Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 15 из 136)

Именно в “осознанной потребности отдельных дисциплин в руководстве”, в необходимости “критически согласовать разроз­ненные данные, привести в систему разрозненные законы, ос­мыслить и проверить результаты, прочистить методы и основ­ные понятия, заложить фундаментальные принципы”, то есть создать “общую психологию”, видел Л.С.Выготский основу для преодоления кризиса психологии [26, с. 292]. “Психология,— писал он,—не двинется дальше, пока не создаст методологии” [там же, 423].

Второй важный вопрос состоял в том, какое философское учение должно быть положено в основу развития науки. Дискуссии 20-х годов показали поляризацию главных философс­ких течений—материализма и идеализма- и их однозначное связывание с теми или иными классовыми и политическими направлениями [60]. Так, философы идеалистического лагеря, оценивая марксистскую философию идентифицировали ее с вульгарным материализмом в науке и коммунизмом в полити­ке. С другой стороны, философы-марксисты, подчеркивали связь идеализма с капитализмом, контрреволюцией и религи­ей. Поэтому нельзя не согласиться с мнением о том, что “со­циально- классовая направленность философского мировоззре­ния затмевала то ценное, что имелось в содержании концеп­ций, находящихся в состоянии конфронтации” [там же].

И, естественно, что в условиях “триумфального шествия” социалистических идей во всех сферах общественной жизни в качестве такой общенаучной методологии, основания объедине­ния разноуровневых и разнонаправленных течений психологи­ческой мысли выступает философия Маркса, являющаяся методолого-теоретическим и идеологическим базисом и обоснова­нием осуществлявшихся в стране социальных преобразований.

Ставшая после победы революции руководящей силой обще­ства Коммунистическая партия уделяла науке большое внима­ние, оказывая на нее не только организационное, но и идейное воздействие. Проблемы научной политики государства и новой социалистической науки обсуждаются в работах многих видных деятелей партии и государства: В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, Н.И. Бухарина, А.В.Луначарского, Н.К.Крупской и др. В своей про­граммной статье “О значении воинствующего материализма”, опубликованной в 1922, В.И.Ленин обосновывал необходимость укрепления союза философии с естествознанием, перестройки естествознания на базе диалектического материализма[51].

Для пропаганды идей марксизма в науке и осуществления ли­нии воинствующего материализма в научном мировоззрении была создана сеть коммунистических изданий(журналы “Под знаме­нем марксизма”, “Вестник Коммунистической Академии”, “Ок­тябрь “и др.) и учреждений (Академия Коммунистического вос­питания и т. д.). Т.е. с первых же лет жизни нового государства наука была предметом его пристального внимания и контроля.

В этих условиях было естественно, что именно к марксиз­му обращались многие ученые в поисках тех точек опоры, ко­торые обеспечивали бы психологии выход из теоретического тупика, преодоление переживаемых ею организационных трудностей, дальнейшее ее прогрессивное развитие. Собственно же научной предпосылкой столь принципиальной теоретико-мето­дологической переориентации являлись объединяющая многих прогрессивно мыслящих психологов глубокая неудовлетворен­ность господствующей в психологии, начиная с конца XIX в., интроспекционистской, идеалистической парадигмой и поиск материалистических оснований познания психической реаль­ности.

Одними из первых отечественных ученых, выступивших с призывом построения новой психологии, базирующейся на основе марксизма, были П.П.Блонский и К.Н.Корнилов. Принявший идеи Октябрьской революции и вдохновленный открывающимися ею перспективами социального переустройства общества, П.П. Блонский связывал с этим и возможности качественного сдвига в развитии научного мировоззрения. Он критиковал идеалисти­ческую психологию, считая, что разрабатываемая ею проблема души—“проблема метафизическая, а не научная”. Поэтому “борьба против психологии души” оценивалась им как борьба против “религиозных и метафизических атавизмов в психологии” [II]. Блонский призывал к реформированию науки, доказывал, что прогресс в развитии психологии связан прежде всего с осво­ением ею марксизма: “Научная психология ориентируется на марксизм” [там же, с. 34].

Поиск конкретных путей построения новой психологии при­водит Блонского к отходу от проблемы сознания, понимаемой им как замаскированная форма психологии души, на позиции поведенчества, что, с его точки зрения, отвечает требованиям мате­риалистического подхода в психологии. Предметом психологии человека, согласно взглядам ученого, должно быть поведение человека, и сам человек рассматривается им как биологическое существо. Тем самым снимается противоречие между психологией и естествознанием. Психология, став наукой о поведении, превра­щается в раздел биологического знания. Однако, Блонский под­черкивал в то же время и важность социальных условий в раз­витии человека, понимая под последними совместную деятельность человека в разных сообществах. Психологические феномены рас­сматриваются Блонским как виды поведения.

Дальнейшая эволюция взглядов ученого состояла в отказе от поведенческих позиций и в принятии идеи о необходимости учета и исследования субъективных состояний при условии их строго материалистического объяснения.

Столь же безапелляционной и однозначной в этом вопросе была позиция К.Н.Корнилова. Выступая на 1-м Всероссийском съезде по психоневрологии в 1923 г., он также говорил об ак­туальной необходимости создания марксистской психологии.

Отмечая традиционную ориентированность психологии на связь с философским знанием, Корнилов считал вполне оправ­данным применение марксизма в реорганизации психологии. Причем, последний характеризовался им как “строго научное или, как говорят, “внутринаучное” философское мировоззре­ние” [43,с. 42].

Корнилова поддержали многие ученые, работавшие в основных психологических центрах страны: В.А.Артемов, Н.Ф.Добрынин, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов, Б.М.Теплов и др. В начале 20-х гг. он становится одним из лидеров российской пси­хологии. Этому немало способствовал исход дискуссии, развер­нувшейся в это время между ним и Г.И.Челпановым. С Челпановым в послереволюционные годы ассоциировались традицион­ные идеалистические воззрения в российской психологии. Последовательный борец против материализма, сторонник эмпи­рической, интроспекционистской вундтовской психологии, Чел-панов сохраняет свои взгляды и в новых условиях. Декларируя необходимость осмысления возможностей использования марк­сизма в психологии, он в то же время последовательно отстаивал тезис о независимости эмпирической психологии от идеалисти­ческой философии. Тем самым, делалась попытка вывести пред­ставляемое им направление из под удара. Столь же, по мнению Челпанова, безосновательно связывание эмпирической психоло­гии с диалектическим материализмом. Позже Челпанов сделал безуспешную попытку обосновать возможность соединения инт­роспективной эмпирической психологии с марксизмом.

Главным оппонентом Челпанова становится Корнилов, кото­рый, критикуя идеализм и непоследовательность Челпанова, в то же время предлагал столь же непродуктивный путь чисто внешнего, механического, ассоциативного соединения маркси­стских идей с психологическими положениями. О проблеме “марксизм и психология”, по сути дела, спорили два человека, в равной степени далеко стоящие от понимания подлинного со­держания и эвристических возможностей марксистской фило­софии как методологии психологии. Столкнулись две крайние позиции: неприятие по существу нового философского мировоз­зрения и попытка его чисто механического внедрения в науку {16]. Не логика научных аргументов, а однозначное и прямоли­нейное восприятие социально одобряемого мировоззрения обес­печило победу Корнилова: в 1923 г. он замещает Челпанова на посту руководителя Психологического института. Этим факти­чески завершалась длительная борьба, ведущаяся между есте­ственно-научным и идеалистическим, интроспекционистским подходами в отечественной психологической науке.

И хотя некоторое время еще продолжалось обсуждение ука­занной проблемы, вопрос был решен уже однозначно в пользу марксизма. Например, неудачной оказалась попытка А.Н.Неча­ева, вслед за Г.И.Челпановым, на II Всероссийском съезде по психоневрологии в 1924 г. провести идею об отказе психологии от принятия тех или иных философско-мировоззренческих ос­нов. В изложении Нечаева это выступило в виде призыва “ни идеализма, ни материализма”. Этот тезис был отвергнут участ­никами съезда. Дискуссии и выступления обнаруживали доми­нирование материалистически ориентированных направлений в психологии, которые в 20-е гг. были представлены ререфлексологией В.М.Бехтерева и реактологией К.Н.Корнилова.

Выступая против интроспеционизма и отстаивая объективный путь исследования психики, указанные направления в то же время представляли упрощенную механистическую модель по­нимания и интерпретации природы и оснований функциониро­вания психики, фактически сводя ее исследование лишь к вы­явлению нервно-физиологических механизмов. Тем самым, в психологию вводилось новое понимание предмета психологии— поведение (или внешне выраженные реакции и рефлексы че­ловека в ответ на внешние воздействия).

Введение в отечественную психологию категории поведение связано с деятельностью И.М.Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бех­терева, А.А. Ухтомского [93].

Вот как определял предмет психологии В.М.Бехтерев: “Для рефлексологии... нет ни объекта ни субъекта в человеке, а имеется нечто единое—и объект и субъект, вместе взятые в форме деятеля, причем для стороннего наблюдателя доступна научному изучению только внешняя сторона этого деятеля, характеризующаяся совокупностью разнообразных рефлексов, и она-то и подлежит прежде всего объективному изучению, субъективная же сторона не подлежит прямому наблюдению и, следовательно, не может быть непосредственно изучаема...” [10,с.185].