Смекни!
smekni.com

Кирбиджон Колдуэлл (стр. 46 из 91)

Позвольте упомянуть еще два момента в связи с важностью и необходимостью существования пресвитеров, что мы уже затрагивали ранее в другой связи.

При назначении пресвитеров создается церковь

Первый пункт можно проиллюстрировать следующим стихом:

Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

(Деяния 14:21–22)

Они вернулись в города Листра, Икония и Антиохия, где они уже служили за год до того. Уходя из тех городов после своего первого посещения, они оставили в них людей, названных «учениками». Они ушли, не оставив за собой церквей. До этого момента нет упоминаний о церквях. Однако при описании их повторного посещения городов мы читаем:

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

(Деяния 14:23)

Обратите внимание на переход: сначала там были просто ученики, а затем появились церкви. Когда это произошло? После того как были назначены пресвитеры. Без пресвитеров у вас будет лишь неорганизованная группа людей. Но как только в той или иной группе учеников назначены соответствующие лидеры, эту группу согласно Писанию необходимо признать церковью. Исходя из этого стандарта, как нам следует относиться ко многим конфессиям и поместным церквям, которые не основаны на этом принципе?

Люди, которых назначили пресвитерами в Листре, Иконии и Антиохии, были верующими не дольше одного года. Это не были студенты-отличники библейского колледжа или те, кто пятнадцать лет отучился в воскресной школе. Это были всего лишь люди, которые много времени уделили тому, чтобы ближе познакомиться с Богом и основными истинами из Его Слова. Когда в эти города вернулись Павел и Варнава, Дух Святой показал им людей, которые должны были стать лидерами. Опять-таки, вероятно, их было легко выбрать, поскольку эти люди значительно выросли в духовном смысле, и они были готовы брать на себя ответственность. Лидеры всегда становятся заметными благодаря тому, что они проявляют инициативу, ответственность и желание служить другим. Таким образом, апостолы лишь признали тот очевидный факт, что Бог уже сделал Свой выбор.

Стационарное лидерство является основополагающим

Второй момент заключается в следующем стихе:

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров.

(Титу 1:5)

До тех пор, пока не назначены пресвитеры, что-то явно остается недоконченным. Этого нельзя не заметить; это очевидно. Итак, все ли у нас на месте, или чего-то не хватает? Нет ничего важнее, чем перенять эту библейскую модель множественного, «доморощенного» лидерства в поместных церквях. Термином «доморощенный» я описываю лидера, чьей «духовной семинарией» является сама церковь. Замечательно то, что пасторы/пресвитеры появляются именно в тех церквях, в которых они должны быть пасторами.

Как очень хорошо образованный человек я высоко ценю то, что может дать процесс формального обучения. Однако навыки, приобретенные мною в процессе формального обучения, не понадобились мне в жизни поместной церкви. И я должен сказать, что люди, прошедшие обучение в плавильне поместной церкви, оказывают на церкви наибольшее влияние. Опять же: будем ли мы пытаться «улучшить» Божьи методы или действовать согласно им?

Отношения между мобильными и стационарными служителями

Теперь давайте рассмотрим отношения между апостолами и пресвитерами в поместной церкви, что мы уже в некоторой степени обсуждали при изучении структуры церкви. Как относятся друг к другу эти два вида служения? Апостол в первую очередь является мобильным служителем, действующим во всем Теле Христовом, но даже ему необходимо где-то иметь дом. Ему следует поддерживать общение с поместной церковью по месту жительства. Можно сказать, что он является членом поместной церкви согласно своему местожительству.

Об отношениях апостола с его поместной церковью писал Петр:

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь…

(1 Петра 5:1)

Будучи жителем города Иерусалим, апостол Петр занял свое положение в поместной иерусалимской церкви как пастырь (пресвитер) совместно с другими пресвитерами. Обычно апостольское служение включает в себя служения пророка, евангелиста, учителя и пресвитера, и поэтому апостол в своей поместной церкви несет служение пресвитера. Он не выше пресвитеров, поскольку над пресвитерами не может стоять никакой человек или орган. В этом состоит один из основополагающих принципов, который нельзя проигнорировать. Пресвитеры являются лидерами, и выше их нельзя стать. Как только вы поставите кого-то над пресвитерами, вам потребуется ставить кого-то над ними, а затем — кого-то еще над этим человеком, и, в конце концов, это неизбежно приведет к появлению какой-то бюрократии.

Еще одним примером взаимодействия мобильных служителей с поместной церковью является церковь в Антиохии.

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители…

(Деяния 13:1)

Далее в этом стихе в качестве пророков и учителей перечислено пять человек. В то время они проживали в Антиохии, и, следовательно, антиохийская церковь была их поместной церковью. В этой церкви они занимали лидерские посты, поскольку служили пророками и учителями. Но все равно они занимали свои места в данной поместной церкви наряду с другими поместными лидерами.

Как мы уже видели, основными служениями или служителями в поместной церкви являются следующие:

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.

(1 Коринфянам 12:28)

Самым главным служителем является апостол, за ним следуют пророки и учители, но все они являются «сопастырями». За пределами поместных церквей их власть имеет градацию, но внутри поместной церкви их полномочия равны.

Такое устройство является очень логичным и практичным, ведь необходимо соблюдать равновесие, особенно во взаимоотношениях между апостолами и местными пресвитерами. Апостолы не должны становиться выше пресвитеров. Тем не менее, учитывая сущность служения апостолов, в некоторых сферах, в частности в вопросах доктрин, они обладают наивысшей властью.

Необходимо соблюдать равновесие во многих библейских вопросах. В качестве примера я приведу взаимоотношения супругов. В Писании сказано, что муж является главой жены, но, кроме того, он должен питать и греть свою жену. У каждой из сторон есть свои обязанности (см. Еф. 5:22–31). Многие браки распадаются из-за того, что один или оба супруга не выполняют свои обязанности. Для того чтобы брак был крепким, необходимо, чтобы обе стороны исполняли свои обязанности. Жена должна повиноваться мужу, а муж — лелеять жену. Если муж не лелеет жену, то повиновение жены превращается в некое рабство. В то же время муж должен быть лидером, но если жена не подчиняется лидерству мужа, то оно превращается в диктатуру. Поэтому, чтобы брак успешно функционировал, обе стороны должны знать свои места, а также уважать и признавать положения друг друга.

Мне кажется, именно так обстоит дело с апостолами и пресвитерами в поместной церкви. Апостолы не должны говорить: «Мы — главные. Вы должны делать то, что мы вам говорим, потому что мы — апостолы». В то же время, в некоторых сферах, относящихся прежде всего к апостольскому служению, мнение апостолов является наиболее авторитетным. Поэтому другие пресвитеры не могут сказать апостолам: «Вы здесь обычные пресвитеры, и мы не должны обращать на вас внимания больше, чем на остальных». Напротив, им следует сказать: «Вы — сопастыри (сопреосвитеры), но поскольку вы несете апостольское служение, мы обязаны прислушиваться к вашему мнению». А когда среди пресвитеров нет местного апостола, необходимо прислушиваться к старшему пресвитеру, но в любом случае не должно быть никакого диктатора.

О взаимоотношениях апостола и его поместной церкви кроме Петра говорил также Иоанн:

Старец (старейшина, пресвитер) — избранной госпоже и детям ее…

(2 Иоанна 1)

Старец (старейшина, пресвитер) — возлюбленному Гаию…

(3 Иоанна 1)

Иоанн был апостолом, но так же, как и Петр, он занимал положение пресвитера. Однако из 3-го послания Иоанна становится ясно, что в том городе, где жил Гай, среди пресвитеров были проблемы. Эти проблемы были вызваны одним человеком по имени Диотреф, у которого была очень распространенная болезнь среди христиан: он хотел господствовать над всеми остальными. Он хотел быть единственным, кому все подчиняются, и желал, чтобы за ним во всем оставалось последнее слово. Иоанн был очень мягким и любящим человеком, но о Диотрефе он говорил довольно жестко:

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

(3 Иоанна 9–10)

Это очень типичная для церкви ситуация. Диотреф решил, что он будет единственным пастором, и все должны делать то, что он говорит. Иоанн как апостол сказал: «Если я к вам приду, то разберусь с Диотрефом». Обратите внимание, как здесь взаимодействуют разные виды власти.

Несомненно, во всех сферах христианской жизни, а также в делах поместной церкви есть элемент власти и дисциплины. Когда христиане отказываются соблюдать библейскую дисциплину, это приводит к катастрофам и хаосу. Большинство христиан не имеет ни малейшего представления о том, что значит соблюдать дисциплину. Часто, приняв крещение Духом Святым, люди начинают неправильно представлять себе, что такое свобода. Они говорят: «Теперь я свободен. Я могу делать, что хочу». Это не свобода, а ребячество!