Во-вторых, в этом псалме подчеркивается то, чему, как мне кажется, многие евангельские христиане уделяют недостаточно внимания. Бог крайне заинтересован в нищих, нуждающихся и притесняемых. Итак, вот этот образ царства и Царя:
Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя… Он будет обладать от моря до моря и от реки (Евфрат) до концов земли; падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его.
(Псалом 71:1–4, 8–14)
Люди за редким исключением не заботятся о нищих. Большинство современных правителей в мире безразличны к бедным. В Книге Иезекииля 16:49 Бог описывает грехи Содома; удивительно, но гомосексуализм вообще не упоминается. Грехи Содома состояли в «гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». При таких условиях возникает гомосексуализм, и именно это произошло в Соединенных Штатах и других странах Запада. Но обратите внимание, что основное обвинение, которое выдвигается против жителей Содома, заключается в том, что они не поддерживали руки бедного и нищего. В современном мире одновременно происходят два явления. Богатые богатеют, а бедные беднеют. Цель большинства проводимых политических переговоров состоит в том, чтобы защитить богатых.
Прежде чем мы все внимание обратим на три основные цели Бога, которые должны быть достигнуты перед наступлением Его царства, позвольте указать еще на один факт. В 91-м псалме затронута очень актуальная в наше время проблема: процветание нечестивых. Прожив более восьмидесяти лет, я не видел, чтобы нечестие так гордо выставляло себя на показ, как сейчас. Почему Бог это допускает? Неужели Богу все равно? Вот что говорит псалмопевец:
Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того. Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки.
(Псалом 91:6–8)
Бог допускает, чтобы процветало беззаконие; именно это и происходит в современном мире. Но Его цель — уничтожить нечестивых. Меня удивляет то, как мало сегодня проповедуют о суде Божьем. Если мы не будем говорить о суде, то лишим Духа Святого возможности обличать людей. Суд является неотъемлемой частью евангельского откровения. Иисус — Спаситель, но Он также и Судья.
В Откровении 1:9–17 Иоанн описывает Иисуса как Судью. Раньше он знал Его как Спасителя. На тайной вечере он положил голову на грудь Иисуса и лежал так. Но, встретившись с Ним как Судьей, Иоанн пал к Его ногам, как мертвый! Думаю, церкви необходимо увидеть Иисуса как Судью.
Теперь давайте рассмотрим три цели Бога, которые должны быть достигнуты перед наступлением Его царства.
Евангелие будет проповедано во всем мире
В 24-й главе Евангелия от Матфея ученики Иисуса задали Ему такой вопрос:
Какой признак Твоего пришествия и кончины века?
(Матфея 24:3; жирный шрифт мой — Д.П.)
Не «признаки», а «признак». Иисус дал на это конкретный ответ. Но перед этим Он указал еще на некоторые моменты, ни один из которых, однако, не является тем единственным «признаком». Давайте рассмотрим некоторые из них:
Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней (или родовых мук).
(Матфея 24:7–8)
Царство Христа на земле в конце времен невозможно организовать; его можно только родить. Это напоминает то, как любой человек входит в царство Божье: он должен родиться свыше; иного способа нет. Рождению предшествуют родовые муки, и чем они сильнее, тем ближе рождение. Я верю, что сейчас мы проходим период родовых мук при физическом рождении царства Христа на земле.
В 7-м стихе Иисус описал эти родовые муки: восстанет народ на народ, и царство на царство. Словом «народ» переведено древнегреческое слово ethnos, и это значит, что Иисус имел в виду этнические конфликты, такие как мы видели после распада Советского Союза. Лично я считаю, что эти родовые муки начались с Первой мировой войны. С тех пор мы видим, как во всем мире возникает все больше конфликтов на основе межнациональной вражды. Это явный признак кончины века!
Далее в 24-й главе Евангелия от Матфея мы несколько раз встречаем слово «тогда». Это указывает на постепенное развитие событий, одно за другим. Заявив, что все это будет указывать на начало родовых мук, Иисус продолжил:
Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.
(Матфея 24:9)
Я часто спрашиваю у христиан, кого Иисус имеет в виду, говоря «вас». Эти слова относятся к последователям Иисуса, поэтому «вас» означает «нас»!
И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга.
(Матфея 24:10)
Перед лицом гонений от веры отрекутся многие христиане, и чтобы сохранить себе жизнь, они будут предавать своих братьев и сестер. Подобное происходило в бывшем Советском Союзе, а сейчас происходит в Китае, но в будущем таких случаев станет еще больше.
И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих.
(Матфея 24:11)
В настоящее время наибольшую опасность представляют не гонения, а обман или прельщение. Иисус предостерегал нас от прельщения чаще, чем от чего бы то ни было другого. Если вы думаете: «Меня невозможно прельстить», то именно вам грозит прельщение. За более чем шестидесятилетний опыт я убедился, что сохранить веру можно благодаря лишь одному: не нашему уму, не нашему знанию Писания, не нашим дарам или положению, а только милости Божьей. Павел сказал: «Я… даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным» (1 Кор. 7:25). Я часто признаюсь перед Богом: «Господь, если я и останусь Тебе верным, то только по Твоей милости. Не благодаря моему уму, знанию языков, способностью цитировать места Писания и опыту служения, а только благодаря Твоей милости».
И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
(Матфея 24:12)
Словом «любовь» здесь переведено известное многим древнегреческое слово agape. Прежде всего оно означает христианскую любовь. Почему же охладеет любовь во многих христианах? По причине умножения беззакония. Оглянувшись на двадцать или тридцать лет назад, нам придется признать, что сейчас в Америке умножается беззаконие. Фактически, оно умножалось постоянно — до тех пор, пока не осталось никакой силы, способной его сдерживать. Люди во всем винят полицию, но полиция в состоянии поддерживать закон и порядок, только если большинство граждан законопослушно. Когда же этого нет, поддерживать правопорядок невозможно. Если мы не будем хранить бдительность в этой атмосфере беззакония, то в нас охладеет любовь.
Претерпевший же до конца спасется.
(Матфея 24:13)
На самом деле в древнегреческом оригинале сказано конкретнее: «Тот, кто претерпит до конца, спасется». Сейчас вы спасены, но чтобы остаться спасенным, вы должны претерпеть до конца. Иначе вы не спасетесь.
Довольно мрачная картина. Но следующий стих настолько парадоксальный, что он потрясает. Можно было бы подумать, что в таком случае Иисус скажет: «Прячьтесь; скрывайтесь; делайте все, что в ваших силах, чтобы защитить себя и свою семью. Старайтесь остаться незамеченными. И тогда, может быть, выживете». На самом же деле Он сказал прямо противоположное. Когда наступит такая ситуация, проявится такой признак:
И проповедано (или провозглашено) будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
(Матфея 24:14)
Окончательным признаком станет провозглашение Евангелия царства во всех народах. Кстати, это названо Евангелием царства. Я замечаю, что многие проповедники часто проповедуют о любви Иисуса, но никогда — о царстве. Я слышал, как один румынский христианин сказал: «Пока мы говорили людям: "Иисус вас любит", все было хорошо. Когда же мы начали говорить: "Иисус — царь", нас стали бросать в тюрьмы». Это не популярное послание.
В Коринфе апостолов критиковали их враги. Деятельность апостолов они описали следующим образом. Сначала они сказали: «Эти всесветные возмутители пришли и сюда» (Деян. 17:6). Сказали бы они то же самое о нас с вами? Являемся ли мы всесветными возмутителями?
Затем они сказали: «Все они поступают… почитая другого царем, Иисуса» (Деян. 17:7). Так ли неверующие обобщат суть евангельского послания, которое мы им сообщаем сегодня? Думаю, нет. Чаще всего, мы ищем к ним подход, говоря: «Бог восполнит ваши нужды». Бог действительно восполнит ваши нужды, но дело в том, что так у людей складывается впечатление, будто Бог существует лишь для того, чтобы восполнять их нужды. Именно такое отношение у большинства современных американских христиан. «Бог благ, и Он восполнит все мои нужды». Но истина в том, что не Бог существует для вас, а вы — для Бога. Самое главное — чтобы вы прославляли Бога, а не чтобы ваши нужды были восполнены. Необходимо иначе представлять людям Евангелие.
Опять-таки, единственный признак следующий:
И проповедано (или провозглашено) будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
(Матфея 24:14)
Дается конкретный ответ на конкретный вопрос. Прежде чем стать проповедником я был исследователем-логиком. Я вижу в этом простую логику. Вот единственный признак: Евангелие царства будет провозглашено по всему миру во свидетельство всем народам, и тогда придет конец.