Обращаясь к собранию иудеев в Книге Деяния 7:2, Стефан сказал: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии». Авраам познал Бога, увидев Его славу. Эта встреча изменила жизнь, побуждения и цели Авраама до такой степени, что он, оставив все, отправился в землю, которую Ему пообещал Бог.
Таким образом, когда в Писании говорится о славной церкви, это означает церковь, которая полна славы Божьей. Это церковь, в которой проявляется, видится и ощущается присутствие Самого Бога Всемогущего. Это означает не церковь, живущую по «голой» вере без каких-либо проявлений, а церковь, имеющую такие взаимоотношения с Богом, при которых среди Его людей есть Его видимое и ощутимое присутствие.
Церковь, которая пропитана Божьим присутствием, привлекает к себе людей. Чувствуя его, они спрашивают: «Что это там? Я никогда такого не чувствовал. Это что-то новое. Что есть у этих людей, чего нет у меня?»
Это слава Божья, и она потрясает. Когда Божья слава открылась израильтянам, они упали на землю лицом вниз:
Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицом на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
(2 Паралипоменон 7:1–3)
Божье присутствие было таким сильным, что никто не мог устоять. Иисус возвратится к церкви, в которой будет именно такое присутствие Божье.
Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова…
(Ефесянам 5:25–26)
Иисус искупил церковь Своей кровью, чтобы освятить ее чистой водой Своего Слова. Для подготовки церкви к приходу Господа необходима и кровь, и вода Слова Божьего. Я всегда чту кровь Иисуса. Его кровью была заплачена искупительная цена, благодаря чему мы были вырваны из рук дьявола. А после нашего искупления кровью Иисуса Бог желает нас освятить и очистить водным омовением посредством Слова Божьего. Его цель ясна:
…чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
(Ефесянам 5:27)
Итак, вот три признака, по которым можно определить церковь, к которой придет Иисус:
1. Она должна быть славной.
2. В ней должно быть явное присутствие Божье.
3. Она должна быть незапятнанная, святая и непорочная.
Меня очень беспокоит нынешнее состояние так называемого харизматического движения (хотя мне кажется, что в каком-то смысле это скорее харизматический застой!). Если оно куда-то и движется, то я не знаю, куда именно. Я замечаю, что многие харизматы уделяют недостаточно внимания Библии; большинство из них ни разу не прочитало ее от начала до конца. О многих библейских истинах они даже не подозревают. Иметь дары Духа Святого и испытывать Его проявления — это замечательно, но ничем невозможно заменить знание Слова Божьего и понимание Его обетований. А Его обетования удивительны, как, например, это: мы можем стать «причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1:4).
Позвольте вас спросить: как далеко вы продвинулись в том, чтобы быть причастником Божеского естества? Насколько вам удается удаляться от господствующего в мире растления похотью? Иисус исполнит все это в Своей церкви, Своей невесте.
Мы можем освятиться лишь водным омовением посредством Слова Божьего. Тем из вас, кто является лидерами, я бы порекомендовал что-то сделать по этому поводу. Помню, как в пятидесятническом движении в этой стране считалось, что если на занятии по изучению Библии у вас соберется пятьдесят человек, то это уже много, но все же мы уделяли время именно Слову Божьему. В большинстве пятидесятнических церквей каждую среду по вечерам проводилось занятие по изучению Библии. Что произошло с такими занятиями сейчас? В большинстве церквей, в которых я бываю сейчас, изучению Библии вообще не отводится времени. Но лидеры должны и обучать людей Библии, и, что еще важнее, учить их изучать ее самостоятельно и прививать им любовь к Слову Божьему. Мне так жаль христиан, которые питаются только духовным эквивалентом популярной сегодня диеты: чипсы и гамбургеры. Но в царстве Божьем нет подобного «фаст фуда»!
Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
(1 Иоанна 5:6)
Кровь — это искупительная жертва Иисуса, а вода — регулярное очищение и освящение Словом Божьим. Они взаимосвязаны. Без крови у нас нет доступа к Богу и жизни. А без Слова Божьего мы не очищены; мы не освящены; с нас не смыты наши нечистоты.
Церковь должна не только принять жизнь посредством крови и очищаться посредством воды, но и назидать себя. В Ефесянам 4:11 мы видели средства, которыми церковь подготовится к приходу Господа — это пять основных служений для созидания Тела Христова, рассмотренные нами в предыдущих главах: апостолы, пророки, евангелисты, пастыря (пасторы) и учителя. В следующих двух стихах мы видим цели, ради которых Бог дал нам этих служителей:
К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
(Ефесянам 4:12–13)
Эти созидательные служения даны нам до тех пор, пока мы не придем в единство веры через признание Иисуса Христа. Единство не придет, если мы будем сидеть и обсуждать доктрины. Одно можно сказать с уверенностью: обсуждение доктрин еще никогда не объединяло христиан! Мы сможем придти в единство, только когда объединимся вокруг главенства Господа Иисуса Христа, признав Его полную власть во всех сферах церкви. Видите ли, доктрина о спасении не имеет смысла без личности Самого Спасителя. Доктрина об исцелении не имеет смысла без Самого Целителя. Доктрина об освобождении не имеет смысла без Самого Освободителя. Крещение в Духе Святом не имеет смысла без Самого Крестителя.
Признавая Спасителя, мы верим в спасение. Признавая Целителя, мы верим в исцеление. Признавая Крестителя, мы верим в крещение в Духе Святом. Признавая Освободителя, мы верим в освобождение от злых духов. В каждом случае единство достигается не спорами о доктринах, а признанием Господа Иисуса Христа в Его славе.
Признавая Христа всем тем, чем Он является для церкви, мы приходим в единство веры «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Ключевым словом здесь является «полный». Пока церковь Иисуса Христа не явит Христа во всей Его полноте (во всех аспектах благодати, всех дарах, всех служениях), церковь не будет исполнять свое призвание. В настоящее время мы являем миру лишь малую часть полноты Иисуса Христа. Многие характеристики Иисуса церковь пока не в состоянии продемонстрировать этому миру, но Бог приведет нас к тому, что все тело Христа в полной мере раскроет сущность Иисуса.
Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (именно Дух Святой доставляет и распространяет славу Божью), верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота…
(Ефесянам 3:14–18)
Никто из нас не может постигнуть этого в отдельности. Только объединившись с другими верующими, сможем мы постигнуть всю сущность Иисуса Христа: широту, долготу, глубину и высоту. Далее Павел сказал:
…и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
(Ефесянам 3:19)
Какое потрясающее заявление: в церкви Иисуса Христа будет обитать вся полнота Божья! В церкви проявится вся Божья сущность, вся Его сила и все Его характеристики. Мне знакомо еще только одно место Писания, где употребляется фраза «полнота Божья»; это 2-я глава Колоссянам, где об Иисусе сказано: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Во Христе Бог проявился не частично, а полностью. Когда же Дух Святой завершит работу по формированию Тела Христова, то полнота Божья проявится и в церкви. Не думайте, что это произойдет отдельно с вами. Сами по себе вы лишь маленький элемент. Только придя в единство веры и признания Христа, вы сможете познать со всеми верующими, что широта и долгота, и глубина и высота, и таким образом исполниться всей полнотой Божьей. Именно такой замысел Бога для церкви.
Бог проявится таким образом, что перед ним в страхе затрепещет вся земля и увидит Его славу:
И убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его.
(Исаия 59:19)
Во второй части этого стиха описывается наша нынешняя ситуация. На самом деле наш враг сатана уже пришел, как река. Он проник во всей сферы жизни нашей страны: политическую, социальную и образовательную, куда относятся школы, колледжи, университеты и духовные семинарии. В течение последних нескольких десятилетий силы врага систематически проникали во все сферы жизни нашей страны.
Он пришел, как река, не только в мир, но и в церковь. Таким образом исполнилось пророчество Иоиля, согласно которому народ Божий и его наследие подвергнутся разорению, подобному тому, как полчища насекомых опустошают землю (см. Иоиль 1:4). В течение многих веков церковь подвергалась нападению огромных полчищ суда Божьего: гусениц, саранчи, червей и жуков. Но Бог говорит, что в этот раз среди нас будет двигаться Его Дух: «Когда враг придет как река, дуновение Господа (Дух Господень) прогонит его».