Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 130 из 136)

Описанный А.Слумэном способ референции символов не яв­ляется единственным. Например, П.А.Колере и У.Е.Смайт выделяют три способа, которыми символы у человека могут соот­носиться с действительностью: обозначение (репрезентация); приведение примеров (буквальных и метафорических); выраже­ние свойств, к которым относится символ [21]. Разнообразие способов референции, которыми обладает символ, непосредствен­но влияет на индивидуальные способы его интерпретации и понимания человеком. Но дело даже не в том, что психологам известно несколько способов референции символов, а в неудов­летворенности самого референтного подхода к формированию смысла слова: ведь в психологии давно стало аксиомой, что при одной и той же предметной отнесенности смысл слова для че­ловека может быть разным.

Для психолога основной вопрос заключается не в том, КАКОЙ предмет обозначается символом, а в том, КАК (в виде какого сим­вола) тот или иной объект существует для субъекта (например, путь из одного города в другой одним человеком может осозна­ваться как яркий зрительный образ фрагмента географической карты, тогда как второй субъект лишь приблизительно помнит последовательность названий промежуточных населенных пун­ктов).

В отличие от психологов разработчики систем работают с на­званиями объектов как с объектами, которые уже имеются в их распоряжении. Неудивительно, что они видят свою задачу толь­ко в том, чтобы предложить такое правило комбинации симво­лов (формализм, описывающий последовательность процедур по­знания), соответствие которого интуитивным представлениям о познавательных процессами будет проверено в ходе эксплуата­ции системы. Многие специалисты по “искусственному интел­лекту”, видя неудовлетворенность разработанных процедур “привязывания” смысла к символу, высказывают мнение, что разумную, познающую окружающий мир систему нельзя создать до тех пор, пока она не будет иметь обратной связи от объектов. Иначе говоря, символы для системы станут осмысленными (бу­дут обозначать не копии объектов в машинной памяти, а сами объекты) тогда, когда у компьютерных систем появятся рецеп­торы, посредством которых они сами смогут получать информа­цию о мире (сейчас предметные знания закладываются разра­ботчиком).

Признавая важную роль перцептивного опыта в смыслообразовании у человека, все же следует напомнить, что предприни­мавшиеся в психологии попытки связать смысл слова исключительно с теми сведениями о предметах и явлениях, которые че­ловек получает непосредственно от органов чувств (А. Пейвио и др.), оказались неудачными: смысл предъявляемого предложе­ния нередко осознается человеком раньше, чем у него появля­ются соответствующие перцептивные образы; синтаксические отношения и некоторые слова предложений естественного язы­ка не поддаются представлению в образах (каковы, например, образы слов “если” или “затем”?).

Главная причина неудачи референтных подходов, по мнению Дж. Д. Брансфорда и Н. С. Маккаррелл, состоит в том, что “инфор­мации об изолированных объектах (things) недостаточно для уяс­нения их смысла” [120, р.192]. Эти авторы отмечают, что пер­цепция дает человеку больше, чем прямую информацию об объекте: в данных органов чувств представлены и пространствен­но-временные отношения, характеризующие перцептивное со­бытие. Согласно их точке зрения, объекты становятся осмыслен­ными через отношения с другими объектами. Соответственно смысл любого предложения является результатом воссоздания в мозгу читателя предметной ситуации, в которой выраженные в предложении отношения правдоподобны.

Другие психологи, признавая важную роль в смыслообразовании контекста, предметных связей понимаемого, определяют смысл исключительно в терминах знаний. Например, Дж. Дж. Франке пишет: ”Структуры смысла есть частные порождения системы знаний. Они детерминируются знанием так же, как структура предложения детерминируется грамматикой” [там же, с. 235]. У.Ф. Бруэр рассматривает смысл в широком и уз­ком значении этого слова. При широкой интерпретации смысл слова, предложения, объекта или события для понимающего субъекта может быть выражен как целостная система его зна­ний, относящихся к слову (предложению и т. д.). Смысл в уз­ком значении—это то подмножество знаний, указанных сло­вом (высказыванием) в диалоге, которое, по предположению го­ворящего, будет выделено слушающим. Сеть знаний человека, по Бруэру, образуется посредством взаимосвязанных высших психических процессов и включает как образные, так и вербально-логические знания [там же, с. 281].

В соответствии с такой когнитивистской интерпретацией смысла усилия многих исследователей направлены главным об­разом на отображение характеристик объектов предметной об­ласти в виде стабильных структур знаний, которые можно записать на машинных носителях систем искусственного интел­лекта. Такой способ отображения характеристик объекта впол­не соответствует референтным принципам его осмысления. Про­ектируя системы, разработчики озабочены в основном тем, как с помощью структур знаний, используемых для понимания (наи­более распространенная из них—фрейм), вывести смысл пони­маемого. Например, П.Уинстон пишет: “Смысл простых пред­ложений в значительной степени может быть описан фреймами действия и фреймами изменения состояния, связанными друг с другом в причинно-следственную сеть” [111, с. 228). И далее: “Понимание с операционной точки зрения на создание вопросно-ответных систем, вероятно связано с созданием тесно взаимосвя­занного множества фреймов” [там же, с. 241].

Самое сложное для разделяющих эту точку зрения разработ­чиков—определить, какие именно фреймы необходимо ввес­ти в систему, какой фрейм или набор фреймов может понадо­биться для понимания входного текста. Другими словами, слож­ность заключается в определении перечня необходимых и достаточных для уяснения смысла знаний. Неудивительно, что некоторые разработчики высказывают мнение, что при создании систем, выполняющих интеллектоподобные функции, главная проблема состоит не в том, в каком виде представлять знания (фреймы, сценарии, продукции), а в том, какие именно знания следует заложить в систему, чтобы она могла успешно выпол­нять эти функции [92, с. 131-132]. Поэтому наиболее проница­тельные из специалистов по “искусственному интеллекту” пы­таются уяснить, что принципиально нового привносится знани­ями в функционирование систем.

Так, в 1982 г. А.Ньюэлл предложил дополнить традиционную для компьютерной науки схему иерархии уровней организации систем “искусственного интеллекта” (включающую уровни “тех­нического устройства”, “логической организации данных”, “программный”) уровнем “знаний” [124]. Содержание уровня знаний этот автор описывает на примере ситуации наблюдения одним субъектом за поведением другого. Наблюдаемый оказы­вается для наблюдателя системой на уровне знаний потому, что наблюдатель приписывает действующему субъекту некоторые знания о мире и цели вместе с возможными действиями. На основании компонентов уровня знаний наблюдатель может де­лать предсказания о поведении наблюдаемого. Поскольку в си­стемной иерархии каждый вышестоящий уровень выступает в роли организующего начала по отношению к предшествующе­му, то, с одной стороны, уровень знаний определяет то, на что должны быть способны символьные структуры программного уровня, непосредственно над которым он находится. С другой стороны, он сам характеризуется радикальной незавершеннос­тью, так как является высшим уровнем в организации систем, а знания используются неформально, т. е. они не связаны фор­мализованными процедурами с операциональными моделями обработки символов на программном уровне. Незавершенность, в частности, проявляется в том, что иногда поведение наблюда­емого субъекта может быть предсказано на основе описания на уровне знаний, однако целый ряд аспектов поведения таким описанием не охватывается и, следовательно, предсказан быть не может. В настоящее время в “искусственном интеллекте” ведутся исследования в направлении конкретной технической реализации уровня знаний.

Одну из самых продуктивных и интересных, но вместе с тем слабо подкрепленных психологической теорией попыток тако­го рода предпринял У.Кинч [122, с.301-312]. Занимаясь пробле­мой понимания текста, он разработал двухкомпонентную модель репрезентации его содержания в памяти компьютера. Эта модель состоит из пропозиционной основы (связной понятийной струк­туры, выражающей содержание написанного) и ситуационной модели, выстраиваемой компьютерной программой посредством актуализации знаний об описываемой в тексте предметной об­ласти. Задача понимания, по Кинчу, состоит в том, чтобы пре­образовать входной текст в концептуальное представление его смысла—список утверждений, представленных в табличной форме. “Быть понятым” в этой модели означает, что програм­ма понимающего устройства построила такой род репрезентации смысла текста, который иллюстрируется в приводимых в статье таблицах. Эта модель обладает существенным недостатком: аб­страктная пропозиционная семантическая репрезентация, как шаблон прикладываемая к разным текстам, нечувствительна к психологической структуре деятельности читателя, так как иг­норирует индивидуальные способы осмысления (символизации) элементов текста, в конечном счете и определяющие специфи­ку понимания.

В психологии известны различные виды символов и соответ­ственно их смыслов. Между тем специалисты по “искусствен­ному интеллекту”, моделируя познавательную деятельность, редуцируют символы к одному их виду, реализуемому в програм­мах ЭВМ. П.А.Колере и У.Е. Смайт, называя символы такого вида общепринятыми (consensual) и отмечая, что они “обеспе­чивают основу для референции в общении”, характеризуют их как четкие (articulated) символы—дифференцируемые, иден­тифицируемые и повторимые. В противоположность этому лич­ностные символы, т. е. феноменальные события, существующие только для переживающего их субъекта (умственные образы, сны и т. п.), являются нечеткими (dence) и не воспроизводятся в машинах. Личностные символы неотделимы от истории свое­го возникновения в деятельности и обстоятельств использова­ния. Разные личностные символы отличаются по способности репрезентировать субъекту предметы, события и явления окру­жающего мира, да и человеческий разум неодинаково способен иметь дело со всеми символами [121].