Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 52 из 136)

Эту “мозаичность” личности и функционализм Рубинштейн на­чинает преодолевать уже в своей статье 1922 г., посвященной принципу деятельности, точнее, принципу субъекта и его деятель­ности, поскольку, как мы видим, для него деятелъностный подход выступает прежде всего как личностный принцип. Деятель­ность может быть только деятельностью субъекта, и все форми­рующиеся в ней психические свойства и процессы являются неотъемлемыми качествами лишь целостного индивида. В дан­ном отношении Рубинштейн также почувствовал свою идейную близость к марксовой философии, когда он начал анализировать в статье 1934 г. тогда впервые опубликованные философские произведения основоположника диалектического материализма. Он выделяет у Маркса и использует прежде всего фундаменталь­ное и хорошо теперь известное положение о том, что все психи­ческие процессы или функции человека есть “органы его инди­видуальности” [127, с.591] как целостного субъекта. По Марк­су, “человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, т. е. как целостный человек” (там же). Опираясь на эти очень верные и важные для психологии идеи Маркса, Рубинштейн развивает дальше свои прежние положения о единстве и целостности личности, восходящие к его статье 1922 г. Он подчеркивает, что психология “не может быть, таким об­разом, сведена к анализу отчужденных от личности, обезличен­ных процессов и функций” [174, с.14]. Различные формы психики и сознания развиваются не сами по себе—в порядке автогенеза, а только как атрибуты или функции того реального целого, ко­торому они принадлежат, т. е. личности как субъекта. Вне лич­ности трактовка сознания могла бы быть лишь идеалистической (спиритуалистической). Вопреки Гегелю субъект, личность не сво­дится к сознанию или самосознанию, однако сознание и самосоз­нание весьма существенны для личности.

С этих позиций Рубинштейн реализует в психологии основ­ной для марксистской концепции тезис, согласно которому со­знание человека есть общественный продукт и вся его психика социально обусловлена. Деятельностный, точнее, личностный подход в психологии представляет собой конкретизацию всеоб­щего принципа социальности человека и его психики. Данную мысль Рубинштейн формулирует с предельной ясностью и от­четливостью: “Общественные отношения—это отношения, в которые вступают не отдельные органы чувств или психические процессы, а человек, личность. Определяющее влияние обще­ственных отношений труда на формирование психики осуществ­ляется лишь опосредствованно через личность” [там же].

Возражая против того, что отдельные психические процессы якобы могут сами по себе—в обход личности—вступать в об­щественные отношения, Рубинштейн имеет здесь в виду доволь­но распространенные тогда в психологии (например, в работах Л.С.Выготского) точки зрения, согласно которым у человека, прежде всего у ребенка, есть два типа психических функций: 1) низшие, натуральные, не социальные (например, простейшая не­произвольная память, сходная с животной) и 2) высшие, куль­турные, социальные (например, произвольное запоминание, ис­пользующее речь и другие вспомогательные средства вроде “узел­ка на память”). Такая типология психических явлений человека явно или неявно приводит к отрицанию вышеупомянутой цело­стности личности как субъекта деятельности, целостно, а не по “частям” выступающего в исторически определенной системе общественных отношений. Если у ребенка социальными являются не все, а только некоторые (т. е. высшие) психические функции, то это означает, что либо они “самочинно” (минуя личность) всту­пают в общественные отношения, либо это осуществляется все же через личность, но тогда она лишь частично входит в систему общественных отношений. При этом личность утрачивает свою целостность, субстанциальность, интегральность.

Сами по себе термины “низшие и высшие психические фун­кции” могут и не вызывать возражений, поскольку в психике человека на любой стадии его исторического и возрастного раз­вития действительно существуют менее развитые (“низшие”) и более развитые (“высшие”) психические явления. Однако раз­личие между ними состоит вовсе не в том, что одни из них— социальны, а другие—нет. На самом деле они все социальны, поскольку любой человек—даже ребенок—всегда живет, дей­ствует, общается и т. д. в определенной системе общественных отношений.

Эта фундаментальная проблема социальности разработана Ру­бинштейном в интересах психологической науки особенно глубоко и перспективно именно в анализируемой статье 1934 г. Прежде всего он сопоставляет друг с другом два основных и во многом су­щественно различных подхода к данной проблеме. Первый из них идет от К.Маркса с середины прошлого века, второй—от основоположника французской социологической школы Э.Дюркгейма с 80-х гг. того же столетия. Как известно, бесспорная заслуга Дюркгейма состоит в том, что он первым (вне марксовой фило­софии и социологии) систематически разработал проблему соци­альности человеческого сознания и этим оказал более или менее значительное влияние на многих последующих социологов, пси­хологов, языковедов и т. д. (например, отчасти на Р. де Соссюра, Л.Леви-Брюля, на раннего Ж.Пиаже, на некоторых советс­ких психологов и т. д.). Дюркгейм и его последователи сделали огромный шаг вперед в развитии науки—особенно по сравнению с теми своими предшественниками и современниками, которые недооценивали или даже отрицали социальность человеческого сознания и психики. Вместе с тем теории Дюркгейма, Леви-Брюля и других страдали существенными недостатками, отмеченными рядом ученых, и в частности Рубинштейном.

Свою критику этих теорий Рубинштейн предваряет признани­ем их несомненных и значительных достоинств. Он высоко оце­нивает одно из исходных и фундаментальных положений фран­цузской социологической школы, утверждающее качественные (а не только количественные) изменения человеческой психики в процессе социально-исторического развития, причем измене­ния не одного лишь ее содержания, но и формы или структуры (вспомним концепцию К.Леви-Строса). Таковы, например, каче­ственные различия между психическими особенностями перво­бытных (“примитивных”) и современных людей. Это историчес­кое развитие сознания, по мнению французских авторов, не мо­жет быть сведено к развитию индивида и индивидуального сознания; оно связано с изменениями всего общества, всего об­щественного строя. Тем самым признается социальная сущность психического развития человека. Однако, отмечает Рубинштейн, сама социальность понимается при этом очень узко и односторон­не. Она сведена главным образом лишь к идеологии, к коллек­тивным представлениям, вообще к сознанию.

По Дюркгейму, все социальное состоит из представлений и является продуктом представлений. Поэтому, когда он разви­вает свой тезис о том, что представления, психика человека есть продукт социальности, то для правильной оценки данного те­зиса нужно помнить, что его предваряет обратное положение, согласно которому сама социальность оказывается продуктом представлений. Аналогичным образом Рубинштейн полемизи­рует и с Леви-Брюлем, по мнению которого общественные отношения тоже лежат в основном лишь в сфере общественного сознания. Из социальности выпадает в итоге реальное отноше­ние к природе, к материальному объективному миру и реаль­ное воздействие на него, т. е. выпадает человеческая практика (изначально практическая деятельность).

Такое неправомерное сведение социальности к общественно­му сознанию особенно отчетливо демонстрирует существенные различия между недеятельностным и деятельностным подхо­дами. В соответствии с первым из них социальность исследует­ся прежде всего как общение сознании (детей и взрослых) вне существенных связей с практической деятельностью субъектов. Эта трактовка общения надолго закрепилась в психологической науке и до сих пор еще не до конца преодолена. А с позиций деятельностного принципа социальность раскрывается как нераз­рывная взаимосвязь человеческих индивидов, т. е. субъектов де­ятельности, общения, поведения и т. д.

Начиная с 30-х гг. творчество Рубинштейна характеризует­ся все более последовательной разработкой выдвинутого им ме­тодологического принципа единства сознания (вообще психики) и деятельности (трудовой, познавательной, учебной и т. д.). Этот принцип, названный впоследствии субъектно-деятельностным подходом, гласит: человек и его психика формируются и про­являются в его деятельности (изначально практической), а по­тому изучаться они могут прежде всего через проявления в та­кой деятельности.

Рубинштейн, его ученики и сотрудники работали в тесном творческом контакте со многими другими советскими психоло­гами. По свидетельству М.Г.Ярошевского, в Ленинграде 30-х гг. “имелись широкие возможности для неформального общения. К Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой при­ходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ана­ньев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и др. Превосходно информированный о положении в психологии—отечественной и мировой, Рубинштейн поддержи­вал тесные контакты с теми, кто работал на переднем крае на­уки” [235, с. 519]. А для него самого наиболее передовой край науки—это дальнейшая разработка проблемы субъекта и его деятельности.