Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 10 из 136)

Соответственно выстраивается им и теоретико-методологи­ческая платформа “философской психологии”. Ее задачами яв­ляются: познание не отдельных, единичных, обособленных ду­шевных явлений, а природы “души”; определение места “души” в общей системе понятий, ее отношений к другим об­ластям бытия. В качестве основного метода определяется ме­тод самонаблюдения, под которым понимается “имманентное уяснение самосознающейся внутренней жизни субъекта в ее родовой ... сущности” [там же, с. 29]. При такой трактовке базовых оснований философская психология отличается от конкретных, в т.ч. естественных наук, а равно и от дисциплин, занятых познанием “царства Логоса или идеального бытия” (логика, этика, эстетика, религиозная философия и т. д. [там же, с. 30], поскольку имеет целью не богопознание или миро-познание, а познание бытия, раскрывающегося в самопознании. Объектом же философской психологии является человек как “конкретный носитель реальности” [там же, с. 29]. В другом месте Франк уточняет собственное понимание душевной жиз­ни, снова подчеркивая ее целостность: “Наша душевная жизнь есть не механическая мозаика из каких-то душевных камеш­ков, называемых ощущениями, представлениями и т. п., не сгребенная кем-то куча душевных песчинок, а некоторое един­ство, нечто первично-сплошное и целое, так что, когда мы употребляем слово “я”, этому слову соответствует не какое-то туманное и произвольное понятие, а явно сознаваемый (хотя и трудно определимый) факт [там же, с. 17].

Франк признает душевную жизнь как особый мир не своди­мый лишь к материально-предметному бытию, отграниченный и независимый от предметного мира и имеющий собственные условия жизни, “бессмысленные и невозможные в другом пла­не бытия, но единственно естественные и реальные в нем самом” [там же, с. 55-56]. Основными чертами душевной жизни признаются:

1. Непротяженность ее или точнее непространственность, т. к. для образов как элементов душевной жизни протяженность есть не форма их бытия, а лишь “простое бесформенное, непосред­ственное и неопределимое внутреннее качество” [там же,с. 95].

2. Невременность душевной жизни. Поскольку область пси­хического есть “область переживания, непосредственно субъек­тивного бытия” [там же, с. 90], то по своей сути, переживание лишено измеримой длительности, не локализовано во времени. И лишь когда человек начинает мыслить переживание, заменяя его “невыразимую непосредственную природу его изображени­ем в предметном мире” [там же, с. 96] можно вести речь об оп­ределении времени переживания.

Соответственно, эти две черты душевной жизни обусловли­вают одно из основных ее отличий от предметного мира—“не­измеримость”.

3. “Сплошность, слитность, бесформенность единства” душев­ной жизни [там же, с. 96]. Душевная жизнь не является ни оп­ределенным множеством, ни определенным единством. Она есть лишь “материал, предназначенный и способный стать как под­линным единством, так и подлинною множественностью, но именно только бесформенный материал для того и другого” [там же, с. 98].

4. Неограниченность душевной жизни, отсутствие ограничен­ного и определенного ее объема: “она не имеет границ не пото­му, что объемлет бесконечность, а потому, что положительное ее содержание в своих крайних частях каким-то неуловимым образом “сходит на нет” не имея каких-либо границ и очерта­ний” [там же,с. 102].

Что касается описания конкретной душевной жизни, реали­зующейся в конкретном “я”, то Франк выделяет три аспекта рассмотрения “глубокой, первичной инстанции в нас, которую мы обычно называем по преимуществу нашей “душой” [там же, с. 134]:

—Душа как формирующееся единство, т. е. ”как начало действенности или жизни” [там же, с.165];

—Душа как носитель знания, исходящего из “непостижимых глубин бытия”, и концентрирующегося в индивидуальном сознании [там же, с. 190] ;

—Душа как единство духовной жизни (т. е. объективной и субъективной сторон душевной жизни), которая выступает как форма и стадия сознания.

Другими словами, здесь намечена как бы эволюция внутрен­ней жизни человека, когда от чистой душевной жизни как са­мого низшего состояния (где нет ни субъекта, ни объекта, нет различения между “я” и “не-я”, а есть лишь чистая и универ­сальная потенция, бесформенная общность душевной стихии), через выделение содержаний предметного сознания из душев­ной жизни и образование противостоящего ему мира—“личного самосознания индивидуально-единичного “я” (состояние само­сознания) [там же, с. 218] происходит восхождение к высшему состоянию духовной жизни, где противостояние субъекта и объекта, “я” и “не-я”, внутреннего и внешнего бытия существен­но видоизменяется (по сравнению с предыдущим состоянием). В частности, “я” сознает себя “лишь частным излучением аб­солютного единства жизни и духа, возвышающегося и над про­тивоположностью между субъектом и объектом, и над противо­положностью между разными субъектами” [там же, с. 129]. Тем самым, на последней ступени происходит, как бы, актуализа­ция, осуществление того “зародышевого состояния”, своеобра­зие которого было в чистой душевной жизни” [там же].

По сути, в своей “философской психологии”, обобщая многие идеи своего времени (Джемса, Бергсона) и опираясь на ис­ходные положения русской религиозно-философской мысли, ученый предложил программу “новой психологии”, которая, по его мнению, являлась выходом из противоположности матери­алистически и идеалистически ориентированных психологичес­ких систем. И в этом смысле, конечная задача духовной психо­логии — создание благоприятной почвы для “истинного на­правления науки о духе”, подразумевающего ситуацию “когда мы будем иметь вместо психологии человека-животного психо­логию человека—образа божьего” [там же, с. 439], по нашему мнению, была реализована Франком, хотя он ни в одной строке своей работы не упоминает Бога.

Говоря о духовной психологии в России начала XX века как самостоятельном направлении психологической мысли, мы имели в виду не только наличие оригинальных концепций или теоретических построений, но и ее организационное оформление. Например, существовавшее Санкт-Петербургское Философ­ское общество в значительной мере пропагандировало именно Заботы этого направления, хотя его двери был открыты и для представителей других подходов. Более того, духовные Академии также служили своеобразной школой, в рамках которой апробировались религиозно-психологические идеи. Так, многие выпускники академий писали работы на получение степени кандидата или магистра богословия по психологической тема­тике. Например, в Санкт-Петербургской академии в 1894 г. из 42 выпускников 10 писали работы по психолого-философской 1 проблематике [35, с. 361]. Более того, здесь существовало студенческое психологическое общество, председателем которого был В.Серебренников, экстраординарный профессор по кафедре психологии академии. В его работе участвовало более 70 че­ловек и в год оно проводило 10—12 заседаний. О большом вни­мании, уделяемом деятельности общества, свидетельствует факт посещения его заседаний ректором академии. “Полезная дея­тельность” общества обратила на себя внимание даже Высоко­преосвященного Владыки и по просьбе Серебренникова общество было удостоено архипастырского благословения на дальнейшее существование. Резолюция на документе о деятельности психо­логического общества гласила: “1903, января 4, Благословля­ется. М.А.” [36, с. 521]. Необходимо отметить, что духовенство активно участвовало и в собственно научных психологических мероприятиях. Например, членами и гостями 2-го Всероссийс­кого Съезда по педагогической психологии являлись преподава­тели из духовных семинарий г. Калуги, СПб, Твери, Саратова.

Расширялся и перечень журналов, публикующих труды представителей духовной психологии. В русле духовной пси­хологии был разработан целый ряд плодотворных идей и под­ходов. Более того, постоянное общение на научных собраниях и заседаниях Московского психологического общества, Рели­гиозно-философского Собрания в СПб и др., способствовал их корректировке, уточнению, критической переоценке. Все это свидетельствовало об этом направлении как о поступательно развивающемся и перспективном.

Однако, после победы Октябрьской революции духовная пси­хология в России прекращает официально свое существование. Таким образом, можно прийти к выводу, что психология в России к началу XX в. представляла собой интенсивно разви­вающуюся область научного знания, о чем свидетельствовали: завершение ее оформления в самостоятельную научную дисцип­лину, организационное укрепление, формирование развернутой научной структуры психологического знания, представленной разными направлениями и уровнями его развития, возрастание авторитета психологии в научном сообществе и усиление ее вли­яния на все аспекты культурной жизни русского общества.

Разумеется, на фоне столь позитивной картины проявлялись и серьезные трудности, являвшиеся оборотной стороной дости­жений и успехов психологии в России XX столетия. Интенсив­ное развертывание разных подходов к исследованию человека (альтернативных по своим методолого-теоретическим основани­ям) выступало как проявление естественной и нормальной тен­денции в развитии познания столь сложного и многогранного предмета, каким является психическая реальность. Это позво­ляло достаточно полно, с охватом разных сторон и аспектов, исследовать психические явления, создавало благоприятную почву для научных дискуссий. Но в то же время, в силу разно­плановости и методологической несовместимости рассмотренных выше течений возникали трудности в объединении и сопостав­лении накапливаемой в них психологической фактологии, что становилось серьезным препятствием для создания единой пси­хологической теории. Это осознавалось многими известными российскими психологами начала XX в. и стимулировало их к поиску путей преодоления указанных трудностей.