Смекни!
smekni.com

Психологическая наука в России XX столетия (стр. 82 из 136)

Анцыферовой развивается динамическая концепция лично­сти, в которой ставятся проблемы выхода личности за свои пре­делы, рассматривается диахроника ее развертывания в жизни и деятельности, условия достижения ею оптимального жизненно-деятельностного состояния, поиска новых мотивов, условия совпадения с характером деятельности[18]. В начале следую­щего десятилетия, опираясь на результаты проведенных под ее руководством исследований, она рассматривает уже не столько развитие личности как проявление общих закономерностей раз­вития, не только развитие личности как динамику жизни и ее периодов, а развитие как высшую форму ее динамики, как ее качественное преобразование. Оно связано с повышением уров­ня организации, с возрастанием способности осуществлять себя в более сложной системе жизненных отношений и воспринимать по-новому мир: более структурированным, более интегрирован­ным и содержательным. Ею выделяется специальная способ­ность личности к развитию—способность удерживать и сохранять все позитивное содержание своей истории, аккумулировать результаты развития, актуализировать потенциальное содержа­ние своего сознания и создавать нечто новое в мире и в самой себе, расширяя тем самым зону потенциального. Квалифицируя свой подход как психобиографический, она обобщает результа­ты исследований “субъективной картины жизни” как отраже­ния в сознании человека прошлого, настоящего и будущего, субъективного переживания тех или иных периодов жизни че­ловека по их насыщенности событиями, положенного в основу квалификации “психологического возраста” (А.А.Кроник), ве­дущей роли жизненных ценностей, лежащих в основе механиз­мов жизненных выборов (Л.С.Кравченко), роли когнитивного стиля личности (импульсивности-рефлексивности, по Дж. Кага­ну) в формально-динамических и содержательно-смысловых целеполаганиях [224].

Последнее исследование, выполненное в категориях содержа­тельно-смыслового и формально-динамического, явилось серьез­ным дополнением и определенным развитием концепции моти­вации Асеева, поскольку в нем также выявились особенности ак­туальных и неактуальных сфер значимости, индивидуальные зоны успешности-неуспешности, временные амплитуды удержа­ния целей, а также конкретизацией общей концепции активно­сти Абульхановой-Славской как семантического интеграла лич­ности. В каждом типе (когнитивном стиле) личности выявилось особое сочетание уровня активности с уровнем самоконтроля, а также радикализм—консерватизм, выражающийся в большей или меньшей самостоятельности, что проявилось в многообразии параметров и архитектонике системы целеполагания каждого типа. Существенно подчеркнуть, что целеполагание, которое в отечественной традиции неразрывно связывалось с деятельнос­тью, здесь выступило как собственно личностная жизненная спо­собность [223] и позволило обратиться к новой проблеме самоут­верждения личности [222].

Обобщая проведенные в лаборатории исследования, Анцыферова акцентирует проблематику жизненно-личностных трудно­стей, кризисов, барьеров: гипотезу И.И.Чесноковой о сензитивных периодах в развитии нравственного самосознания, которые подготавливаются противоречиями в моральном опыте личнос­ти, проблемными моральными ситуациями [226], данные иссле­дования Е.С.Калмыковой о дисгармонии душевной жизни (как результате внесения в нее равно значимых для личности противоречащих друг другу позиций и мнений), результаты исследо­ваний предельных возможностей человека, показавшие типы со­держательно-смысловых и функционально-динамических барь­еров (Асеев, Е.Д.Туманов). Важнейшим является вывод о необ­ходимости подготовки человека к трудностям реализации поведения, регулируемого высшими потребностями в связи с осо­бенностями аскетической и гедонистической жизненно-потребностных стратегий [78, 79].

Эти обобщения подвели Анцыферову к обсуждению не толь­ко абстрактно-теоретических проблем жизненного пути, но ак­туальных сегодня проблем трудных жизненных ситуаций, ко­торые составили характерную для второй половины двадцато­го столетия психологическую проблему “совладания” личности с этими ситуациями, выявления конструктивных, неконструк­тивных и порождающих стратегий такого совладания. Она дает глубокую классификацию таких стратегий совладания, связан­ную с психологическими особенностями сознания и поведения личности, обобщая опыт мировой психологии в разработке дан­ной теоретико-практической проблемы. Типологический подход к личности позволяет ей сформулировать положение о неодноз­начном влиянии на личность трудных жизненных ситуаций, что в конечном итоге выступает как новое звучание рубинштейновского тезиса о личности как совокупности внутренних условий, о личностном опосредствовании процесса взаимодействия чело­века с миром.

В контексте рубинштейновской парадигмы предпринято иссле­дование взрослой развивающейся личности, которое восполняет огромный вышеуказанный пробел в отечественной науке о лич­ности, вскрывая особенности движения к личностной психоло­гической зрелости [204]. Этот пробел оставался неосознаваемым, теоретически не рефлексировался психологами, хотя продолжа­ли разрабатываться теории личности ребенка, подростка [217], и общая теория личности, но отсутствовала теория личности взрослого. Поэтому проблемы самоопределения, развития, само­актуализации личности рассматривались достаточно абстрактно вне определения критериев и качеств взрослости, зрелости. Ин­тегрируя мясищевскую модель личности как отношений, рубинштейновскую триаду отношений личности к миру, другим людям и себе, Старовойтенко выделяет систему жизненных отношений личности, включающую интеллектуальные деятельно-продуктив­ные, социальные, профессиональные, нравственные и эстетические отношения к жизни, системообразующим центром которой является единство интеллектуального, профессионального и нрав­ственного отношений, а основанием развития этой триады— “рефлексивное отношение личности к себе—субъекту жизни” [204, с. 8]. На этой основе ею разработан метод развития лично­сти, состоящий в ценностно-смысловом и операциональном мо­делировании рефлексии и в последующем переводе рефлексив­ных моделей в способы самопознания и самоизменения личнос­ти, которое носит самообобщающий и проблемный характер. Здесь конкретно теоретически и методически реализуются идеи Абульхановой о проблематизации как способе разрешения про­тиворечий, выстраиваясь в типологию ученых, ставших респон­дентами исследования. Метод исследования имеет двоякую— диагностическую и собственно развивающую функции, расши­ряя сознание личности, ее рефлексивные возможности и приобретает серьезное значение для практики консультирования, воспитания и саморазвития.

Развитие личности, наконец, перестает пониматься только как развитие личности ребенка в результате педагогических воз­действий и связывается со способностью взрослой личности к са­мопознанию, с возможностями ее рефлексии, сознания [193, 194]. Так оказались, наконец, связанными две области психо­логии, долгие годы развивавшиеся изолированно—творческого мышления и психологии личности.

Обращение к личности взрослого является не столько вкладом в возрастную психологию, сколько достижением большей степе­ни конкретизации в изучении личности, восполнением определен­ного пробела в науке. Опережая последующее изложение, можно сказать, что в самое последнее время в отечественной психологии появился некоторый интерес и к проблемам геронтологии. Одна из первых попыток подойти к этоим проблемам в аспекте старе­ния личности предпринята Анцыферовой на основании анализа и интерпретации обширных зарубежных материалов и касается раз­ных личностных “способов” организации жизни в старости.