Сам Иисус употреблял слово «почитать» в таком же смысле, когда упрекал своих религиозных современников в лицемерии.
Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»… А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
(Матфея 15:4–6)
Все должны были поддерживать материально своих родителей и заботиться о них, но некоторые с религиозным лицемерием говорили своим родителям: «То, что вы должны были получить от меня, я посвятил Господу, так что вы этого не получите». Таким образом, они снимали с себя ответственность. Иисус сказал: «Вы — лицемеры!» Но обратите внимание, что финансовую и материальную заботу о родителях Он назвал почитанием. Следовательно, слова «почесть» и «почитать» имеют значение (хотя, конечно, не единственное) финансового и материального обеспечения. Очевидно, именно это имел в виду Павел, когда сказал: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь», потому что нельзя «заграждать рта у вола молотящего»; и «трудящийся достоин награды своей (или своей заработной платы)».
Я хочу это подчеркнуть, потому что работа Божья не будет выполнена, если не будут обеспечены финансами те, кто несет служение на полное время. Несомненно, это помешает работе Божьей.
Павел рассматривал эту тему и в 9-й главе 1-го Коринфянам. Обратите внимание, какие принципы описаны в следующих двух стихах; на самом деле, вам будет полезно прочитать всю эту главу самостоятельно.
Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?… Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
(1 Коринфянам 9:7, 14)
Ни один солдат, отправляясь на войну, не должен платить сам себе жалование. Ему всегда платят те, за кого он воюет. А владелец виноградника, который занимается его культивированием, ест его плоды. Подобным образом и пастух не станет резать своих овец, но хотя бы будет пить их молоко, чтобы подкрепиться.
Если те, кто служит благовествованием народу Божьему, уделяют этому занятию столько времени, что не могут зарабатывать себе на жизнь, занимаясь каким-то другим делом, то их должны содержать люди, которым они служат. Так постановил Бог. Кроме того, это логично. Некоторые церкви хвалятся тем, что не платят своим служителям. Но я много раз убеждался, что такой порядок в конечном итоге препятствует эффективной работе служителей Божьих.
Конечно, если человек работает пресвитером не полный рабочий день, тогда ему, пожалуй, не нужно платить жалование. Или же, если у человека есть другой источник дохода, и он финансово независим, тогда, наверное, он не нуждается в зарплате в полном объеме. Однако если он много времени уделяет преподаванию Слова Божьего, тогда ему необходимо платить полное жалование. Плата пресвитера должна зависеть от его нужды и времени, которое он тратит на служение. Этот принцип ясен.
Овцам нужен пастырь
В завершение этой главы я бы хотел затронуть еще один очень важный момент относительно пресвитеров. Это принцип, который я сформулировал так: овцам нужен пастырь. Согласно тому, что сказано и в Ветхом, и в Новом Заветах, овцы без пастыря рассеиваются, теряются, устают, болеют и становятся жертвами хищников. Это очень интересный факт. Крупный рогатый скот можно оставлять без присмотра, но овец без присмотра оставлять никак нельзя.
Насколько я понимаю Новый Завет, этот принцип касается каждого верующего. Вы должны либо быть пастырем, либо иметь его. Вы либо несете служение пастыря, либо находитесь под служением пастыря. В Писании нигде не сказано о том, что овца может обходиться без пастыря. Однако сегодня в нашей стране можно без труда найти много тысяч людей, которые не имеют пастыря, никого не признают своим пастырем и сами не являются пастырями. В результате они рассеяны, потеряны, ослаблены, духовно больны и становятся жертвами обманщиков и лжепророков, которые паразитируют на людях Божьих, не имеющих никакой защиты.
Чтобы принимать служение пастыря необходимо быть учеником. В Книге Деяния 11:26 сказано: «Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». Я считаю, это заявление имеет решающее значение. Христианин — это ученик. Человек, который не является учеником, не может называться христианином. Ученик — это тот, кто соблюдает определенную дисциплину. А в церкви дисциплина необходима. В ней должны быть руководители и руководимые. И тем, и другим нужна благодать Божья. Я убежден, что человек, который не желает, чтобы им руководили, никогда не сможет руководить сам.
Завершая эту часть изучения церковного лидерства, я считаю важным сказать следующее: ни один здравомыслящий человек не станет самовольно присваивать лидерскую должность, если он действительно боится Бога. Желание занимать высокое положение вполне естественно, однако очень опасно становиться лидером без инициативы со стороны Бога.
Сегодня необходимо возрождение библейского лидерства, особенно в таких странах, как Китай, где Евангелие быстро распространяется, и существует острая нужда в лидерах. Поэтому, если вы — лидер, то вам следует оценивать себя по библейским стандартам. Задайте себе следующие вопросы: поступаю ли я согласно правам и обязанностям, которые мне дал Бог? Готов ли я слушаться Бога? Если вы — рядовой член церкви, то можете задать себе такие вопросы: готов ли я усиленно молиться о том, чтобы Бог поднял лидеров по Своему сердцу? Готов ли я молиться о том, чтобы Его лидеры верно Его представляли?
Когда мы будем все это делать, лидеры поместных церквей смогут исполнять свое призвание: руководить, обучать и пасти овец Божьих.
23 глава
Стационарное служение: диаконы
Любая поместная церковь проходит процесс роста и развития, несколько похожий на то, как из клетки развивается человеческий организм. Есть четыре этапа развития здорового и правильно функционирующего церковного тела: (1) клетка (ячейка); (2) назначение пресвитеров, после чего группа учеников превращается в церковь; (3) назначение дьяконов и (4) служения, укомплектованные членами тела, или служение членов церкви. Давайте подробнее рассмотрим все эти этапы:
1. Ячейка — это немноголюдное домашнее собрание. Часто она представляет собой церковь в зачаточном состоянии.
2. Когда люди общаются, молятся, изучают Слово Божье и благовествуют, в ячейке проявляются лидеры. После того как эти лидеры докажут свою компетентность, апостолы должным образом назначают и рукополагают их пресвитерами. Только тогда община верующих может официально быть названа «церковью».
3. Чтобы лидерство было полным, необходимы также дьяконы. Как мы уже видели, дьяконы отвечают за материальное обеспечение церкви.
4. Каждому члену общины Бог поручил выполнять какую-то функцию. Члены церкви должны служить в том или ином качестве под руководством пресвитеров и дьяконов, и их участие в делах церкви должно только расширяться и углубляться. Со временем разные люди должны охватить все дары и служения, которые Бог поместил в поместную церковь. Тогда тело, развившись из одной ячейки, приобретет завершенный вид.
Назначение дьяконов
Суть административных лидеров поместной церкви предельно проста. Тогда как пресвитеры восполняют духовные нужды людей, дьяконы восполняют их материальные нужды. Дело дьяконов — служить. Чтобы получить первоначальное представление об обязанностях дьяконов, давайте еще раз посмотрим, как были назначены первые дьяконы:
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов (греков) ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
(Деяния 6:1–4)
Церковь столкнулась с серьезной проблемой. Она так быстро росла, что апостолам было трудно справляться со всеми делами, и им срочно понадобились помощники. Верующие пришли к апостолами и сказали: «Нашими вдовами пренебрегают. Это несправедливо». Апостолы сказали: «Хорошо, мы предпримем меры, чтобы разрешить эту проблему».
Позвольте указать на одну особенность новозаветной церкви. Верующие неизменно брали на себя ответственность за своих вдов; это считалось само собой разумеющимся. А в наше время государство взяло на себя столько функций, что церковь не осознает, в чем ее ответственность. Я верю, что церковь должна отвечать за вдов, сирот и нищих, и это должно выражаться конкретными делами.
Собрав членов общины, двенадцать апостолов сказали им выбрать семь человек с хорошей репутацией, исполненных Духа Святого и мудрости, которых можно было бы назначить на это служение. Это позволило бы апостолам посвятить себя молитве и служению Слова, т.е. конкретному служению, к которому их призвал Бог. Они потребовали, чтобы другие служители занимались повседневной работой, связанной с распоряжением деньгами, продовольствием, одеждой и всем остальным, что может понадобиться людям.
Пресвитеры должны все внимание уделять молитве и служению Слова, однако это не значит, что дьяконы не важны. В Писании сказано, что для того чтобы нести свое служение, они должны быть «изведанные», т.е. с хорошей репутацией, а также исполнены Духа Святого и мудрости.
И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона (Тимофея), и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников.
(Деяния 6:5)