Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 75 из 136)

3.5. Взгляды К.К.Платонова на личность

Практически одновременно с теорией Ковалева были разра­ботаны идеи структуры личности К.К.Платоновым. Он шел в своем понимании личности во встречных направлениях—и от методологии и от практической, прикладной психологии. В пер­вом направлении он дал анализ различных — в том числе в то время прогрессивных философских—понимании структуры (например, концепции Н.Ф.Овчинникова), в результате чего ото­шел от традиционного понимания структуры только как соот­ношения элементов и целого и дал более сложное понимание, включившее “единство элементов, их связей, целого и связей элементов с целым”[159, с. 54]. Наиболее важным для психо­логии в этом понимании было то, что существуют более или ме­нее существенные для целого подструктуры, но нет несуществен­ных. С этих позиций он вносит определенную ясность, на наш взгляд, в попытки психологов создать единую классификацию групп психических явлений, которые следует включить в струк­туру личности, называя эти группы не подструктурами лично­сти, а категориями психических явлений человека. Сам Плато­нов предложил следующую хорошо известную структуру лич­ности, включившую подструктуры: исключительно социально обусловленная подструктура (направленность, отношения, мо­ральные качества); опыт (знания, навыки, умение и привычки);

[индивидуальные особенности форм отражения; биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические па­тологические особенности). Отличие этой структуры личности от предложенных Мясищевым, Ковалевым и другими психоло­гами в том, что способности и характер рассматриваются не как структурные образования, а общие качества личности, в чем сам Платонов усматривает сходство своей позиции с позицией Ру­бинштейна, считавшего характер и способности обобщенными психическими деятельностями. На наш взгляд, при наличии в концепции Платонова своей своеобразной логики(о свойствах личности как сложной форме проявления ее структурных (“подструктурных”) особенностей разных уровней), ее значительным изъяном является глобализация принципа отражения [170]. То, что Платонов определяет личность как носителя сознания не противоречит уже упомянутым взглядам и Узнадзе, и Рубинш­тейна, отмечавших ведущую роль сознания в понимании лич­ности. Но объяснение и сознания, и его подструктур только как форм отражения, вплоть до сведения воли и чувств к формам отражения, нам представляется неоправданной гносеологизацией их сущности. (Сознание есть не только отражение мира, но и выражение отношения человека к миру). Здесь исчезает и та динамика связей характера с чувствами и волей, которую по­стоянно постулировал Платонов, называя свою структуру лич­ности (в отличие от других) динамической.

Однако, как практический психолог Платонов разработал не­которые бывшие в тот период становления прикладной психо­логии полезными методы и методические средства. С его име­нем связан так называемый метод независимых характеристик и “карта личности”, выступавшая неким диагностическим сред­ством. Несомненной заслугой Платонова, на наш взгляд, явля­ется однако не предложенная им структура личности и даже не некоторые методические средства ее диагностики, а постанов­ка проблемы “личность и труд”, которая традиционно стояла лишь как проблема личности и деятельности. Несмотря на то, что проблема труда была проинтерпретирована им преимуще­ственно как проблема социалистического труда, тем не менее она открыла новую плоскость изучения реальной личности, плос­кость, которой, можно признать, избегала социологическая мысль, понимавшая социальную опасность проблемы мотивации труда(реально не только высокой, но и нулевой).

3.6. Концепция личности В.Н.Мясищева

Одной из наиболее теоретически разработанных, на наш взгляд, является концепция личности В.Н.Мясищева, постро­енная на основе конкретных исследований нормы и патологии личности. Мясищев определил личность как совокупность от­ношений к миру, тем самым существенным образом дистанцировавшись от подходов, которые строили в известном смысле замкнутую структуру личности из конгломерата таких состав­ляющих, как психические процессы, свойства, способности, мо­тивы, воля, характер и т. д. Понятие отношений позволяет пре­одолеть дихотомию субъективного и объективного, интра- и ин­терпсихического, поскольку это не общественные отношения, которые имел в виду К.Маркс и вслед за ним все отечественные психологи, а скорее способы связи внутреннего и внешнего, свя­зи личности с миром [69, с. 67]. Его понимание отношений лич­ности радикально отличалось и от ананьевского, который рас­сматривал скорее способы включения личности в социум как со­вокупность деятельности, общения, познания. Для Мясищева отношения имеют собственно психологические модальности — позитивные или негативные, активные или пассивные, проти­воречиво или гармонично связанные друг с другом. В число от­ношений он включает: 1) оценочные, 2) интерес как особое ин­теллектуальное отношение и, что особо важно, выделяет 3) отношение к деятельности. (Последнее существенно отличает его концепцию от определения личности, даваемого Леонтьевым, который фактически сводил саму личность к деятельности, по­нимая личность как иерархию деятельностей.) Существенным является указание Мясищева на объективный необходимый ха­рактер деятельности, а не только отвечающий потребностям и устремлениям самой личности, отсюда отношение к деятельно­сти, по его мнению, может быть как позитивным, так и нега­тивным, как активным, так и пассивным [150].

Отношения, согласно Мясищеву, имеют и потенциальный, т. е. имплицитно значимый характер, и, одновременно, являются итогом индивидуального опыта. С этих позиций Мясищев спра­ведливо критикует теорию свойств личности, полагая, что свой­ства обнаруживаются и в процессах, и в отношениях, и в состояниях человека. Основной же характеристикой отношений оказы­вается значимость, определяющая избирательность личности, причем значимость отличается от установки, носящей, согласно Мясищеву, безличный характер. Характер—“это единство от­ношений и способов их осуществления в переживаниях и поступ­ках человека” [там же, с. 70]. Очень важна, на наш взгляд, по­ставленная Мясищевым проблема устойчивости и неустойчивос­ти отношений, которая (устойчивость) в одних случаях обеспечивается простыми инерционными (консервативными) ме­ханизмами, а в другом основана на принципиальности личности, на некотором осознанном и обобщенном принципе. Его концеп­ция отношений, базировалась и на патологическом материале бо­лезненного их нарушения, вплоть до регресса личности. Тем са­мым общая психология личности оказалась связана с психопато­логией личности, долгое время рассматривавшейся как изолированная область практики. Мясищевская теория личнос­ти относится нами поэтому к так называемым теориям среднего уровня, поскольку она, опираясь на данные о реальных личнос­тях, вбирает в себя и обобщает все многообразие реально суще­ствующих личностей и имеет серьезные перспективы развития [119].

3. 7. Подход к личности А.Н.Леонтьева

Концепция Леонтьева отчасти продолжала линию Выготского в психологии, утверждая ведущую роль социальной детермина­ции личности, минимизировала роль врожденного, наследствен­ного, природного(но в отличие от Выготского Леонтьев вслед за Рубинштейном разрабатывал деятельностный подход), отчасти представляла оригинальный, целиком основанный на деятель­ности подход к личности. Обобщая можно сказать, что основ­ной замысел теории личности Леонтьева можно понять, исходя из основной критической задачи, которую он решал. Таковой было преодоление натуралистического понимания личности и натуралистического понимания низших психических функций, которые, якобы, перестраиваются путем овладения ими (Л.С.Вы­готский). Именно этим в конечном итоге объясняется неспособ­ность Леонтьева включить в личность ее природный уровень, поскольку последний не может не быть экзистенциальным, эм­пирически существующим. Можно предположить, что Леонтьев считал натуралистическими все отечественные сложившиеся к тому времени концепции, хотя они и предполагали и реально включали в себя объяснение становления сущности личности. Интерпретируя Леонтьева, можно объяснить его замысел выве­дения личности из деятельности желанием понять личность как идеальное (в терминах философии позднейшего периода, когда для обозначения этого употреблялось понятие “производные ка­чества”). Отсюда определение личности как “внутреннего момен­та деятельности” [129, с. 159], как “психического новообразо­вания” [129, с. 172]. Далее следуют такие определения: “Лич­ность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается” [129, с. 173]. И, наконец, “изучение процесса объе­динения, связывания деятельностей субъекта, в результате ко­торого формируется его личность, представляет собой капиталь­ную задачу психологического исследования” [там же, с. 179]. Та­ковы определения личности, составляющие сущность ее понимания Леонтьевым. Нельзя не согласиться с тем, что лич­ностью не рождаются, а становятся, но тем не менее становящей­ся оказывается некая психическая реальность, которая приоб­ретает все большую качественную определенность, которую не­достаточно назвать “моментом деятельности”. Дальнейшее уточнение понятия личности Леонтьев связывает с иерархией деятельностей [там же, с. 186], что не добавляет, на наш взгляд, конкретности к определению личности. Отсутствие собственно концепции личности у Леонтьева определяется тем, что он, да­лее, никак не выстраивает в своей деятельностной парадигме специфические именно для личности характеристики, а прово­дит анализ целей, мотивации, т. е. структур, измерений деятельности. Не соотнесенными оказываются сознание и деятельность: если сама личность есть деятельность, то что есть сознание?