(Амос 3:7)
Слово, переведенное как «тайна», можно также перевести как «замысел» или «совет». В этом и заключается сущность пророческого служения. Пророк — это человек, понимающий скрытый замысел Божий.
В тот или иной период Бог преследует ту или иную цель, и чтобы принять Божьи благословения, вы должны способствовать достижению Его цели для данного времени. Пророк раскрывает конкретную цель и замысел Бога для определенной ситуации или поколения. За всю историю Бог ничего не сделал, не сообщив о Своем тайном замысле и цели Своим рабам, пророкам.
Прежде чем изучить служение пророка в Новом Завете, давайте рассмотрим образ пророческого служения в Ветхом Завете. Илия, один из великих ветхозаветных пророков, буквально ворвался в историю Израиля. В Библии ничего не сказано о его происхождении; он появился внезапно и сразу же громко о себе заявил:
И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву (израильскому царю, который пустился в идолопоклонство и грех, увлеченный своей женой Иезавелью): жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.
(3 Царств 17:1)
Меня всегда поражала смелость Илии. По сути, он сказал: «Ахав, с этих пор я контролирую выпадение дождя и росы. Мне решать, придут они или нет». Основная мысль Илии содержится в словах, которыми этот пророк представился Ахаву. Он сказал: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою…» Главная фраза: «пред Которым я стою». Пророк — это тот, кто стоит перед Богом.
Другая фраза, которой, как мы уже увидели, в Библии часто описывается деятельность пророка, это «стоять в совете Господа». Пророк стоит перед Богом, обратив на Него все внимание, и ожидает услышать Божье послание, чтобы затем сообщить его другим. Это основное требование к истинному библейскому пророку: принять послание в Божьем присутствии и с полной властью передать его другим. Это послание не его, а Бога, и ответственность за то, какие оно будет иметь последствия и влияние, лежит не на этом пророке, а на Боге.
В Писании сказано, что в течение трех с половиной лет на землю не выпало ни капли дождя (3 Цар. 18:1; Лк. 4:25; Иак. 5:17). Илия подтвердил свои слова о том, что он будет контролировать выпадение дождя и росы! Спустя столько времени Илия получил от Господа новое указание:
По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю.
(3 Царств 18:1)
Меня всегда потрясали эти слова, ведь они указывают на то, что пророк неотделим от своего послания. Это не просто послание, а человек с посланием. Бог сказал: «Покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю». Это очень важный момент. Помню, однажды я услышал такую фразу: «Бог использует людей, а не методы». Божьи методы окажутся бесполезными, если у Него не будет людей, способных их применять! Я не могу представить никого другого на месте Илии, потому что он полностью соответствовал Своему Богу. Своей смелостью, нежеланием идти на компромиссы и отказом проявлять хоть какое-нибудь уважение к грешному царю Он напоминал Самого Бога. Он отказался поклониться Ахаву. Он получил послание от Бога и был твердо намерен сообщить его всем. Вот это истинный дух библейского пророка.
В то же время большинство проповедников думают о том, какая будет реакция людей на их слова: «Что подумают люди? Как они на это отреагируют? Не обижу ли я их?» Библейским пророкам было абсолютно все равно, как люди отреагируют на их послание, потому что их прежде всего волновало то, чтобы сообщить им чистое послание от Бога, ничего не прибавляя и не убавляя. Они никого не боялись и были готовы идти на конфронтацию.
Истинные и ложные пророки
Как в Ветхом, так и в Новом Заветах описаны многие лжепророки. В частности, одной из интересных и важных тем книги пророка Иеремии было разоблачение лжепророков его времени. Ложных пророков тогда было гораздо больше, чем истинных, как это было и во времена Ахава. Давайте рассмотрим отрывок в 23-й главе Иеремии, в котором противопоставляются истинный и ложный пророки. По мере того как мы будем его читать, вы заметите повторяющуюся фразу «стоять в совете Господа», которая соответствует фразе Илии «стоять перед Господом».
Посему так говорит Господь Саваоф о (ложных) пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю.
(Иеремия 23:15)
Здесь описано влияние пророческого служения. Если оно чисто, то оно приносит чистоту, очищение и исцеление. А если оно нечисто, то оно распространяет нечестие по всей земле. Сегодня в Соединенных Штатах за нечестием стоят ложные пророки, которые неверно истолковывают Бога и Его стандарты. Сейчас загрязнена вся страна, и согласно Писанию источником этого загрязнения являются лжепророки.
Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда».
(Иеремия 23:16–17)
Несомненно, сегодня можно часто услышать такие «пророчества», авторы которых идут на компромисс со злом, предполагая, что Бог будет терпеть грех и мириться с ним. Это ложное пророчество. Обратите внимание, что говорит Бог:
Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал? Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых. Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие (или последние) дни вы ясно уразумеете это.
(Иеремия 23:18–20)
Эти слова относятся к нашему времени — к последним дням. Затем Бог возвращается к теме ложных пророков:
Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их.
(Иеремия 23:21–22)
Недостаточно иметь добрые намерения. Более того, очень опасно говорить, имея добрые намерения, но не имея слова от Бога.
Опять-таки, заметьте, что признаком истинного пророка является то, что он стоит в совете Господа. Если бы эти пророки стояли в совете Божьем, слышали Его слова и объявили их Его народу, то произошло бы покаяние и возвращение к Богу. Таким образом, пророки в какой-то степени были ответственны за состояние всего народа.
Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось».
(Иеремия 23:23–25)
В этих стихах говорится о людях со сверхъестественными откровениями, снами и видениями, рассказы о которых возбуждают любопытство слушателей, но не содержат послания об истине и покаянии. Я встречал многих подобных людей. Они увлекают и очаровывают слушателей, однако их слова не приносят соответствующих Писанию плодов.
Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал». Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.
(Иеремия 23:26–32)
От пророка требуется, чтобы он верно говорил Слово Божье. «Мякина», которая здесь упоминается, означает ложного пророка, а «чистое зерно» — пророка истинного.
В этом и других подобных отрывках мы видим, что на пророках, живущих в том или ином народе, лежит гораздо большая ответственность за состояние этого народа, чем многие из нас думают. Истинный пророк, стоящий в совете Господа и доносящий до людей Его слово, приведет их к Богу. Там, где такого пророка нет, народ обманывается и заблуждается, слушая ложных пророков.
Все, что делает Бог, будет открыто тем, кто стоит в Его совете и узнает Его тайны. Истинный пророк — это тот, кто знает скрытые побуждения и цели Божьей деятельности. Для этого требуется очень тесные, близкие взаимоотношения с Господом.
«Переваривание» Божьего послания
На основании собственного опыта Иеремия говорил о том, что значит быть оратором Божьим.
О, Господи! Ты знаешь все; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание (немногим истинным пророкам удается избежать поругание и гонение). Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф.
(Иеремия 15:15–16)
Обратите внимание, что пророк «переваривает» Божье послание. Нечто подобное Бог повелел сделать Иезекиилю, дав ему свиток, на котором было написано «плач, и стон, и горе», и сказав: «Съешь этот свиток» (Иез. 3:1). Съев его, Иезекииль смог сообщить народу послание от Бога (см. Иез. 2–3).
Опять-таки, послание от Бога и человек, сообщающий его, стали едины. Слово, которое должен донести до людей пророк, должно проникнуть глубоко в его дух и стать его неотъемлемой частью, прежде чем он сможет его сообщить. Это относится почти ко всем ветхозаветным пророкам. Им приходилось так или иначе переваривать или усваивать послание, которое они должны были сообщить. Происходит уникальное единение с Господом и Его Словом.