(Захария 4:11–13)
Мне кажется, в ответе ангела есть некая ирония, потому что одной из масличных ветвей был сам Захария! Можно сказать, что ангел подшучивал над ним, говоря: «Разве ты не знаешь, что это такое?»
И сказал он (ангел): это два помазанные елеем (дословно: «два сына елея»), предстоящие Господу всей земли.
(Захария 4:14)
Эти масличные ветви или деревья символизируют людей, которые стоят перед Господом для конкретной цели: принять елей и доставить его к светильнику, т.е. церкви. Это и есть образ пророческого служения.
Об этих двух маслинах снова упоминается в Откровении:
(Ангел сказал:) И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
(Откровение 11:3–4)
Затем в 10-м стихе мы читаем: «Два пророка сии мучили живущих на земле». Итак, маслины — это пророки, которые пророчествовали. Конечно, в 11-й главе Откровения говорится о двух конкретных людях, которые придут в будущем. Но для нас сегодня это является символом отношений между пророческим служением и церковью. Пророки подобны маслинам, стоящим по обе стороны светильника (церкви), и из этих маслин в светильник льется чистый и свежий елей. Таким образом, благодаря поступающему елею светильник выполняет свою функцию: дает чистый, яркий свет. Разумеется, если перекрыть источник елея, свет светильника погаснет.
Если церковь Иисуса Христа хочет нести свет этому миру, в нее должен постоянно поступать свежий елей! Елей поступает из маслин, и это символизирует пророческое служение. Здесь мы видим очень яркий образ взаимоотношений между пророческим служением и церковью. Церкви необходимо иметь связь с пророческим служением постоянно, а не только в случаях крайней необходимости. Тело Христово не может функционировать без свежего елея — чистого вдохновения и откровения Духа Святого, которые поступают благодаря пророческому служению.
Эта истина согласуется со стихом Притчи 29:18, который мне очень нравится: «Без откровения (или видения) свыше народ необуздан». В других переводах вместо слова «необуздан» сказано «гибнет» или «остается нагим». Ясно одно: без видения народ Божий оказывается в плохом положении. Без видения люди не могут жить и действовать, как этого хочет Бог.
Слово «видение» означает «прямое, свежее откровение». Это значит не читать или изучать Писание, а получить свежее слово непосредственно от Бога. В Библии сказано, что когда в бытность Илии первосвященником Самуил вступил в пророческое служение, «слово Господне было редко в те дни, видения были не часты». (1 Цар. 3:1). У израильтян были Писания, но им не хватало свежего пророческого просвещения и видения, которые им так были нужны. У них был полный религиозный набор: скиния, ковчег, священники, жертвы и закон Моисеев. Однако они были духовно мертвыми, холодными людьми, отступившими от Бога, потому что религия еще никому не приносила духовного возрождения. Только благодаря свежему елею церковь может постоянно гореть ярким пламенем. Этот свежий елей поступает от пророческого откровения, предназначенного для данной ситуации и нынешнего поколения. Нельзя жить на откровении из прошлого. То, что говорил Лютер, имело значение для времени Лютера, а то, что говорил Уэсли, было важно для времени Уэсли. Но сегодня мы не можем жить на словах Лютера, Уэсли или какого-то другого человека из прошлого. У нас должен быть наш собственный свежий елей, который своевременно и непрерывно поступает в церковь.
Правильное преподавание в церкви доктрин не заменит откровения, полученного непосредственно от Бога. У Бога есть для нас не только общее учение, которое Он предоставил нам в Писании, но также и конкретные вещи, которые Он хочет сообщить нам в конкретное время. Как мы видели, было необходимо, чтобы Ниневия узнала о том, что до суда над ней остается лишь сорок дней. Израильтянам было необходимо узнать, что скоро грядет Мессия. Павлу было необходимо узнать о том, что его ожидало в Иерусалиме. Эти слова никак нельзя было сообщить общеизвестными откровениями из Писания. Для этого требовалось конкретное откровение, пришедшее в определенное время как результат пророческого служения.
Мы живем в период серьезных кризисов, волнений и опасностей, когда все происходит с неимоверной быстротой. Ни в каком человеческом разуме не может сформироваться точного представления о том, что будет происходить через пять лет в социальном, финансовом, экономическом или военном плане. Если когда-либо народ Божий и нуждался в свежем елее откровения, пришедшего непосредственно от Бога, то это время именно сейчас! Мы не имеем права отказаться от пророческого служения, заявив: «Все это было в прошлом. Это было нужно в Ветхом Завете и во времена апостолов, но только не сегодня». Напротив, сегодня это нужно, наверное, еще больше, чем в какой-либо другой период церкви! Нам нужны сведения, которые поступают не только благодаря преподаванию доктрин или другими естественными источниками передачи информации, и Бог готов сообщить их нам через откровения.
Иисус так сказал о последнем времени: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого» (Лк. 17:26). Вспомните, как во времена Ноя процветало зло. Земля была полна насилия. Все мысли и желания людей постоянно были обращены только на зло. Все развратились. Все это мы видим и в современном обществе. Но во времена Ноя происходило и нечто иное:
Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего.
(Евреям 11:7)
Ною было нужно Божье откровение и предупреждение о том, что должно было произойти на земле, а также четкие указания о том, какие шаги ему предпринять, чтобы спастись вместе со своей семьей. Мы, как и Ной, можем принимать конкретное направление и защиту от Бога в эти последние дни, благодаря пророческому служению. В завершение этого века церковь должна воссиять, тогда как землю покрывает тьма, и мрак окутывает людей (см. Ис. 60:2). Бог говорит церкви: «Восстань, светись, ибо пришел свет твой» (Ис. 60:1). Я считаю, что, говоря так, Бог имеет в виду в том числе и полное восстановление пророческого служения, которое, как маслины, направляет елей к светильнику. Лично я с ожиданием молюсь об этом восстановлении!
19 глава
Мобильное служение: евангелисты
Слово «евангелист» или «благовестник» широко распространено в современном христианстве, однако оно очень редко встречается в Новом Завете. Оно образовано от слова, означающего «благая весть». Таким образом, евангелист — это буквально «тот, кто сообщает благую весть».
Думая о Евангелии как о благой вести, я всегда вспоминаю одну мою подругу, муж которой был дьяконом церкви в Чикаго. Эта женщина заболела неизлечимой болезнью почек, и однажды пришла в книжный магазин, расположенный в их церкви, чтобы купить какую-нибудь книгу об исцелении. Внимательно их изучив, она насчитала четырнадцать книг о том, как нужно страдать, и ни одной — о том, как принять исцеление! Я не могу назвать такие книги евангельскими, ведь Евангелие — это благая весть. В конце концов, она обратилась к священнику епископальной церкви, который был крещен в Духе Святом. Тогда же она приняла крещение Духом Святым, священник помазал ее елеем, и она чудесным образом исцелилась. Затем, когда она пришла на прием к своему врачу, который был евреем и атеистом, тот был вынужден признать, что произошло чудо. Вот это благая весть; вот это Евангелие!
Евангелист — это тот, кто сообщает благую весть. Если кто-то не сообщает вам благую весть, то не позволяйте ему вас обманывать и не верьте, будто он рассказывает вам Евангелие. Евангелие — это благая весть о том, что Бог вас любит и желает вас простить, благословить, исцелить, дать вам процветание и сделать так, чтобы вы жили в победе, радости и душевном спокойствии. Если это не благая весть, тогда я не знаю, что еще! Многое из того, что в церквях предлагается людям как Евангелие, на самом деле мало или вообще не связано с тем, что Евангелием названо в Новом Завете.
Существительное «евангелист»
В Новом Завете существительное «евангелист» впервые упоминается в Ефесянам 4:11. Мы уже рассматривали этот стих, в нем перечисляются служители:
И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
Затем мы читаем следующие слова о Филиппе:
(Мы), войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
(Деяния 21:8)
Филипп был назван «благовестником», это то же слово, что и «евангелист». В этом стихе сказано, что он был одним из семи дьяконов. Это были те самые дьяконы, назначение которых описано в 6-й главе Книги Деяния. Следовательно, в определенный момент Филипп стал называться и дьяконом, и евангелистом. В следующей главе мы рассмотрим связь между евангелистом и дьяконом.
Теперь давайте посмотрим на третий случай употребления слова «евангелист» или «благовестник». Это в 4-й главе 2-го послания к Тимофею. Павел писал письмо Тимофею, который в другом месте назван апостолом. Некоторые люди считают, что Тимофей служил пастором, но на самом деле он не был пастором, как, впрочем и евангелистом. Как мы видели ранее, служение апостола может включать в себя и все другие служения. Помня об этом, мы читаем:
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
(2 Тимофею 4:5)
Тимофей не был конкретно евангелистом, однако Павел ему сказал, что он сможет полностью исполнить свое апостольское служение и порученное ему в то время задание, только если кроме всего прочего будет совершать дело евангелиста, — того, кто провозглашает благую весть.