Первыми дьяконами были избраны семь человек. И опять мы видим, что лидерство поместной церкви всегда состоит из многих людей, а не из одного человека. Обратите внимание, что община избрала дьяконов, получив указание от лидеров выбрать благочестивых людей. Это было очень разумно. Если бы дьяконов избрали апостолы, члены общины могли бы сказать: «Вы поставили над нами людей, которые будут делать, что хотят». Поэтому апостолы сказали: «Выбирайте их вы, а мы утвердим ваш выбор и объясним этим людям, в чем состоят их обязанности». В таком случае никто не мог пожаловаться на людей, которые были назначены для выполнения этого задания.
Назначены Богом или человеком?
Во многих церквях пасторы, дьяконы и другие служители избираются путем голосования членов общины. На самом деле это не совсем по-библейски. Служителей назначает Бог. Своим ученикам Иисус сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). Я считаю, это также относится ко всем деятелям и служителям в церкви. Выбор делает не человек, а Бог, потому что Иисус Христос является Главой над всем в церкви, которая есть Тело Его. На самом деле назначения, которые делаются без власти Иисуса, недействительны. Более того, такое назначение ничего не дает человеку, если перед этим ему не доверил служение Бог. Мы должны лишь признавать то, кем Бог решил сделать человека, и подтверждать это.
Хочу подкрепить свои слова практическим примером. Если вы находитесь на собрании, где обсуждают кандидатуры потенциальных дьяконов или голосуют за них, ваша цель должна быть не в том, чтобы решить, кого вы хотите видеть в роли дьякона, как если бы это был какой-то конкурс популярности. Ваша цель должна быть в том, чтобы выяснить, кого Бог выбрал быть дьяконом. Для этого нужно иметь совсем другое отношение. Члены церкви должны выдвинуть кандидатуры тех, кого, по их мнению, Бог призывает к этому служению, а пресвитеры должны окончательно их утвердить и назначить. Для этого они должны публично возложить на них руки и утвердить дьяконами церкви.
…их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (как бы поставив на них печать своего одобрения и отделив их на служение в качестве дьяконов).
(Деяния 6:6)
Как мы уже видели, возложение рук — это не просто формальность. Произошло нечто важное, когда апостолы под водительством Духа Святого помолились и возложили руки на первых дьяконов. Тогда стала действовать духовная власть и сила, и из этого развилось крупное служение. Возложением рук на апостолов были достигнуты три основные цели:
1. Апостолы публично признали, что они считают этих людей достойными того, чтобы занять положение дьяконов.
2. Они публично передали этих людей Богу для выполнения задания, ради которого Он их избрал.
3. Они передали этим людям часть своей духовной благодати и мудрости, необходимую для того, чтобы выполнить задание, которое им было поручено.
Дьякон — это слуга
Когда мы с моей женой Руфью приехали в Пакистан, нас подвергли допросу в отделе иммиграции. Пакистанский чиновник спросил: «Ваш род занятий?» Пакистан — мусульманская страна, поэтому я подумал: «Нужно быть осторожным». В конце концов, я ответил: «Я — служитель»*. Это слово показалось мне довольно нейтральным, значение которого многие люди не понимают. После этого мне повсюду оказывали всяческие почести. Мне устроили встречу с начальником пограничной службы и так далее. Позже я понял, что меня, должно быть, приняли за министра из правительства Соединенных Штатов!
* Английское слово minister означает как «(церковный) служитель», так и «министр». — Примеч. пер.
Подобное часто происходит и в церкви. Мы далеко отошли от значения слова «служитель», которое означает «слуга». Я часто задумываюсь о том, как радикально изменились бы некоторые церкви, если бы они поняли, что слово «дьякон» на древнегреческом языке также означает «слуга». В некоторых церквях совет дьяконов обладает большой властью. Что бы изменилось, если бы их переименовали в совет слуг?
Если вы — дьякон, то вы являетесь слугой Господа, а также слугой народа Божьего. Дьяконы должны служить под руководством пасторов или пресвитеров. Если церковью руководит совет дьяконов, то это противоречит Писанию, ведь так материальное становится выше духовного. Люди, контролирующие финансы, должны иметь последнее слово. Можете показывать свою духовность, сколько хотите, но суть заключается именно в этом. По моему мнению, финансами, в конечном счете, должны распоряжаться пресвитеры, а дьяконы должны делать то, что им говорят пресвитеры.
Требования к дьякону
Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
(1 Тимофею 3:12–13)
Как и в случае с пресвитерами, дьяконы сначала должны быть испытаны и проверены. Во времена Нового Завета ответственное положение в церкви человек занимал только после тщательной проверки его действий на практике. Некоторые люди, которые плохо справляются с мирской работой, принимают духовное служение, и у них ничего не получается.
Я несу служение на полное время вот уже более пятидесяти лет, и я видел много людей, которых Господь призвал быть служителями на полное время: миссионеров, пасторов, евангелистов, молодежных лидеров и так далее. Я не помню, чтобы за все эти годы я видел хотя бы одного человека, не разбирающегося в материальных вопросах, которому Бог доверил бы духовное служение. Это противоречит Его основным принципам. Я видел многих людей, которые пытались так делать, но эти попытки заканчивались полным провалом. Кандидатам на должность дьякона не обязательно владеть собственными предприятиями, но они должны уметь действовать в материальном мире. Они должны уметь распоряжаться долларами и центами сейчас, когда они где-то работают или учатся.
Продвижение дьяконов по службе
Когда человек становится дьяконом, он берет на себя обязательство не только контролировать распределение благотворительных взносов. В его обязанности входит и оказание помощи пресвитерам в их служении, и часто это является подготовкой к тому, чтобы самому стать духовным лидером, как было в случае с Филиппом, который стал евангелистом. Если человек хорошо справляется с работой дьякона, он становится кандидатом на повышение в духовном звании.
Большинство людей не осознает, что в церковном служении должен быть профессиональный рост и продвижение по службе. Если вы начали служить в должности дьякона, имейте в виду, что это может стать ступенькой к чему-то большему. Более того, если вы не начали церковную деятельность как слуга, то, скорее всего, не получите и продвижения, потому что Бог повышает по службе только тех людей, которые начинают с первой ступеньки лестницы. Духовные лидеры не падают с неба полностью подготовленными, не проходя периода проб и ошибок. Такого не бывает с дарами Духа, а также не бывает с духовными служениями. Человек должен пройти процесс, когда он ошибается и учится на этих ошибках. Именно так было с народом Божьим в Новом Завете, и именно так должно быть в современной церкви.
5 часть:
Образ жизни церкви
24 глава
Каждодневная жизнь поместной церкви
Какое-то время назад я осознал, что рассказываю людям о первоначальных переживаниях, которые приводят их к христианской жизни, но затем не даю им никакого направления и наставления относительно того, как жить этой жизнью. Поэтому в этой главе я постараюсь описать образ жизни настоящей поместной церкви — не ее устройство, управление или должности в ней, а сам образ ее жизни. Другими словами, мы рассмотрим, каким может быть «один день в жизни настоящей церкви».
Три переживания при вступлении в церковь
Сначала мы рассмотрим три переживания, которые предваряют вхождение в поместную церковь и каждодневную христианскую жизнь. Затем мы рассмотрим саму эту жизнь.
Во 2-й главе Книги Деяния содержится очень четкое описание как этих первоначальных переживаний, так и последующей за этим каждодневной жизни церкви.
Услышав это, они (народ) умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.
(Деяния 2:37–38)
Какой всеобъемлющий ответ. Здесь полностью описано переживание новозаветного спасения, которое я называю «комплексной сделкой»: покаяние, крещение в воде и принятие Духа Святого. Насколько я разбираюсь в Писании, кроме этих трех переживаний больше ничего не нужно. Я верю, что после дня Пятидесятницы воля Божья и Его ответ на вопрос: «Что нам делать» ничуть не изменились.
1. Покаяние
В Писании подчеркивается, что мы должны покаяться. В древнегреческом оригинале в стихе Деяния 2:38 глагол «покайтесь» стоит в такой форме, которая означает «сделайте это один раз и никогда не повторяйте». В Новом Завете нет учения о том, что нужно каяться постоянно. Человеку, который живет праведно, не нужно каяться, а человек, который истинно покаялся, не должен продолжать грешить! В древнегреческом оригинале это слово звучит очень решительно и жестко: покайтесь. Измените образ мышления. Прекратите поступать неправильно и начните поступать правильно. Отвернитесь от дьявола; повернитесь к Богу. Вот что означает покаяние. Это не эмоция, а решение.
2. Крещение
Второе событие — это крещение: «И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (или в прощение грехов)». В ранней церкви, когда человек крестился в воде, он официально показывал всем, что он уверовал в Иисуса Христа и принял прощение грехов. Это не было необходимым для прощения, а скорее указывало на то, что этот человек принял прощение грехов, и это признали лидеры церкви. По сути, водное крещение необходимо для того, чтобы люди признали, что данный человек имеет право быть членом церкви Иисуса Христа.