Регулярный совместный прием пищи имеет особый смысл. Мы убедились в этом в Африке, где теоретически между черными и белыми нет преград. Но, конечно, на самом деле между нами был большой раскол, и нас с женой это очень беспокоило. Наконец, мы решили пригласить некоторых африканцев к себе домой, что произвело переворот в сознании тех людей.
Дело в том, что многие африканцы в то время не умели обращаться столовыми приборами. Наверное, вы ощутите неловкость, если ваш гость будет сидеть в полуметре от стола и, потея от напряжения, пытаться совладать с ножом и вилкой. Но эти люди были так вежливы. Они сказали: «Не беспокойтесь. Мы так не умеем, но, научите нас, пожалуйста. Мы хотим научиться». Мы обнаружили, что такое общение радикально изменило наши отношения.
Затем мы сами стали два раза в неделю ходить обедать с нашими студентами в их столовую. Нам не нравилась там еда, но мы обнаружили, что благодаря этому между нами завязались совершенно другие отношения. Это полностью согласуется с Писанием. А по восточному обычаю, приняв пищу вместе с каким-то человеком, вы практически поклялись ему в верности. После этого вы его не предадите. Это приравнивается ко вступлению в завет. Воспользовавшись чьим-то гостеприимством, вы должны испытывать к этому человеку такое чувство признательности, которое сможет нарушить только самый подлый и недостойный человек. Вина Иуды кроме всего прочего состояла и в том, что сначала он вкусил хлеб с Иисусом, а затем предал Его. В Псалтыре содержится драматичное пророчество о том, как будет предан Иисус:
Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.
(Псалом 40:10)
В Евангелии от Иоанна 13:18 описано, как Иисус незадолго до того, как Его предал Иуда, Сам сослался на этот отрывок: «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою». Итак, это высшая степень предательства и вероломства: сначала поесть с человеком, а затем его предать. Бог собирает нас, Своих людей за одним столом для общения с той целью, чтобы после этого мы хранили верность друг другу. Пообедав с кем-то за одним столом и сказав ему: «Будь благословен, брат», мы затем не станем распускать о нем слухи. Если же мы это сделаем, то потупим, как Иуда, хотя, конечно же, не на таком серьезном уровне.
Я хорошо представляю себе такой совместный прием пищи, в том числе и тайную вечерю. На самом деле корнями причастие или вечеря Господня уходит в пасхальный ужин. И то, и другое представляло собой полноценный ужин, который сопровождался длительным общением. Принимая причастие, мы обновляем наш завет с Иисусом и со всеми, кто принимает его вместе с нами. Мы клянемся в верности Ему и друг другу. Тем, кто принимает причастие недостойно, выносится суровый приговор именно потому, что этот прием пищи связан с заветом (см. 1 Кор. 11:27–32). Вы очень рискуете, если, предав человека, с которым вы ели, затем вкушаете вечерю Господню. Это все равно что, глядя человеку в глаза, ожидать, когда он отвернется, и затем ударить его ножом в спину. Именно так это воспринимается с библейской точки зрения.
Мы видим, насколько Павла волновало то, чтобы это общение с совместным приемом пищи проходило правильно:
Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
(1 Коринфянам 11:20–21)
Члены коринфской церкви были полны энтузиазма, однако немного туповаты. Вспомните, что они радовались Божьим благословениям, даже когда среди них процветала вопиющая сексуальная аморальность (см. 1 Кор. 5:1–2). Очевидно, у них был еще очень странный обычай: на причастие каждый приносил свою пищу и начинал есть, не дожидаясь, когда придут другие, которые оставались голодными. Одни пили очень много вина, тогда как другим вообще ничего не оставалось.
Однако в этих же стихах есть доказательство того, что члены коринфской церкви регулярно принимали пищу вместе. Они это делали неправильно, но они хотя бы собирались вместе. Это была естественная форма общения. Павел не критиковал общение, но он не мог мириться с пьянством. Он говорил: «Не думайте, что такое общение можно назвать вкушением вечери Господней». Давайте общаться за столом, делая это как члены одной церковной семьи: делясь всем друг с другом во время этого приема пищи.
Это полностью отличается от того, чтобы сидеть на своих местах в зале для собраний и называть это общением. Когда вы едите вместе с какими-то людьми, ваше отношение к ним обязательно меняется. Вы меняетесь, они меняются, меняются ваши взаимоотношения, и меняется атмосфера. Посмотрите, какая прекрасная картина; в ней представлен «конечный продукт» всей этой главы:
И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб (или обедая в гостях друг у друга), принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа.
(Деяния 2:46–47)
Это образ победоносной церкви, которая живет в Духе и совершенном общении. Где она действовала? По домам. Каждый обеденный стол стал местом для общения, молитвы и прославления Бога. Неверующие видели их не в храме, потому что неверующие в храм не ходят. Они видели их в своих домах, и, видя их, они хотели иметь то, что имели эти верующие.
Сегодня не так уж много домов, в которых живут счастливые семьи. По-настоящему счастливая семья, члены которой любят бывать вместе и прославлять Бога, будет бросаться в глаза! Люди задумаются: «Что там происходит?» Если все свои привлекательные качества вы будете демонстрировать только в церковном здании, то большинство неверующих никогда не увидит, что у вас есть. В Евангелии от Матфея 5:15–16 Иисус сказал, что мы не должны ставить нашу свечу под сосудом, а, наверное, самым большим сосудом, под которым мы прячемся сегодня, является церковное здание!
Вид деятельности № 4 — молитва
Тогда как основной потребностью поместной церкви является учение, ее первостепенным служением является молитва. После того как члены поместной церкви будут должным образом обучены и соберутся вместе во имя Господа Иисуса Христа, должно возникнуть молитвенное служение. Это служение развивается из учения.
Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков.
(1 Тимофею 2:1)
Павел наставлял Тимофея о том, как должны вестись дела в поместной церкви, и сказал: «Прежде всего…» Первостепенным служением поместной церкви является совершение молитв, прошений, молений и благодарений. Бог рассчитывает, что церковь станет молитвенным центром, «электростанцией», из которой в мир будет поступать эффективная молитва ходатайства. Если бы церковь выполняла эту функцию, у нее были бы совсем другие отношения с миром. Если вы много молитесь о людях, они чувствуют в вас нечто, из-за чего они положительно реагируют на ваши слова и дела. Если же вы служите им без молитвы, у них к вам совершенно иное отношение.
(Господь сказал:) Я приведу на святую гору Мою и обрадую их (чужих и отверженных) в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
(Исаия 56:7)
Дом Божий должен называться «домом молитвы для всех народов». В Его доме молитвы Его народ радуется радостью, которая выдержит испытание скорбями. Христиане могут испытывать и другие виды радости, которые могут и не выдержать такого испытания. Но когда мы позволим Богу обрадовать нас в доме молитвы, эта радость будет надолго.
Когда я только уверовал, будучи совершенно несведущим в духовных принципах (хотя перед тем я уже в течение двадцати пяти лет был членом церкви), мне больше всего нравилось бывать на молитвенном собрании. Это полностью противоречило моему «естественному» характеру. Помню, как однажды, будучи неверующим, я услышал о том, что кто-то идет на молитвенное собрание. До того я ни разу не был на молитвенном собрании и понятия не имел, что это такое. Но, осознав, что тот человек собирается провести целый час на собрании, где все будут только молиться, я подумал: «О чем вообще можно молиться целый час?» Приняв спасение и крещение в Духе Святом, я сразу понял, как можно подолгу молиться. Должен сказать, что Бог обрадовал меня в Своем доме молитвы.
Давайте вернемся ко 2-й главе 1-го Тимофею, где мы видим, что первая конкретная тема, о чем нужно молиться, это «за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2:2). В Библии предписано, чтобы поместная церковь в первую очередь молилась не о проповедниках, миссионерах или больных, а о представителях гражданских властей. Я часто задавал в поместных церквях такой вопрос: «Кто из вас за последнюю неделю хотя бы раз осмысленно молился за главу вашего правительства и его работу?» Чаще всего утвердительно отвечает менее 20 % человек. Мы забываем о главном молитвенном приоритете.
Мой близкий друг, ныне покойный Дон Бэшем, впервые услышал, как я проповедовал об этом в Австралии. Перед этим я спросил у собравшихся: «Кто из вас регулярно молится за королеву и за всех начальствующих в Британском Содружестве наций?» Из ста пятидесяти человек довольно неуверенно подняли руку пять, и Дон не был одним из них! Когда примерно через год он снова побывал на моей проповеди, то сказал: «Брат, ты меня больше не поймаешь! Ты меня подловил однажды, но больше у тебя не получится. Мы в семье каждый день молимся о начальствующих».