Три переживания при вступлении в церковь
Сначала мы рассмотрим три переживания, которые предваряют вхождение в поместную церковь и каждодневную христианскую жизнь. Затем мы рассмотрим саму эту жизнь.
Во 2-й главе Книги Деяния содержится очень четкое описание как этих первоначальных переживаний, так и последующей за этим каждодневной жизни церкви.
Услышав это, они (народ) умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.
(Деяния 2:37–38)
Какой всеобъемлющий ответ. Здесь полностью описано переживание новозаветного спасения, которое я называю «комплексной сделкой»: покаяние, крещение в воде и принятие Духа Святого. Насколько я разбираюсь в Писании, кроме этих трех переживаний больше ничего не нужно. Я верю, что после дня Пятидесятницы воля Божья и Его ответ на вопрос: «Что нам делать» ничуть не изменились.
1. Покаяние
В Писании подчеркивается, что мы должны покаяться. В древнегреческом оригинале в стихе Деяния 2:38 глагол «покайтесь» стоит в такой форме, которая означает «сделайте это один раз и никогда не повторяйте». В Новом Завете нет учения о том, что нужно каяться постоянно. Человеку, который живет праведно, не нужно каяться, а человек, который истинно покаялся, не должен продолжать грешить! В древнегреческом оригинале это слово звучит очень решительно и жестко: покайтесь. Измените образ мышления. Прекратите поступать неправильно и начните поступать правильно. Отвернитесь от дьявола; повернитесь к Богу. Вот что означает покаяние. Это не эмоция, а решение.
2. Крещение
Второе событие — это крещение: «И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (или в прощение грехов)». В ранней церкви, когда человек крестился в воде, он официально показывал всем, что он уверовал в Иисуса Христа и принял прощение грехов. Это не было необходимым для прощения, а скорее указывало на то, что этот человек принял прощение грехов, и это признали лидеры церкви. По сути, водное крещение необходимо для того, чтобы люди признали, что данный человек имеет право быть членом церкви Иисуса Христа.
Как я уже упоминал ранее, все новообращенные в Книге Деяния были крещены спустя несколько часов после того, как они уверовали. В 8-й главе Книги Деяния описано, как евнух, увидев на обочине дороги в Газу какой-то водоем, сказал: «Вот вода; что препятствует мне креститься (прямо сейчас)?» (Деян. 8:36). В Книге Деяния 16:29–33 описано, как тюремный страж в Филиппах принял спасение ночью и еще до рассвета крестился. Также обратите внимание на реакцию новообращенных во 2-й главе Книги Деяния:
Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
(Деяния 2:41)
Я считаю, это означает, что люди, которые тогда не крестились, возможно, и приняли Слово, но не охотно. А те, кто охотно принимает Слово, хотят сразу креститься.
3. Принятие Духа Святого
Крещение в Духе Святом указывает на то, что Бог признает человека Своим. Таким образом, крещение в Духе Святом — это сверхъестественная печать, которую на человеке ставит Глава Тела, Иисус Христос, признавая, что этот человек является членом Его Тела. Павел сказал: «В Нем и вы… уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13).
Оба этих признания должны быть получены в начале христианской жизни человека. Он должен получить признание церкви путем водного крещения, а также признание Главы церкви — сверхъестественной печатью или крещением Духом Святым.
Четыре постоянных вида деятельности
Что же происходило с новообращенными верующими после этих трех первоначальных переживаний? Во 2-й главе Книги Деяния мы видим официальную новозаветную декларацию о христианской жизни. Обратите внимание, что она начинается словами «и они постоянно». От первоначальных, однократных переживаний, которые не должны повторяться, верующие переходят к постоянному, ежедневному образу жизни:
И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
(Деяния 2:42)
Ниже я привожу описания четырех основных видов деятельности в жизни христиан согласно Новому Завету.
Вид деятельности № 1 — учение
Первым в списке идет учение, и это относится как к тем, кто учит, так и к тем, кто учится. Самое важное для людей, которые пришли ко Христу и крестились в воде и в Духе Святом, это систематическое, основательное обучение Писанию. В Ефесянам 6:17 сказано: «Возьмите… меч духовный, который есть Слово Божие». Это указание стоит перед словами: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). Прежде чем начать жить по духу, необходимо крепко ухватиться за Слово Божье. Именно такой порядок установил Бог, ведь после того, как вы крестились в Духе Святом, вы подвергаетесь совершенно новым проблемам, искушениям и трудностям. Именно это случилось с Иисусом после того, как на Него сошел Дух Святой. А, будучи искушаем дьяволом, Иисус применял против врага только одно оружие. На каждое искушение Он отвечал: «Написано… написано… написано» (см. Лк. 4:1–13). Он использовал меч духовный, который есть Слово Божье. Иисус является идеальным примером человека, крещенного в Духе Святом, но которому крайне необходимы глубокие, всеохватывающие и практические знания Слова Божьего.
После Своего воскресения Иисус однажды явился около пятистам верующим (см. 1 Кор. 15:6). Но после Его вознесения в горнице молилось всего сто двадцать человек. Очевидно, триста восемьдесят из тех, что видели Иисуса, не слышали, как Он сказал, что нужно оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся силой свыше. По человеческим меркам, у Иисуса тогда было не очень внушительное количество учеников, но когда пришел Дух Святой, их за один день стало больше на триста человек!
Чем занимались ученики в горнице? Они выполняли функции учителей и руководителей, что стало особенно необходимо людям, которые за один день (в день Пятидесятницы) присоединились к церкви. Если бы апостолы не были готовы к тому, чтобы учить людей, то в день сошествия Духа Святого наступил бы полный хаос.
Это не какое-то предположение. Мы были свидетелями подобного случая в Африке, когда служили там миссионерами. Там произошло мощное излияние Духа Божьего, в основном среди квакеров, и много сотен людей приняли крещение в Духе Святом. Некоторых даже посадили в тюрьму за то, что они говорили иными языками. Миссионеры-квакеры из Америки убедили власти арестовать этих несчастных африканцев за то, что они говорили на языках! Не имея здравого учения, многие из этих людей впоследствии предались самым невероятным заблуждениям и фанатичным действиям, потому что их никто не сдерживал, не дисциплинировал и не наставлял. Если бы у первых верующих не было систематического и практического библейского учения, то день Пятидесятницы закончился бы катастрофой!
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
(Римлянам 6:17)
Словом «образ» здесь переведено древнегреческое слово, от которого произошло наше слово «тип». Оно означает литейную форму, предназначенную для производства предметов определенного образца или формы. Я не специалист по подобным занятиям, но мне ясен основной принцип, будь то литье металла или изготовление желе в домашних условиях. Во-первых, необходимы соответствующие условия (в частности, очень высокая температура), чтобы подготовить материал к размещению в форму. Во-вторых, нужна форма, которая придаст материалу правильный образ и вид. В духовном смысле, спасение дает «жар», из-за которого у человека появляется желание принять новый духовный вид. Форма, в которую этот человек будет помещен, определяет его конечный вид, а правильной формой является библейское учение.
В наше время есть люди, которые никогда не были в этой форме, и они похожи на бесформенную массу на кухонном столе. Они лишь имели какое-то неопределенное духовное переживание. Кроме того, есть люди, которые попали в неправильную форму и приобрели неправильный вид. Исправить таких людей почти невозможно, их жизнь буквально деформирована. В то же время удивительно, как быстро дает результат правильная форма библейского учения. Если его проводить в течение нескольких недель, с человеком происходят замечательные перемены, и у него вырабатываются такие характер и образ жизни, которые выдержат любое испытание.
Говоря о трагической ситуации, когда народ Божий остается без учения, Исаия сказал:
За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
(Исаия 5:13)
Многие люди Божьи сегодня находятся в плену, потому что у них нет Божьих знаний. Меня поражают слова «вельможи его будут голодать». Даже теологи и лидеры не могут ничего дать, и поэтому голодают и жаждут очень многие люди. В Книги Осии мы видим подобное описание:
Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих.
(Осия 4:6)
Обратите внимание, что от священника требуется ведение (знание) закона Божьего и, как здесь подразумевается, обучение им других. Более того, Малахия представил это как обязанность священника:
Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.