(Деяния 21:10–11)
Опять-таки, Агаву было известно больше, чем обычно знает проповедник или учитель. У него было конкретное откровение о том, что с Павлом произойдет в Иерусалиме, а также конкретное поручение от Духа Святого: сказать Павлу о том, что его там ожидает. Агав сообщил свое послание очень ярким способом: он связал себе руки и ноги поясом Павла. Бог часто требовал от пророков больше, чем просто сообщить какое-то послание. Они должны были подкрепить свои слова тем или иным символом или иллюстрацией.
Служение пророка и духовный дар пророчества
Здесь необходимо различать между служением пророка и духовным даром пророчества. Позвольте вам это объяснить, сопоставив два утверждения из Нового Завета. В Ефесянам 4:11 сказано: «И Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Думаю, здесь ясно сказано, что не все получают служение пророка. Эта же мысль подтверждается в следующем стихе:
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… Все ли Апостолы? Все ли пророки?
(1 Коринфянам 12:28–29)
Очевидно, что ответ на оба эти вопроса «нет». Другими словами, не все имеют служение апостола или пророка. В то же время, дар пророчества могут иметь все верующие:
Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
(1 Коринфянам 14:31)
Пророческое служение означает гораздо больше, чем применение духовного дара. Под ним подразумевается особый человек и особый образ жизни. Как я уже говорил, пророк — это то же, что его послание. Духовный дар применяется лишь короткое время ради недолговечного духовного проявления. Поэтому в Новом Завете дар пророчества доступен всем верующим, которые стремятся его получить, тогда как служение пророка дано не всем.
Еще один важный аспект пророчества и служения пророка в Новом Завете заключается в том, что обычно оно предназначено для верующих. В Ветхом Завете Бог часто посылал пророков к неверующим людям. Например, многие из посланий пророка Иеремии были адресованы языческим народам, жившим вокруг Израиля, которые не признавали Бога Израилева или не принимали Иеремию как пророка. Однако в Новом Завете мы читаем:
Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
(1 Коринфянам 14:22)
В первой части этого стиха Павел говорит о применении языков не как о средстве самоназидания, а как о сверхъестественном знамении, предназначенном для неверующих. Именно это произошло в день Пятидесятницы. Люди, на которых сошел Дух Святой, говорили на непонятных им языках, но неверующие узнали эти языки, и это стало для них знамением! Это не было обычным использованием языков; это было знамение, чтобы привлечь неверующих. Когда под действием Духа Святого верующий говорит на языке, который он сам не понимает, но его понимает находящийся рядом неверующий, то последний испытывает сильнейшее обличение в своих грехах. Однако во второй части стиха 1 Коринфянам 14:22 мы видим, что пророчество предназначено для верующих, что несколько отличает его от ветхозаветных пророчеств.
Суждения о пророках
Продолжая читать 14-ю главу 1-го Коринфянам, мы сталкиваемся с еще одной важной особенностью пророчеств и пророческого служения в Новом Завете:
И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
(1 Коринфянам 14:29)
Слова, переведенные здесь как «пророки» и «прочие», в древнегреческом оригинале имеют форму множественного числа. Не должно быть так, чтобы один человек встал и заявил: «Я — пророк. Слушайте все меня». Так не поступали первые верующие. В новозаветной церкви была группа людей, которые были признанными пророками. Когда один из них пророчествовал или сообщал откровение, другие были обязаны «рассуждать» или выносить духовные суждения об этом пророчестве. Таким образом никто, будь то человек, несущий служение пророка, или имеющий дар пророчества, не мог стать диктатором. Сегодня же мы видим, как в некоторых церквях есть один «поставленный» пророк (именно один), и все делают то, что он им говорит. Бывает так, что он даже назначает апостолов и решает, кому на ком жениться. Я лично видел такие злоупотребления.
В новозаветной церкви не должно быть так, чтобы один человек все делал сам. Никто не имеет права считаться единственным Божьим оратором. Пророки должны служить в группе; как мы убедились, обычно о них говорится во множественном числе. Когда один из них собственно служит, другие должны выносить суждения о его служении. Верующие, будучи членами одного тела, действуют вместе и проверяют друг друга.
За многие годы я убедился в том, каким мощным орудием является пророчество. Его можно сравнить с мощным автомобилем; прежде чем на нем куда-то поехать, следует проверить, в каком состоянии тормоза, рулевой механизм и средства безопасности. Если они не в порядке, тогда лучше никуда не ехать! Я всегда говорю, что если вы поощряете людей пророчествовать, то согласно Библии, вы обязаны позаботиться о том, чтобы были созданы условия для вынесения суждений об этом пророчестве. Если существует пророческое служение, которое не подвергается духовному суждению, то это совершенно не соответствует Писанию. Если о том или ином пророчестве или пророческом служении никто не судит, то я его вообще не признаю. Я не хочу идти на такой огромный риск. Однако мне вспоминаются многочисленные случаи, когда верующие оказывались в таких условиях, что, если они ставили под вопрос или не соглашались с тем или иным служителем, их заставляли чувствовать себя так, будто они сомневаются в Самом Боге.
Много лет назад я общался в Иерусалиме с замечательными супругами-пятидесятниками, которые приехали туда из Соединенных Штатов и выполняли для Бога хорошую работу. Затем там объявилась одна шведка, которая называла себя пророчицей. Она стала пророчествовать двум этим супругам, что они больше не будут жить вместе как муж и жена. Они были настолько потрясены и сбиты с толку, что оба оказались в психиатрической клинике. Это произошло потому, что они поддались духу подчинения, действовавшему в той женщине. Им казалось, что если они ослушаются в том, что она представила как волю Божью, то они будут противиться Самому Богу.
Поэтому, видя людей, несущих пророческое служение или имеющих дар пророчества, помните о том, что их служение и пророчества подлежат суждению. Мы должны научится выносить такие суждения. Павел сказал:
Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь.
(1 Фессалоникийцам 5:19–21)
Здесь мы видим две опасные крайности. Одна из них — угашать Дух Святой, говоря: «Нам не нужны никакие пророчества. Нам не нужны никакие дары. Нам не нужны никакие сверхъестественные проявления». А другая крайность — принимать, не проверяя, все, что вам предлагают. Когда мы были в Африке, я говорил местным жителям: «Миссионеры принесли вам не только хорошее. Что-то из этого хорошо, а что-то — плохо. Кое-что из того, что вы сами имеете, лучше того, что вам принесли миссионеры». Они смотрели на меня с некоторым удивлением, ведь я и сам был миссионером. И тогда я говорил: «Вы же знаете, как нужно есть рыбу: глотайте плоть и выплевывайте кости. Так же поступайте и с тем, что вам приносят миссионеры. Ешьте мясо, а кости — выбрасывайте. Не нужно давиться, пытаясь проглотить какую-то кость, лишь потому, что вам ее дал миссионер».
То же самое относится и к современной церкви. Слыша пророчество или откровение, я рассуждаю, что это: мясо или кость. Если мясо, то я его глотаю и чувствую подкрепление; если же это кость, то я не стану давиться, стараясь ее проглотить. Я ее выплевываю. Именно так нам велит поступать Слово Божье.
Связь пророческого служения с церковью в целом
В завершение этой главы давайте изучим связь пророческого служения с церковью в целом. Будучи членом Тела, пророк действует совместно с другими членами, и его должно контролировать и исправлять все Тело. Он не является каким-то диктатором или деспотом, и он не находится вне структуры поместной церкви. Давайте рассмотрим замечательное описание истинного пророческого служения. Пророк Захария сказал:
И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?
(Захария 4:1–4)
Заметьте, Захарии очень хотелось узнать значение маслин. Ответ на свой вопрос он получил не сразу. Сначала ангел дал ему дальнейшие повеления, суть которых раскрывается в 6-м стихе: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф». Этот стих знаком многим, и именно он является главным в откровении, содержащемся в 4-й главе Захарии: Бог выполнит Свои задачи в этом мире не чьими-то физическими силами, а огромной силой Своего Духа Святого.
Затем Захария увидел красивый светильник с семью лампадами и чашечкой наверху. Я считаю, что во всем Писании светильник символизирует церковь, а елей, которым заправляется светильник, всегда символизирует Духа Святого. В своем видении Захария также увидел две маслины, расположенные по обеим сторонам этого светильника. От маслин елей лился к светильнику по специальному каналу. Благодаря этому поступавший елей всегда был чистым и свежим, а, следовательно, чистым и свежим был и горящий огонь. Захария повторил свой вопрос о маслинах:
Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой.