреческом, на латыни и даже на русском, но не мог понять Евангелия! Меня это очень расстраивало. Я не понимал его, пока со мной не произошло одно чудесное событие. После этого я уже не мог не понимать Евангелие. Итак, я хочу подчеркнуть, что сверхъестественные события не являются чем-то излишним.