Я был знаком с одним молодым пастором из Дании, который столкнулся с проблемой разведенных людей, желающих повторно вступить в брак. Однажды он отказался обвенчать одну пару, но согласился обвенчать другую, за что затем его критиковали. Он не был уверен, поступил ли он правильно, поэтому решил молиться и взывать к Господу, чтобы получить от Него разъяснения. Он молился так: «Господь, почему в Новом Завете Ты не изложил четко правила для вступления в брак, развода и повторного вступления в брак?» Господь ему ответил: «Если бы Я дал тебе какой-то свод правил, ты бы применял их законнически, связывая тем самым людей по рукам и ногам, и ты бы не проявлял к ним милости». Тогда этот пастор сказал: «Господь, если бы Ты показал мне, что бы Ты сделал в этой ситуации, тогда бы я так и поступил». Господь ответил: «Наоборот, если бы ты решил, как ты будешь поступать, то Я бы это сделал».
Именно об этом говорится в 18-й главе Матфея. Все, что вы свяжете, Я свяжу; все, что вы развяжете, Я развяжу; если вы о чем-то согласитесь, то Я это исполню. Всю ответственность Бог возложил на нас, на собрание. Он говорит: «Издавайте указы, а Я буду вводить их в действие. Принимайте решения, а Я прослежу за тем, чтобы они были выполнены».
Еще один важный момент относительно собрания состоит в том, что оно приносит плоды, только когда мы признаем дары друг друга.
Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
(1 Петра 4:10–11)
Каким Бог вас сотворил? Какое ваше служение, ваша функция? У каждого человека есть свой дар (на древнегреческом charisma). Мы должны выяснить, в чем состоит наш дар, и служить друг другу с его помощью, будь то говорение, служение, учение или что-то еще.
По-моему мнению, быть лидером — это тоже дар. Дар лидерства всегда хорошо заметен в людях. Бог дает человеку способность вести за собой других людей по какой-то определенной причине. Или же, возможно, ваша харизма — это то или иное служение. Сегодня в жизни христиан крайне не хватает служения друг другу.
Мы должны быть гораздо более внимательны к харизме наших братьев и сестер в церкви. Нам следует признавать их служения, функции и позиции в собрании.
Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих (или «исправляющих») вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их.
(1 Фессалоникийцам 5:12–13)
Духовная власть может осуществляться только при добровольном ее признании. Ее невозможно навязать силой; ей нужно подчиняться. Без подчинения не может быть духовной власти.
Работа людей, обладающих духовной властью, состоит в том, чтобы увещевать верующих, вразумлять, исправлять их, указывать им на то, что они делают неправильно. Для этого необходимо быть для них настоящим другом. Когда вам говорят: «Я принимаю твою власть», это налагает на вас огромную ответственность. Я чувствую себя ответственным за людей, которые считают меня своим лидером.
Я хочу бросить вам вызов: станьте более преданными церкви. Никто не ведет себя небрежно и недисциплинированно в официальной обстановке, например, в зале суда, однако именно так поступают многие христиане в церковном собрании, которое, по сути, является судом наивысшей инстанции по сравнению с любым земным собранием. Посещайте церковь регулярно, приходите в нее вовремя, одевайтесь должным образом, несите то или иное служение и цените то, что вы состоите в очень важной организации. Полностью выкладывайтесь в своем отношении и служении в собрании.
Характерная особенность собрания и Божье требование к нему
В случае с каждым из семи образов церкви я буду рассматривать его с двух сторон. Я буду указывать его характерную особенность и то, что Бог требует от нас как от Своего народа.
Характерной особенностью собрания является правящая власть. Свое собрание Бог наделил значительной правящей властью. Для того чтобы применять эту Богом данную власть, от нас требуется уважать установленный Богом порядок. Мы не сможем управлять другими, если не в состоянии управлять собой.
Приходилось ли вам бывать на конференции или собрании, где лидер пытался призвать собравшихся к порядку, но все продолжали разговаривать, не обращая на него никакого внимания? Участники собрания разговаривают друг с другом, занимаясь собственными делами, и, конечно, тем самым проявляют неуважение к власти лидера, поэтому он ничего не может поделать. Кто захочет возложить какую-либо ответственность на таких людей? Однако именно такой представляют себе церковь многие критики моего учения.
Мы будем не в состоянии править миром, пока не научимся управлять собой. Однако Бог действительно предназначил нас к тому, чтобы мы управляли собой, а также были орудием Его правления на земле. Какую огромную ответственность на нас возлагает образ, который мы видим в зеркале, и какое высокое положение нам необходимо занять!
Как только в вашем сердце укоренится преданность собранию, вы должны перейти на следующий уровень взаимоотношений с церковью: к членству в Теле Христовом.
4 глава
«И (Бог)… поставил Его (Иисуса) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем».
Ефесянам 1:22–23
От образа церкви как правящего собрания Божьего мы переходим ко второму образу — Его Тело, т.е. Тело Христово.
Мы связаны с окружающим нас миром посредством наших тел. Именно находясь в теле, мы действуем во временном и пространственном мире. Подобным образом и Христос связан с этим миром посредством нас, Его Тела. Мы являемся орудиями, с помощью которых Он осуществляет в этом мире Свои задачи, связанные с искуплением людей.
Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже».
(Евреям 10:5–7)
В этом отрывке сказано о том, что Иисус пришел на землю не для того, чтобы ввести закон (который уже был введен Моисеем), а чтобы спасти нас, став жертвой за наши грехи. Чтобы это сделать, Он нуждался в теле, которое можно было бы принести в жертву.
Если объединить две эти фразы: «тело уготовал Мне» и «исполнить волю Твою, Боже», то становится ясно, что назначение тела — быть орудием, при помощи которого осуществляется Божья воля. Таким образом раскрываются два значения Тела Христова. Во-первых, физическое тело Иисуса стало жертвой за наши грехи на кресте. Во-вторых, тело, состоящее из людей Божьих, продолжает и завершает Его служение на земле.
В Новом Завете представлено несколько примеров верующих как Тела Христова. Павел писал в Послании к Римлянам:
Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
(Римлянам 12:4–5)
В 1-м Послании к Коринфянам Павел еще подробнее описал этот образ Тела Христова:
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
(1 Коринфянам 12:12–13)
В приведенном выше отрывке основное слово — это «одно»: «Составляют одно тело… все мы одним Духом крестились в одно тело… все напоены одним Духом». Во всем этом подчеркивается единство тела. Павел продолжает:
Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
(1 Коринфянам 12:14–21)
Я считаю, что наше отношение друг ко другу лучше всего описать словом «взаимозависимость». Суть учения Павла заключается в том, что любой член нуждается во всех остальных членах. Никто из нас не является независимым; мы не можем обойтись друг без друга. Поэтому мы не можем говорить другим верующим: «Я могу прожить и без тебя. Мне все равно, что с тобой будет. Мне и без тебя хорошо». Такое отношение является недопустимым и неправильным, потому что Бог обладает единоличной властью над Телом. Глаз, несмотря на то, что он является замечательным, сложным и чувствительным инструментом, имеющим более трех миллионов подвижных, работающих деталей, не может сказать довольно прозаичному члену руке: «Ты мне не нужна». И, что еще удивительнее, голова не может сказать ноге: «Ты мне не нужна». Голова находится на самом верху, а ноги — в самом низу, между ними — все тело. Однако очевидно, что они нужны друг другу для того, чтобы тело действовало с максимальной эффективностью.
Замечательно то, что голова в каком-то смысле символизирует Иисуса. Поэтому Иисус не скажет частям Своего Тела, находящимся в самом низу: «Вы Мне не нужны». Напротив, Он нуждается в нас, потому мы составляем Его Тело, мы — орудия, при помощи которых Он действует в этом мире.