Слово «видение» означает «прямое, свежее откровение». Это значит не читать или изучать Писание, а получить свежее слово непосредственно от Бога. В Библии сказано, что когда в бытность Илии первосвященником Самуил вступил в пророческое служение, «слово Господне было редко в те дни, видения были не часты». (1 Цар. 3:1). У израильтян были Писания, но им не хватало свежего пророческого просвещения и видения, которые им так были нужны. У них был полный религиозный набор: скиния, ковчег, священники, жертвы и закон Моисеев. Однако они были духовно мертвыми, холодными людьми, отступившими от Бога, потому что религия еще никому не приносила духовного возрождения. Только благодаря свежему елею церковь может постоянно гореть ярким пламенем. Этот свежий елей поступает от пророческого откровения, предназначенного для данной ситуации и нынешнего поколения. Нельзя жить на откровении из прошлого. То, что говорил Лютер, имело значение для времени Лютера, а то, что говорил Уэсли, было важно для времени Уэсли. Но сегодня мы не можем жить на словах Лютера, Уэсли или какого-то другого человека из прошлого. У нас должен быть наш собственный свежий елей, который своевременно и непрерывно поступает в церковь.
Правильное преподавание в церкви доктрин не заменит откровения, полученного непосредственно от Бога. У Бога есть для нас не только общее учение, которое Он предоставил нам в Писании, но также и конкретные вещи, которые Он хочет сообщить нам в конкретное время. Как мы видели, было необходимо, чтобы Ниневия узнала о том, что до суда над ней остается лишь сорок дней. Израильтянам было необходимо узнать, что скоро грядет Мессия. Павлу было необходимо узнать о том, что его ожидало в Иерусалиме. Эти слова никак нельзя было сообщить общеизвестными откровениями из Писания. Для этого требовалось конкретное откровение, пришедшее в определенное время как результат пророческого служения.
Мы живем в период серьезных кризисов, волнений и опасностей, когда все происходит с неимоверной быстротой. Ни в каком человеческом разуме не может сформироваться точного представления о том, что будет происходить через пять лет в социальном, финансовом, экономическом или военном плане. Если когда-либо народ Божий и нуждался в свежем елее откровения, пришедшего непосредственно от Бога, то это время именно сейчас! Мы не имеем права отказаться от пророческого служения, заявив: «Все это было в прошлом. Это было нужно в Ветхом Завете и во времена апостолов, но только не сегодня». Напротив, сегодня это нужно, наверное, еще больше, чем в какой-либо другой период церкви! Нам нужны сведения, которые поступают не только благодаря преподаванию доктрин или другими естественными источниками передачи информации, и Бог готов сообщить их нам через откровения.
Иисус так сказал о последнем времени: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого» (Лк. 17:26). Вспомните, как во времена Ноя процветало зло. Земля была полна насилия. Все мысли и желания людей постоянно были обращены только на зло. Все развратились. Все это мы видим и в современном обществе. Но во времена Ноя происходило и нечто иное:
Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего.
(Евреям 11:7)
Ною было нужно Божье откровение и предупреждение о том, что должно было произойти на земле, а также четкие указания о том, какие шаги ему предпринять, чтобы спастись вместе со своей семьей. Мы, как и Ной, можем принимать конкретное направление и защиту от Бога в эти последние дни, благодаря пророческому служению. В завершение этого века церковь должна воссиять, тогда как землю покрывает тьма, и мрак окутывает людей (см. Ис. 60:2). Бог говорит церкви: «Восстань, светись, ибо пришел свет твой» (Ис. 60:1). Я считаю, что, говоря так, Бог имеет в виду в том числе и полное восстановление пророческого служения, которое, как маслины, направляет елей к светильнику. Лично я с ожиданием молюсь об этом восстановлении!
19 глава
Мобильное служение: евангелисты
Слово «евангелист» или «благовестник» широко распространено в современном христианстве, однако оно очень редко встречается в Новом Завете. Оно образовано от слова, означающего «благая весть». Таким образом, евангелист — это буквально «тот, кто сообщает благую весть».
Думая о Евангелии как о благой вести, я всегда вспоминаю одну мою подругу, муж которой был дьяконом церкви в Чикаго. Эта женщина заболела неизлечимой болезнью почек, и однажды пришла в книжный магазин, расположенный в их церкви, чтобы купить какую-нибудь книгу об исцелении. Внимательно их изучив, она насчитала четырнадцать книг о том, как нужно страдать, и ни одной — о том, как принять исцеление! Я не могу назвать такие книги евангельскими, ведь Евангелие — это благая весть. В конце концов, она обратилась к священнику епископальной церкви, который был крещен в Духе Святом. Тогда же она приняла крещение Духом Святым, священник помазал ее елеем, и она чудесным образом исцелилась. Затем, когда она пришла на прием к своему врачу, который был евреем и атеистом, тот был вынужден признать, что произошло чудо. Вот это благая весть; вот это Евангелие!
Евангелист — это тот, кто сообщает благую весть. Если кто-то не сообщает вам благую весть, то не позволяйте ему вас обманывать и не верьте, будто он рассказывает вам Евангелие. Евангелие — это благая весть о том, что Бог вас любит и желает вас простить, благословить, исцелить, дать вам процветание и сделать так, чтобы вы жили в победе, радости и душевном спокойствии. Если это не благая весть, тогда я не знаю, что еще! Многое из того, что в церквях предлагается людям как Евангелие, на самом деле мало или вообще не связано с тем, что Евангелием названо в Новом Завете.
Существительное «евангелист»
В Новом Завете существительное «евангелист» впервые упоминается в Ефесянам 4:11. Мы уже рассматривали этот стих, в нем перечисляются служители:
И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
Затем мы читаем следующие слова о Филиппе:
(Мы), войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
(Деяния 21:8)
Филипп был назван «благовестником», это то же слово, что и «евангелист». В этом стихе сказано, что он был одним из семи дьяконов. Это были те самые дьяконы, назначение которых описано в 6-й главе Книги Деяния. Следовательно, в определенный момент Филипп стал называться и дьяконом, и евангелистом. В следующей главе мы рассмотрим связь между евангелистом и дьяконом.
Теперь давайте посмотрим на третий случай употребления слова «евангелист» или «благовестник». Это в 4-й главе 2-го послания к Тимофею. Павел писал письмо Тимофею, который в другом месте назван апостолом. Некоторые люди считают, что Тимофей служил пастором, но на самом деле он не был пастором, как, впрочем и евангелистом. Как мы видели ранее, служение апостола может включать в себя и все другие служения. Помня об этом, мы читаем:
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
(2 Тимофею 4:5)
Тимофей не был конкретно евангелистом, однако Павел ему сказал, что он сможет полностью исполнить свое апостольское служение и порученное ему в то время задание, только если кроме всего прочего будет совершать дело евангелиста, — того, кто провозглашает благую весть.
Мы рассмотрели три случая употребления в Новом Завете существительного «евангелист». Но существует еще и глагол, напрямую связанный с этим древнегреческим словом, который можно передать как «евангелизировать». Кроме того, его можно перевести как «благовествовать», «провозглашать благую весть» или «проповедовать Евангелие». Конечно, под этим глаголом подразумевается служение евангелиста и связанная с ним деятельность. В Новом Завете он встречается около пятидесяти раз, поэтому, он, наверное, был важной составляющей служения ранней церкви.
Приступая к изучению того, что значит быть евангелистом, давайте обратимся к служению Иисуса, ведь именно Он представляет Собой идеал любого вида служения. В начале Своего служения Иисус пришел в синагогу в Назарете. Это была Его родная синагога, в которой Он был воспитан. Он встал и прочитал пророчество из 61-й главы Книги Исаии, которое Он принял на Свой счет:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу.
(Луки 4:18)
Словом «благовествовать» переведено древнегреческое слово euaggelizo, что значит «евангелизировать». Этот стих можно перевести так: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня евангелизировать нищих» или «…Он помазал меня доносить благую весть до нищих».
Все остальное, о чем сказано в этом стихе, является результатом того, что до людей донесли благую весть: исцеление сокрушенных сердцем, проповедь (или провозглашение) освобождения пленным, восстановление зрения слепым и освобождение измученных. Благая весть Евангелия приводит к таким замечательным результатам в жизни тех, кто ее принимает.
Но Он (Иисус) сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
(Луки 4:43)
Опять-таки, фразой «благовествовать Царствие Божие» переведено древнегреческое выражение, которое означает «доносить благую весть Царства Божьего».
Вот что в Писании сказано о первых двенадцати учениках, которых Иисус послал как апостолов:
Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
(Луки 9:6)
И здесь фраза, переведенная как «благовествуя», означает «евангелизируя». Обратите внимание, что проповедь Евангелия сопровождалась исцелениями, и это доказывало то, что это действительно благая весть! Далее в Евангелии от Луки мы видим еще один случай применения этого же глагола: