Заметьте, что происходит, когда Слово Божье исходит из Божьих уст:
Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
(Исаия 55:11)
Многие люди неверно цитируют этот стих, говоря: «Слово Божье не возвращается к Нему тщетным». Они становятся и проповедуют слово, в котором нет вдохновения и помазания, людям, в которых нет жизни. Затем, когда их проповедь не вызывает никакой реакции, они пожимают плечами и говорят: «Ничего, Слово Божье не возвратится к Нему тщетным». Но на самом деле в Писании сказано: «Слово Божье, которое исходит из Его уст, не возвращается к Нему тщетным». Это должно быть Слово Божье, которое исходит из уст, соответствующих требованиям, которые предъявляются к ораторам Божьим.
Когда из моих уст исходит слово, вместе с ним выходит и дыхание. Я не могу сказать ни слова, не выдохнув. Подобным образом, и когда Слово Божье исходит из Его уст, вместе с ним исходит и Его дыхание (Дух). Слово Божье без Духа не приносит жизни, потому что «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Но когда Слово Божье исходит Духом Святым из уст Его избранного оратора, это приводит к замечательным результатам. Бог пообещал Иеремии: «Слово Мое не подобно ли… молоту, разбивающему скалу?» (Иер. 23:29). Слово Божье в устах Божьего оратора разрушит любые преграды!
В Новом Завете
Получив такую предварительную информацию о пророческом служении из Ветхого Завета, давайте теперь обратимся к Новому Завету. Мы уже увидели, что в Новом Завете апостолами названы двадцать восемь человек. А десять человек названы в нем пророками.
В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки (они были признанными пророками). И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
(Деяния 11:27–29)
Церковь в Антиохии приняла это пророчество как руководство к действию. Они не сказали просто: «Как замечательно! Мы получили откровение». Они что-то сделали по этому поводу.
Обратите внимание, что здесь говорится о пророках (множественное число). Одним из них был Агав. Судя по тому, что здесь сказано, кроме Агава было, по крайней мере, еще два пророка. Таким образом, мы уже имеем трех новозаветных пророков.
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон… и Луций… и Манаил… и Савл.
(Деяния 13:1)
Здесь перечислены пять человек, которые в своей церкви были признанными пророками. Итак, у нас уже восемь пророков.
Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
(Деяния 15:32)
Заметьте, что к пророческому служению относится служение наставления. Кроме того, обратите внимание, что Сила был назван пророком. Как мы видели во время изучения темы апостолов, он был также назначен апостолом. Это еще один пример того, как служитель «пошел на повышение». Его повысили с апостольского служения до служения пророка. Итак, беря во внимание этих двух служителей, мы насчитали в общей сложности десять признанных новозаветных пророков.
Теперь давайте рассмотрим некоторые отличия между пророками и другими мобильными служителями. Мы увидели, что у апостола есть особое задание. Когда Дух Святой отделил Савла и Варнаву, Он сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Они были призваны к определенной работе, которая, как мы узнали в предыдущей главе, главным образом состояла в организации новых церквей и наведения порядка в уже существующих. В то же время пророк имеет особое послание, которое он получил от Бога, чтобы сообщить людям в определенное время и в определенном месте. Вот почему я не признаю переводы, в которых вместо слова «апостол» использовано слово «посланник». Если кого и можно назвать «посланником», то именно пророка. Еще раз: апостол имеет задание, тогда как пророк имеет послание, — не общее послание, предназначенное для всех, а особое послание, которое он получил непосредственно от Бога, чтобы сообщить его конкретным людям в определенное время и в определенном месте.
В отличие от пророка, у учителя может и не быть особенного послания, которое он лично получил от Бога. Он раскрывает Божью истину вообще. Позвольте объяснить это различие на примерах из Ветхого и Нового Заветов. Сначала посмотрим на служение пророка Ионы:
И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!
(Иона 3:4)
До Божьего суда над Ниневией оставалось ровно сорок дней. Это было конкретное откровение, данное в определенное время одному человеку (Ионе) об одном месте (Ниневии).
Будь Иона евангелистом, он бы пошел в этот город и проповедовал вообще о грехе и его последствиях, упомянув также и о Божьем суде над грешниками. Все сказанное им было бы истиной, но в его словах не было бы конкретного откровения о том, что до суда остается всего сорок дней. Это откровение свидетельствует о том, что Иона был пророком. Будь он учителем, он бы преподал учение о различных аспектах Божьего суда, но не сообщил бы конкретного откровения о времени, когда он наступит. Опыт показывает, что люди гораздо внимательнее прислушиваются, когда в дополнение к общему раскрытию истины Божьей сообщается конкретное откровение, в которой эта истина применяется к ситуации, в которой сейчас оказались эти люди. Откровение придает конкретную ценность служению и посланию пророка.
Теперь давайте рассмотрим пример Иоанна Крестителя из 1-й главы Евангелия от Марка:
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
(Марка 1:6–8)
Заметьте, Иоанн был не просто проповедником. Он мог бы проповедовать о грехе, его последствиях, призвать людей к покаянию и крестить их. Но у него было конкретное откровение, относящееся к определенному времени. «Сразу за мной идет Другой, Который больше меня. Именно Он будет крестить вас Духом Святым». Иоанн мог знать это только благодаря конкретному откровению от Бога, которое он получил от Него лично. Это откровение вывело его из ранга проповедника или учителя в ранг пророка.
Мы уже рассматривали отрывок из 11-й главы Книги Деяния об Агаве, где он предсказал скорый голод, который действительно произошел во время правления императора Клавдия. Агав мог знать об этом грядущем голоде только благодаря конкретному откровению от Бога, которое он получил лично от Него. Далее в Книге Деяния мы видим еще один пример сверхъестественного откровения, которое получил этот удивительный человек Агав.
Между тем как мы пребывали у них (в Кесарии) многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
(Деяния 21:10–11)
Опять-таки, Агаву было известно больше, чем обычно знает проповедник или учитель. У него было конкретное откровение о том, что с Павлом произойдет в Иерусалиме, а также конкретное поручение от Духа Святого: сказать Павлу о том, что его там ожидает. Агав сообщил свое послание очень ярким способом: он связал себе руки и ноги поясом Павла. Бог часто требовал от пророков больше, чем просто сообщить какое-то послание. Они должны были подкрепить свои слова тем или иным символом или иллюстрацией.
Служение пророка и духовный дар пророчества
Здесь необходимо различать между служением пророка и духовным даром пророчества. Позвольте вам это объяснить, сопоставив два утверждения из Нового Завета. В Ефесянам 4:11 сказано: «И Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Думаю, здесь ясно сказано, что не все получают служение пророка. Эта же мысль подтверждается в следующем стихе:
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… Все ли Апостолы? Все ли пророки?
(1 Коринфянам 12:28–29)
Очевидно, что ответ на оба эти вопроса «нет». Другими словами, не все имеют служение апостола или пророка. В то же время, дар пророчества могут иметь все верующие:
Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
(1 Коринфянам 14:31)
Пророческое служение означает гораздо больше, чем применение духовного дара. Под ним подразумевается особый человек и особый образ жизни. Как я уже говорил, пророк — это то же, что его послание. Духовный дар применяется лишь короткое время ради недолговечного духовного проявления. Поэтому в Новом Завете дар пророчества доступен всем верующим, которые стремятся его получить, тогда как служение пророка дано не всем.
Еще один важный аспект пророчества и служения пророка в Новом Завете заключается в том, что обычно оно предназначено для верующих. В Ветхом Завете Бог часто посылал пророков к неверующим людям. Например, многие из посланий пророка Иеремии были адресованы языческим народам, жившим вокруг Израиля, которые не признавали Бога Израилева или не принимали Иеремию как пророка. Однако в Новом Завете мы читаем:
Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.